Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

  В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) оптимальный режим дня, широкое использование средств физического воспитания с учетом особенностей развития и состояния здоровья детей каждой возрастной группы способствуют неспецифической профилактике заболеваемости, коррекции морфофункциональных отклонений, повышению функциональных возможностей детского организма. Анализ анамнестических данных, результаты профилактических осмотров, скрининг-тестирования в ДОУ показали, что у  большинства дошкольников (более 70%) выявлялись различные морфофункциональные отклонения; отмечена тенденция роста хронических заболеваний и врожденных аномалий развития. Первое место в структуре нарушений в состоянии здоровья дошкольников занимают функциональные отклонения и патология костно-мышечной системы. Исследования, проведенные сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что при поступлении в ДОУ каждый третий ребенок не имеет достаточного уровня развития основных двигательных качеств, особенно скоростных качеств, ловкости и координации движений, мышечной силы. Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со  сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение  адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды [14 с.26].

    Анализ показал, что формирование хронических заболеваний  происходит  в основном за счет 2-й  группы здоровья,  т.е.  детей  с  функциональными  отклонениями (часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)

    У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе  заболевание глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы,  четвертое  – нервной системы и органов чувств.

    Среди хронических заболеваний органов  дыхания  в  дошкольном  возрасте чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у  школьников – в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 %  детей,  у школьников – в 10,0 %  случаев.  Наиболее распространенным  отклонением  со стороны  костно-мышечной  системы  у  детей  дошкольного  возраста  является плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У  детей  дошкольного возраста нарушение осанки, сколиозы  встречаются  существенно  реже,  чем  у школьников [5 с.19].

    В последние  годы наибольший интерес представляют  сведения  о  состоянии здоровья  детей дошкольного  возраста  по  оценке  функционального  состояния  органов и систем.

    Ребенок практически  здоров,  но  могут  быть  определены  те  или  иные функциональные   отклонения   в   деятельности   сердечно   –    сосудистой, дыхательной,  выделительной  систем.  Так,  исследования  показали,  что   в возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была  только  у  39  %  детей, умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте  6 – 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78  %  детей,  17  %  умеренное учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или  выраженные  гипертонические реакции встречались по показателю  систематического  артериального  давления вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 –  7 лет (8,7 %). С  возрастом  отмечено  увеличение  числа  детей  с  выраженной гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет [23 с.12].

    Так, заболеваемость  по обращаемости наибольшая у  детей до 3 лет  (381,0 на 1000 обследованных  детей); в 4-летнем  возрасте  отмечается  снижение  до 339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7  –  8  лет  –  до  263,0.  заболеваемость  по обращаемости  с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются  в школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3  – 4 лет  связано  с  эмоциональным  стрессом,  который  возникает  в  связи  с поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко  Ю.А. и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В.,  1980).  Однако  необходимо  учесть, что  в  возрасте  3  –  4  лет  отмечен  значительный  скачек  роста   детей (Андронеску А., 1970; Кранс В.М.,  1979),  во  время  которого, как  и  при изменении  условий   развития,  происходят  существенные  преобразования   в деятельности   нервной    системы,    эндокринного    аппарата,    различных функциональных  систем.  Очевидно,  подобные  изменения  также  приводят   к снижению  адаптивных  возможностей  детского  организма,  что   способствует увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.

    Первое место  в структуре заболеваемости детей  по обращаемости  занимают болезни  органов дыхания. В первые годы  жизни пневмонии  составляют  6  %  от всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам  число  их  снижается  до  1  %. Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в  6  – 7 лет.

    У детей в  возрасте от 1 года до 6 лет постепенно  нарастают инфекционно- аллергические болезни, а у школьников –  травмы,  заболевания  уха,  нервные болезни [34 с.10].

    Применение четвертого  критерия для  оценки  здоровья  детей  связано  с выявлением  уровня физического развития  и его  гармоничности.  Показано,  что наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у  детей  старшего школьного возраста. В этом возрасте имели место как  опережение  физического развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 –  3  года.  Вместе  с  тем  в раннем  возрасте,  а  именно  на  первом  году  жизни,   также   представлен существенный разброс показателей физического развития  детей  с  учетом  так называемого гестационного возраста.

    В проведении  закаливающих  мероприятий  и  физических  нагрузок  важно определить  не только возрастную, но и биологическую  нагрузку  на  организм, учитывая не только паспортный, но и  биологический  возраст,  состояние  или уровень здоровья ребенка.

Уровень   физического   развития   имеет   существенное   значение    в возникновении  заболеваний.  Детей   дошкольного   возраста   с   нормальным физическим  развитием  болеют  меньше.  Так,  уровень  заболеваемости  среди детей,  отстающих  по  темпам  физического   развития,   превышает   уровень заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на  4 – 6 %, на 2-м  и 3-м – на 16,6 %, на 4-м  и 5-м – на 9,8 %, на 6-м  и 7-м  – на 7,8 %.     Исследования Сизовой Н.О.  показали,  что  формирование  хронических  заболеваний происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем  возрасте способствовать профилактике хронической заболеваемости,  как  специфической, так и  путем  закаливающих  воздействий  и  улучшения  физического  развития детей [34 с.21].

      В Уральском регионе уровень заболеваемости детей аденовирусными инфекциями в осенне-зимний период имеет тенденцию к увеличению. Причины иммунологической слабости могут быть обусловлены социальной и экологической обстановкой, а также геоклиматическими условиями проживания.

Для нашей местности свойственны резкие сезонные перепады солнечной радиации и температуры. В период май-сентябрь световой день длится почти 18 часов. В осенне-зимний период световой день уменьшается, чуть ли не втрое. В этот период времени необходимый объем солнечной радиации не удается компенсировать ни добавочным количеством витамина D, ни избытком потребления фруктов и овощей.

Многими исследователями [Хрущев В.Л., Сухорукова М.А., Подоляк О.Ю. и др.] было показано, что световой голод, недостаток ультрафиолетового излучения и низкие температуры, свойственные Уралу, вызывают авитаминоз и способствуют развитию депрессивно-астенических состояний, как у взрослых, так и у детей.

В.Л.Хрущев [2000] в своих работах показывает, что уменьшение светового дня, аналогичное городу Екатеринбургу, приводит к повышенному синтезу мелатонина, который в свою очередь угнетает выработку гормонов гипофиза. В результате чего может измениться синтез целого ряда биологически активных веществ, влияющих на обменные процессы организма. Такие резкие колебания эндокринных функций не могут не отразиться на метаболизме, а соответственно и на общем развитии ребенка.

Несмотря на то, что компенсаторные механизмы новорожденных позволяют к 3-м годам жизни ребенка частично справиться с имеющимися отклонениями, у детей, посещающих дошкольные учреждения, уровень заболеваемости остается, по-прежнему, высок.

В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27% детей относится к категории часто и длительно болеющих [В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова, 1990]. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом [Н.Н.Васильева и др., 2001]. Медико-педагогический персонал стремится снизить уровень заболеваемости, в основном предупредив остро-респираторные инфекции.  

Здоровье детей –основная  цель, главная забота каждого цивилизованного общества. В Законе «Об образовании» ст.51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников в ОУ» содержится широкой набор  направлений и обязанностей , необходимых для успешной организации работы по сохранению, укреплению, коррекции здоровья детей в детском саду и семье.

Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств   профилактики заболеваний, укрепления здоровья [Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29.04.99,  ст.1 п.2].

Физическое воспитание должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма [Санитарно-Эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.1.1249-03,  п.2.13].

 Проведенное  Всероссийское  совещание работников дошкольного  образования и здравоохранения (2001 год) рекомендует оздоровительную  работу в ДОУ проектировать  на основе следующих направлений:

-реализация   системного подхода  в использовании всех методов, условий, средств и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста, своевременно развивать жизненно важные  двигательные навыки и способности детей, формировать правильную осанку;

-решение  задач  всестороннего развития ребенка  в соответствии с требованиями по сохранению и укреплению здоровья  и обеспечению безопасности жизни;

-оказание  всесторонней  помощи  семье в обеспечении здоровья  детей и приобщении их к  здоровому образу жизни;

На современном этапе разрабатываются и получают распространение программы физического воспитания нового поколения. В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»(2008), письмом Минобразования  России от  02.06.98  № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» каждое ДОУ может выбирать программу оздоровления детей. Такое право гарантирует высокие результаты физического развития детей.

В настоящее время в детских садах России используются многочисленные программы обучения, однако ни одна из них не имеет гигиенического заключения о безопасности здоровья детей [В.Р. Кучма, 2004].

К сожалению,  приходится говорить о том, что образовательное поле детских садов сегодня наводнено различными дилетантскими разработками и новыми технологиями весьма сомнительного содержания. Именно они внедряются в жизнь дошкольного учреждения без должной образовательной и медицинской экспертизы [Т.И. Оверчук, 2004].

 К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей, Т.И. Оверчук (2004)  относит (наряду с другими)   нерациональную организацию жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития в некоторых ДОУ, к которым причисляет  осуществление раннего профильного обучения детей и «выращивание» спортсменов уже с детского сада, что противоречит возрастным особенностям детского дошкольного возраста.

Маханева М.Д. считает, что при планировании работы по физическому воспитанию детей с учетом современных оздоровительных программ, нужно обратить внимание  на следующие моменты:

1.Соответствие содержания программных  требований возрастным особенностям  дошкольников;

2.Достижение полноценного физического, психического здоровья и эмоционального  благополучия детей дошкольного  возраста при реализации программы;

3.Создание социальной и предметной  среды для разных видов двигательной  деятельности с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей  детей.

4.Обязательное проведение всех  режимных моментов: сна, питания, прогулок, занятий  с учетом соблюдения всех необходимых  психолого-педагогических, гигиенических требований , климато-географических условий, особенностей развития и здоровья детей.

5.Разнообразие структуры, содержания, методик проведения занятий. Варьирование  их длительности с учетом задач, возраста детей. Необходимо не только в процессе занятий, но и в повседневной жизни учитывать правильное чередование  разных видов деятельности по их содержанию и длительности, широко использовать разные формы активного отдыха в годовом, месячном, недельном, дневном циклах  образовательной работы с детьми.

6.Обеспечение эффективных путей  и средств совершенствования  двигательной сферы детей на  основе формирования у них  потребности в движениях.

Этому будут способствовать  нетрадиционные варианты проведения  утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после сна.

Утренняя гимнастика может быть проведена в следующих формах:

а) оздоровительный бег с комплексом упражнений и подвижными играми;

б) с применением тренажеров в физкультурном зале;

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников