Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:38, курсовая работа
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Ведение
2
Глава I. Работа ДОУ по оздоровлению детей дошкольного возраста
1.1.Здоровье дошкольников и факторы его определяющие
6
1.2.Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях
Выводы по 1 главе
22
29
Глава II. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
2.1. Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья.
30
2.1.1.Оздоровительные игры
37
2.1.2.Дыхательная гимнастика
39
2.1.3.Ароматерапия
2.1.4. Музыкотерапия
2.1.5. Цветовоздействие
Выводы по II главе
43
46
54
56
Заключение
57
Литература
«Сеятель».
Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, повернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.
«Водолазы».
Исходное положение - стоя, выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, задержать дыхание.
«Звуковое дыхание « м м м... ».
Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм...» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.
«Очищающее дыхание» (снимает напряжение, применяется вначале и в конце любого оздоровительного комплекса).
Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выход с сопротивлением.
«Надувание шаров».
Тренировка дыхательных мышц, участвующих в выдохе.
«Пропеллер».
Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. Вдох, на выдохе (через плотно сжатые губы) вращение из стороны в сторону.
«Ритмичное дыхание».
Ребенок дышит ритмично с каждым шагом. Один шаг -вдох, один шаг - выдох; два шага - вдох, два шага - выдох.
«Ароматы природы» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание).
Исходное положение - стоя. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе).
Приложение 2.
Примеры оздоровительных игр
1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на «лучшую цаплю». По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты.
Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
2. «Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек.
Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала
шагом на месте в течение 15-20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у «лошадок» получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу дети изображают скачки в течение одной минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных «скакунов», быстрых, резвых и т.п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре. Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и в укреплении костно-мышечной системы конечностей.
3. «Парашютисты». Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и
держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Смысл упражнения заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.
Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой травматизма при возможных падениях (например, в гололед).
4. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край
стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
5. «Скоморохи». Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутимым и слышимым. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.
6. «Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает па четвереньки и
«превращается» в «тачку». Партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин «тачки» должен умело ею управлять и по сигналу ведущего поворачивать то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От «тачки» требуется полное послушание своему хозяину. Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук, возбуждает детей и очень им нравится.
7. «Кошка». Ведущий предлагает детям опустится на колени и упереться
ладонями в пол.
– Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она
сгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Упражнение выполняется в течение двух секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки-мышки».
Игра способствует эмоциональному подъему, тренирует мышцы спины и
брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
8. «Пленники». Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т.д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит «в плен», на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают
обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение двух минут. В этой игре развиваются глазомер, координация движений.
9. «Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки
и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.
10. «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись
спиной к финишной черте. По сигналу движутся спиной вперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.
Игра способствует общему психомоторному развитию.
11. «Великаны». Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
Совушка-соловушка.
Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной
клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).
- По сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и
вправо. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…-ффф». Повторяют 2-4 раза.
Шарик лопнул…
Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания,
правильного смыкания губ.
- Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко
вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф..»,
медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик
лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш...», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.
«Поезд».
Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе,
реагировать на сигнал.
- Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала
медленно, затем ускоряют шаг и бегут.
«Мартышки и кокосовые орехи».
Улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление мышц рук,
проговаривание звуков «ч» и «ш».
- Мячик.
- Дети кидают мяч друг другу по кругу 3-4 раза. Это «погрузка кокосов
мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками,
произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется!». Через 2-3 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» –проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.
Кто вперед?
Улучшение функции дыхания, укрепление мышц челюстно-лицевой области.
- 10-20 воздушных шариков, карандаш, стол.
- 22 -
- На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы
трубочкой, глубоким сильным вдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.
"Шарик" (имитируется надувание шариков). Дети широко разводят руки в стороны и, глубоко вдохнув, выдувают воздух: «Ф-ф-ф». Затем имитируют звук воздуха, выходящего из лопнувшего шарика: губы вытягивают «трубочкой» и произносят «ш-ш-ш» (упражнение повторяют 2-3 раза).
"Будем красить потолок". «Кистью» становится язычок, а «потолком» –
твердое нёбо.
"Отбойный молоток". В течение трех минут произносится «д-д-д».
"Тачки". Упражнение выполняется парами. Один ребенок из пары делает
упор руками в пол, другой берет его за ноги и «катит тачку» вперед; затем дети меняются ролями.
Общие бронхолегочные заболевания.
При бронхиальных заболеваниях необходимы:
- поддержание эластичности
проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;
- профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в
целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.
Для решения этих задач рекомендуется игры с произношением во время
выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.
«Вперед быстрей иди, но только не беги!».
Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие,
развитие ловкости.
Смысл игры заключается в том, чтобы по сигналу как можно быстрее
достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках и проч. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются обратно.
Подпрыгни и подуй.
Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и
организма в целом к физическим нагрузкам.
- Воздушный шарик.
- На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный
шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.
Бульканье.
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха
и его углубление.
- Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка
(коктейльная трубочка).
- Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в
трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.
Информация о работе Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников