Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста
1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе
22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) оптимальный режим дня, широкое использование средств физического воспитания с учетом особенностей развития и состояния здоровья детей каждой возрастной группы способствуют неспецифической профилактике заболеваемости, коррекции морфофункциональных отклонений, повышению функциональных возможностей детского организма. Анализ анамнестических данных, результаты профилактических осмотров, скрининг-тестирования в ДОУ показали, что у большинства дошкольников (более 70%) выявлялись различные морфофункциональные отклонения; отмечена тенденция роста хронических заболеваний и врожденных аномалий развития. Первое место в структуре нарушений в состоянии здоровья дошкольников занимают функциональные отклонения и патология костно-мышечной системы. Исследования, проведенные сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, показали, что при поступлении в ДОУ каждый третий ребенок не имеет достаточного уровня развития основных двигательных качеств, особенно скоростных качеств, ловкости и координации движений, мышечной силы. Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды [14 с.26].
Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в основном за счет 2-й группы здоровья, т.е. детей с функциональными отклонениями (часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т.д.)
У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое – нервной системы и органов чувств.
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников – в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у школьников [5 с.19].
В последние
годы наибольший интерес
Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей, умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6 – 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические реакции встречались по показателю систематического артериального давления вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7 лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет [23 с.12].
Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0 на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до 339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 – 4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А. и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть, что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей (Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при изменении условий развития, происходят существенные преобразования в деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.
Первое место
в структуре заболеваемости
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно- аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные болезни [34 с.10].
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм, учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или уровень здоровья ребенка.
Уровень физического развития имеет существенное значение в возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4 – 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м – на 7,8 %. Исследования Сизовой Н.О. показали, что формирование хронических заболеваний происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической, так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического развития детей [34 с.21].
В Уральском регионе уровень заболеваемости детей аденовирусными инфекциями в осенне-зимний период имеет тенденцию к увеличению. Причины иммунологической слабости могут быть обусловлены социальной и экологической обстановкой, а также геоклиматическими условиями проживания.
Для нашей местности свойственны резкие сезонные перепады солнечной радиации и температуры. В период май-сентябрь световой день длится почти 18 часов. В осенне-зимний период световой день уменьшается, чуть ли не втрое. В этот период времени необходимый объем солнечной радиации не удается компенсировать ни добавочным количеством витамина D, ни избытком потребления фруктов и овощей.
Многими исследователями [Хрущев В.Л., Сухорукова М.А., Подоляк О.Ю. и др.] было показано, что световой голод, недостаток ультрафиолетового излучения и низкие температуры, свойственные Уралу, вызывают авитаминоз и способствуют развитию депрессивно-астенических состояний, как у взрослых, так и у детей.
В.Л.Хрущев [2000] в своих работах показывает, что уменьшение светового дня, аналогичное городу Екатеринбургу, приводит к повышенному синтезу мелатонина, который в свою очередь угнетает выработку гормонов гипофиза. В результате чего может измениться синтез целого ряда биологически активных веществ, влияющих на обменные процессы организма. Такие резкие колебания эндокринных функций не могут не отразиться на метаболизме, а соответственно и на общем развитии ребенка.
Несмотря на то, что компенсаторные механизмы новорожденных позволяют к 3-м годам жизни ребенка частично справиться с имеющимися отклонениями, у детей, посещающих дошкольные учреждения, уровень заболеваемости остается, по-прежнему, высок.
В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27% детей относится к категории часто и длительно болеющих [В.Н.Кардашенко, Н.Н.Суханова, 1990]. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом [Н.Н.Васильева и др., 2001]. Медико-педагогический персонал стремится снизить уровень заболеваемости, в основном предупредив остро-респираторные инфекции.
Здоровье детей –основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. В Законе «Об образовании» ст.51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников в ОУ» содержится широкой набор направлений и обязанностей , необходимых для успешной организации работы по сохранению, укреплению, коррекции здоровья детей в детском саду и семье.
Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья [Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 80-ФЗ от 29.04.99, ст.1 п.2].
Физическое воспитание должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма [Санитарно-Эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03, п.2.13].
Проведенное Всероссийское
совещание работников
-реализация системного подхода в использовании всех методов, условий, средств и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста, своевременно развивать жизненно важные двигательные навыки и способности детей, формировать правильную осанку;
-решение задач всестороннего развития ребенка в соответствии с требованиями по сохранению и укреплению здоровья и обеспечению безопасности жизни;
-оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни;
На современном этапе разрабатываются и получают распространение программы физического воспитания нового поколения. В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»(2008), письмом Минобразования России от 02.06.98 № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» каждое ДОУ может выбирать программу оздоровления детей. Такое право гарантирует высокие результаты физического развития детей.
В настоящее время в детских садах России используются многочисленные программы обучения, однако ни одна из них не имеет гигиенического заключения о безопасности здоровья детей [В.Р. Кучма, 2004].
К сожалению, приходится говорить о том, что образовательное поле детских садов сегодня наводнено различными дилетантскими разработками и новыми технологиями весьма сомнительного содержания. Именно они внедряются в жизнь дошкольного учреждения без должной образовательной и медицинской экспертизы [Т.И. Оверчук, 2004].
К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей, Т.И. Оверчук (2004) относит (наряду с другими) нерациональную организацию жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития в некоторых ДОУ, к которым причисляет осуществление раннего профильного обучения детей и «выращивание» спортсменов уже с детского сада, что противоречит возрастным особенностям детского дошкольного возраста.
Маханева М.Д. считает, что при планировании работы по физическому воспитанию детей с учетом современных оздоровительных программ, нужно обратить внимание на следующие моменты:
1.Соответствие содержания
2.Достижение полноценного
3.Создание социальной и
4.Обязательное проведение
5.Разнообразие структуры, содержания,
методик проведения занятий. Варьирование
их длительности с учетом задач
6.Обеспечение эффективных
Этому будут способствовать нетрадиционные варианты проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после сна.
Утренняя гимнастика может быть проведена в следующих формах:
а) оздоровительный бег с комплексом упражнений и подвижными играми;
б) с применением тренажеров в физкультурном зале;
Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников