Нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания младших школьников.
2. Раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Обосновать комплекс педагогических условий нравственного воспитания младших школьников.
4. В опытной работе проверить его эффективность.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников
1.1 Психолого–педагогические аспекты нравственного воспитания……...…6
1.2 Характеристика младшего школьного возраста………………………….16
1.3 Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...22
1.4 Способы организации и педагогические условия нравственного воспитания во внеурочной деятельности………………………………………31
Глава II. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников.
2.1. Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников………………………………………………………………………40
2.2. Работа по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………….48
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………..……………………………….57

Вложенные файлы: 1 файл

нравственное воспитание.docx

— 78.61 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках нашего исследования мы изучили психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели  сущность, содержание и основные понятия  нравственного воспитания, а также  характеристики младшего школьного  возраста, раскрыли особенности нравственного  воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания младших  школьников во внеучебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам: 
1. Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. 
2. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым. 
Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. 
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. 
3. Результаты опытно – поисковой работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу. 
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника. 
2. Использование определенных форм и методов нравственного воспитания 
3. Организация совместных коллективных усилий и переживаний и обеспечение эмоциональной насыщенности общей деятельности. 
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация внеучебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на внеклассных занятиях, часах классного руководства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Абрамова, Г.С. Практическая  психология. Учебник для высшей  школы. - М.,2004. 
2. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996. 
3. Аристотель. Соч. в 4-х т. т. IV – М., 2004 
4. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4. 
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М., 1992. 
6. Богданова, О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 1997. 
7. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000. 
8. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1989. 
9. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000. 
10. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев: Радянськая школа, 1982. 
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. - М.,2005. 
12. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004. 
13. Даль, В.И. Толковый словарь живого велико русского языка. – М., 2005. 
14. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика». Народное образование. 2003 № 9-10. 
15. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. Педагогика, 1998, №7. 
16. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989. 
17. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – М., 1998. 
18. Краткий словарь по философии. – М., 1992. 
19. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. 
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975. 
21. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006. 
22. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. т. IV. М., 1979. 
23. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 
24. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985. 
25. Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001. 
26. Немов, Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000. 
27. Ницше. Сочинение в 2-х томах - М: 1998, т. I. НИИОП АПНСССР, 1998. 
28. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова, Я.И.- Калуга, 1997. 
29. Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002. 
30. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.,2001. 
31. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. под ред. Ю.К. Бабанского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1999. 
32. Педагогика. Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992. 
33. Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: Просвещение, 1998. 
34. Подласый, П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. 
35. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001 №6. 
36. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. 
37. Рожков, М. И. Байбородова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 
38. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996. 
39. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). – Минск: Народная асвета, 1976. 
40. Сластенин, В. А. Исаев, И.Ф. Мищенко, А.И. Шиянов, Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002. 
41. Средства воспитания (методический подход). Классный руководитель. 2002. № 3. 
42. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. 
43. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. Сельская школа. 2002. № 1. 
44. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника Педагогика, 1997, №6. 
45. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. – Алмата, 1999. 
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. т II. – М., 1980. 
47. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983. 
48. Фридман, Л. М. Кулагина, И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 
49. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983. 
50. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002. 
51. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951. 
52. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. Классный руководитель. 2001. № 3. 
53. Штольц, Х. Рудольф, Р. Как воспитывать нравственное поведение.: Кн. для учителя: Пер с нем. – М.: Просвещение, 1996. 
54. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 
55. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. Классный руководитель. 2003. № 4.


Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников