Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Содержание

Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста

1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе

22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

0321247_23283_diplomnaya_rabota_netradicionnye_metodiki_ozdorovleniya_dosh.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

в) на полосе препятствий на участке;

г) комплекс танцевально-ритмических упражнений;

Кроме проведения классических занятий, возможны следующие варианты физкультурных занятий:

а) игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр и игр-эстафет;

б) занятия-тренировки;

в) прогулки-походы;

г) сюжетно-игровые, тематические занятия;

д) занятия с подарками;

е) занятия на спортивных  комплексах и тренажерах;

ж) занятия, построенные на танцевальном материале;

з) самостоятельные занятия;

и) занятия серии «Забочусь о своем здоровье»;

к) занятия-зачеты;

7. Использование на занятиях  наиболее эффективных приемов, способствующих  созданию благоприятного эмоционально-психологического  климата (уважение детской личности, взаимопонимание, сотрудничество с  ребенком, учет его интересов и желаний, доброжелательность, презентация движений).

В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);

  • увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня  для самостоятельной двигательной деятельности);
  • составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

      Научные исследования показали, что для обеспечения потребности  в движении и оздоровления детей необходимо совершенствовать методику проведения всех форм двигательной деятельности  в ДОУ.[5.с.13, 18, 32]

   Исследования показали, что  значительного увеличения двигательной  активности дошкольников можно  достичь за счет использования  различных форм занятий физическими  упражнениями на свежем воздухе  в любое время года при соблюдении всех санитарно-гигиенических требований к организации этих занятий. [12.с.41]

   Алямовская В.Г. считает, что  необходимым условием эффективной  оздоровительной работы ДОУ является  слаженная работа по взаимодействию  всех специалистов [2.с. 14]

В детских садах задачи физического воспитания осуществляются в разнообразных формах. С детьми проводятся: физкультурные занятия (групповые, индивидуальные), утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры, подвижная игра, прогулки и экскурсии за пределы участка, праздники. Кроме того, дети в течение дня имеют большие возможности самостоятельно заниматься разнообразными физическими упражнениями. Каждая из этих форм имеет свое назначение и занимает определенное место в режиме дня, недели. [5.с. 34]

     Научные исследования показали, что для обеспечения потребности  в движении и оздоровления детей необходимо совершенствовать методику проведения всех форм двигательной деятельности  в ДОУ.

   Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить оздоровительную и коррекционную работу с детьми. Хорошо зарекомендовали себя занятия с элементами ритмики, бальных танцев; оздоровительный бег на свежем воздухе при благоприятной погоде; занятия лечебной физкультурой; курсы массажа; занятия на тренажерах, «мини-стадионе»; игры различной интенсивности лечебно-оздоровительной направленности. Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений при проведении зарядки утром и после дневного сна.

  Исследования показали, что значительного увеличения двигательной активности дошкольников можно достичь за счет использования различных форм занятий физическими упражнениями на свежем воздухе в любое время года при соблюдении всех санитарно-гигиенических требований к организации этих занятий.

 Оценка эффективности двигательного режима осуществляется на основании показателей:

1.Время двигательной деятельности  и активности детей с отражением  их содержания и качества в различные режимные моменты, определяемые с помощью метода индивидуального хронометража.

 В соответствии с СанПиН для дошкольников 5-7 лет  продолжительность организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности должна составлять до 6-8 ч в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, сезона года и режима работы ДОУ.

2.Объем двигательной деятельности  с использованием метода шагометрии  для количественной оценки двигательной  деятельности (табл.1).

Табл.1

Объем двигательной деятельности

(количество движений – локомоций  по шагомеру) *

      Возраст

       Теплое время года

          Холодное время года

         4 года

              12,5 – 13,5 тыс.

                    10 – 10,5 тыс.

         5 лет

                14 – 15 тыс.

                     11 – 12 тыс.

         6 лет

              15,5 – 17,5 тыс.

                  12,5 – 14.5 тыс.

         7 лет

                18 – 20 тыс.

                  14,5 – 17,5 тыс.


 

*Количество локомоций (средняя  величина) за полный день пребывания ребенка в ДОУ.

3. Интенсивность двигательной активности (методом подсчета частоты сердечных сокращений -ЧСС) при выполнении различных видов мышечной  деятельности.

 Классификация физических нагрузок  по интенсивности для дошкольников:

-малой (низкой интенсивности): ЧСС до 130 уд./мин.;

-средней: ЧСС  - от 130 до 159 уд./мин.;

-высокой (максимальной): ЧСС - 160 и более  уд./мин.

 При организации физического воспитания с детьми дошкольного  возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития,  мелкой моторики;  лечебно-оздоровительные игры.

   Все физические упражнения, используемые в системе физического воспитания в ДОУ, должны соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям дошкольников с учетом их особенностей развития и состояния здоровья. Комплексы корригирующих упражнений составляются для всей группы детей (индивидуальная коррекция осуществляется на занятиях ЛФК); выполняются детьми в среднем или медленном темпе с достаточным числом повторений для закрепления навыков. Воспитателям необходимо контролировать правильность выполнения упражнений, четкость соблюдения исходного положения. Спортивный инвентарь и оборудование должны подбираться в соответствии с функциональными возможностями дошкольников. Следует систематически проводить работу по профилактике травматизма.

Физкультурное занятие, в том числе и оздоровиетльной направленности, должно иметь тренировочный эффект не только для костно-мышечной, но и для кардио-респираторной системы организма ребенка, поэтому при правильном построении занятия в зале  средняя частота сердечных сокращений составляет 140-150 ударов в минуту (150-160 уд/мин –на воздухе). Моторная плотность занятия в зале должна быть не менее 70%, на воздухе – не менее 80%. На физкультурных занятиях воспитателям и медсестре ДОУ следует осуществлять контроль за внешними признаками утомления детей. При появлении у ребенка выраженной потливости, гиперемии или резкой бледности кожных покровов, одышки, нарушений координации движений, жалоб на плохое самочувствие следует снизить нагрузку, используя дыхательные, релаксационные упражнения.

Все указанные формы работы по физическому воспитанию связаны между собой и дополняют друг друга, например упражнения, которым обучают детей на занятиях, используются затем в подвижных играх и самостоятельных занятиях для закрепления двигательных навыков и воспитания физических качеств.

1.2.Организация оздоровительной  работы на физкультурных занятиях

Физическое воспитание - это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с

семьей. Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

- повышение неспецифической устойчивости  организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

- стимулирование процессов роста  и развития, что благоприятно  сказывается на созревании и  функциональном совершенствовании  ведущих систем организма;

- совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

- своевременное формирование двигательного  анализатора  и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность

- нормализация нарушенной деятельности  отдельных органов и функциональных  систем, а также коррекция врожденных  или приобретенных дефектов развития;

- повышение тонуса коры головного  мозга и создание положительных  эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

- выраженное положительное влияние  на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

- физические упражнения;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические факторы.

В физической культуре дошкольника физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

- утренняя гимнастика;

- физкультурное занятие;

- физкультурные минутки;

- подвижные игры и физические  упражнения на прогулке;

- физкультурные праздники, дни  здоровья, простейший туризм.

Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет

− Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут

− Занятия физкультурой (3 раза в неделю) 15-20 минут

− Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) 20-25 минут

Всего: 40-53 минуты

Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет

− Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут);

− Физкультурные занятия (3 раза в неделю) 20-25 минут

− Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно 20-25 минут);

− Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут)

− Физкультурные досуги (2 раза в месяц);

− Дни здоровья (1 раз в квартал);

Всего не менее 60-74 минут.

Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет.

− Утренняя гимнастика (ежедневно) 10-12 минут

− Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) 25-30 минут

− Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 25-30 минут

− Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут

− Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) 25-30 минут

− Пешеходные (лыжные) прогулки на природу

Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников