Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 23:49, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей межличностного общения детей – логопатов.
Объект исследования: межличностные отношения детей с нарушениями речи дошкольного возраста с нарушениями речи как социально-психологическое явление.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели исследования мы поставили следующие задачи:
Подобрать теоретическую и методическую литературу по данной проблематике;
Дать описание межличностного общения детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ.
1.1 Особенности межличностных отношений у детей с нормальным речевым развитием .......................................................................................………………..6
1.2 Особенности межличностного общения детей-логопатов ……….............13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ.
2.1 Методики исследования особенностей межличностного общения детей-логопатов ..............................................................……………………………….20
2.2 Результаты и анализ исследования……………………………………........22
Выводы по второй главе..................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………
Важно отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Дошкольная группа является ранней ступенью социальной организации людей. Старшая группа детского сада - это развитая социально-психологическая единица, это группа детей, которые знают друг друга уже несколько лет.
Известно, что фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности - является первый опыт отношений. Поэтому от того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - от этого во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
С учетом сказанного следует отметить, что нередко в группе детского сада между детьми возникают отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чуств друг к другу. Не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат», не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников. В дошкольной группе обычно выделяется ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой педагогов и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, находящиеся в подчинении у более активных. Такая «поляризация» вредно отражается на личностных качествах и тех, и других.
Но такие отношения не лежат на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога. Поэтому проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекает все большее внимание исследователей у нас в стране и за рубежом, так как основы отношений человека к окружающей действительности и людям закладываются именно в период дошкольного детства, который отечественные психологи (Д.Б.Эльконин Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев,) ситают периодом первоначального становления личности.
Исходя из данных положений, следует подчеркнуть, что на развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Это взаимодействие не только прекрасная возможность совместно познать окружающий мир, но и возможность общаться с детьми своего возраста. Данная категория детей активно интересуются друг другом, вступают в межличностные отношения, которые являются своеобразной школой социальных отношений. Кроме того, в отношениях со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, формируется его самооценка, развивается самосознание ребенка.
Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Поэтому наличие нарушений речи у детей приводит к затруднениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития.
Именно в этом аспекте проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является очень актуальной. Это и обусловило цель настоящего исследования.
Цель исследования: выявление особенностей межличностного общения детей – логопатов.
Объект исследования: межличностные отношения детей с нарушениями речи дошкольного возраста с нарушениями речи как социально-психологическое явление.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели исследования мы поставили следующие задачи:
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования позволяют расширить и уточнить знания о межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов для коррекции и формирования межличностных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи в работе дошкольных логопедов, воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений и психологов.
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. [30, с.174]
Исследования Н.И. Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительно в два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем к взрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.
Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. [15, с.216]
Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений.К 6-7 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. [11, с.71] Существенно меняются и отношения между ними. К данному возрасту значительно возрастает эмоциональная вовлеченность и дружелюбность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь сверстнику, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку.
К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом, таким образом, ребенок становится способным понимать точку зрения другого, то есть происходит развитие децентрации (по Ж.Пиаже). [6, с.380] Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Такая эмоциональная вовлеченность в действия сверстников свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, но и предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. [26, с.195] Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Проявляется умение взаимной поддержки, сопереживание успехов и неудач, чувство товарищества. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде. В деятельности, построенной не по типу «рядом, но не вместе», а по типу «совместно-дружно-вместе» складываются отношения взаимной ответственности, помощи и зависимости – это, в свою очередь, выступает основой коллективизма и товарищества.
Так же к 6-7 годам у дошкольников значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. [23, с.93] Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Наряду с этим постепенно обнаруживается умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. В этом возрасте они не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.
Информация о работе Некоторые аспекты изучения взаимоотношения между детьми с нарушениями речи