Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 13:37, дипломная работа
Воспитание – сложный, тонкий и ответственный процесс. Перед педагогом неизбежно встает масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом чувство любви к Родине, доброту, отзывчивость, честность, правдивость и непримиримость к злу. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной» - говорил известный ученый А.С. Макаренко.
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году. Его детство прошло на Украине. Кроме рассказов он писал очерки, пьесы, мемуары, сказки. Много сказок и легенд писатель услышал еще в детстве от деда, бывшего солдата, и бабки турчанки. Главная мысль творчества автора – мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремление открыть для всех и каждого ключ к прекрасному, эмоционально обогатить человека. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы». Любимый герой К. Паустовского – человек отзывчивый, чуткий, поэтически воспринимающий окружающую действительность, способный в обыденном увидеть необыкновенное. Провозгласив в 30-е годы принцип «Прекрасное – в обыкновенном», К. Паустовский так и остался верен ему до последних дней в том, что касается и содержания, и формы.
Прочитайте, пожалуйста, предложения на доске и подумайте, что о них можно сказать. На плакатах тексты: не в деньгах счастье, а в добром согласье; свет не без добрых людей.
Ученики: это пословицы.
Учитель: поясните их содержание. (ученики поясняют смысл пословиц). Сейчас мы познакомимся с произведением К. Паустовского «Стальное колечко». Пока я буду читать вам текст, вы должны выполнить следующие задания: проследить за каждым моим словом, подумать, какое впечатление произвело на вас прочитанное, подумать, к какой пословице можно отнести это произведение, почему.
4.Знакомство с произведением
(выразительное чтение
5.Физкультминутка
6.Работа с произведением
Задания по тексту (вывешивается плакат) Учитель озвучивает: подготовить отрывок на дикторское чтение (… Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса. Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело, и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру). Подготовить отрывок на ролевое чтение (вывешиваются иллюстрации: боец, Варя, автор). Подготовить отрывок на правильное и выразительное чтение до конца произведения. (Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большая радость – такая, что не охватишь руками, - зазвенела, запела у нее на сердце. Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей… «Успею, - подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом, это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»
7.Физкультминутка
8. Работа по ориентированию в тексте
Выборочное чтение. Вывешиваются плакаты: средний палец – увидишь белый свет, указательный – доставит большущую радость, безымянный – принесет здоровье. Верно ли составлены словосочетания? Докажите словами из текста. (Ученики доказывают ошибочность словосочетаний, зачитывая отрывки из текста)
9.Работа над осмыслением текста.
Верны ли высказывания о Варе? Докажите (вывешиваются плакаты поочередно): добрая девочка, умела сострадать, не любила деда, видела красоту природы.
10.Итог занятия.
В заключение нашего занятия хотелось бы услышать от вас ответы на вопросы:
- какие произведения вы знаете о весне?
- чему учит рассказ К. Паустовского?
- какие нравственные качества описываются в рассказе?
- понравилось ли вам
- кто понравился в произведении, а кто нет?
Большое спасибо ребята за интересные ответы и за отличное проведение занятия! Сегодня вы были просто молодцы! До следующей встречи!
Литература.
Журнал «Открытый урок» методики, сценарии, примеры №4 июнь 2008
Паустовский К.Г. Заячьи лапы: рассказы и сказки /Рис. Г. Епишина. – Переизд. – М.: Дет. Лит., 2001. 127с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект занятия
Беседа «Хлеб – всему голова»
Дата проведения «__14__» ____февраля________ 2012__ года
Цель: повышение нравственных качеств детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР
Задачи: сформировать представление о растениеводстве как составной части сельского хозяйства; узнать значение растениеводства для человека; научить различать культурные растения, а также анализировать, обобщать полученные знания; воспитать бережное отношение к продуктам растениеводства, к хлебу.
Оборудование: интерактивная доска, гербарии зерновых культур, рисунки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий и растений, схемы, картинки, плакаты, карточки с заданиями.
Ход занятия
1.Организационный момент
2.Введение в тему занятия
- как вкусен и душист хлеб! Наверное, он растет на дереве. Ведь есть такое дерево, называется «хлебное». Так ли это?
- нет, хлеб пекут. Но чтобы выпечь хлеб, нужна мука. А из чего делают муку? (из пшеницы, овса, ржи, ячменя) А где достают пшеницу, рожь, чтобы намолоть много муки и всех нас накормить? (растят на полях) Растения, которые человек выращивает, называются культурными. А знаете ли вы, что когда-то на земле не было культурных растений? Были только дикорастущие. Если перенестись на много веков назад, то мы не найдем ни одного культурного растения. Как же они появились? Чем занимались наши далекие предки? (охотой и собирательством). Древний человек, находя в природе полезные для себя растения, сначала просто собирал их. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось. Теперь уже можно было выращивать зерна радом с домом, а не бродить по лесам и лугам в поисках их. Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал. Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. За разведение культурных растений, и их выращивание и отвечает растениеводство. Вот как толкует это слово Ожегов в своем словаре. Растениеводство – часть сельского хозяйства, которое занимается выращиванием культурных растений. Что же такое «сельское хозяйство»? Чем занимаются работники сельского хозяйства? Сельское хозяйство делится на две отрасли. Это растениеводство и животноводство. В свою очередь, растениеводство делится на несколько основных отраслей. Прочитайте названия отраслей растениеводства. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Что же такое «полеводство»? Полеводство – это выращивание полевых культур. Как вы думаете, где их выращивают? В поле. Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете? Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха. А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры? Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Она так и называется – пшеничная и ржаная. А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку? Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Вы наверняка видели, как иногда хлеб валяется на земле? А ведь во время Великой Отечественной войны хлеба было очень мало. В магазинах его не продавали. Выдавали лишь по специальным карточкам. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу.
В дыму Ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Но годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
Поэтому сами берегите и другим скажите. А если хлеб валяется на дороге, наклонитесь, уберите в сторону. Существует много пословиц про хлеб, вспомним некоторые из них. (Хлеб – всему голова. Будет хлеб – будет песня и т.д.) Да, существует много пословиц о хлебе, сочинены песни и стихи, написаны картины. Одна из известных картин И. Шишкина, называется «Рожь». Пшеницу и рожь знают, наверное, почти все. А знаете ли вы, что пшеница бывает озимая и яровая? Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая. Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой – яровую. Назовите известные зерновые культуры. Среди зерновых культур вы не назвали гречиху. А что получают из гречихи? Гречневую крупу. (На демонстрационном столе образцы зерновых культур и крупы, которые получают из этих культур.) Все ели гречневую кашу? Она очень полезна. Из ячменя получают перловую крупу. Из просо – пшено. Из овса делают хлопья «Геркулес». А вы знаете, почему их так назвали? Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами и побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми, как Геркулес.
5.Физкультминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полных разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их полевал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Н. Кончаловская
Так что же росло на грядке, попробуем расшифровать. Как можно одним словом назвать огурцы, помидоры, редиску, лук, чеснок? Овощи. Молодцы! За выращивание овощных культур отвечает овощеводство. Посмотрите на экран, назовите плоды растений, которые вы знаете. Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека. Выращиванием плодовых культур занимается плодоводство. Существует еще одна отрасль – цветоводство. Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь счастливее. Назовите цветочные растения. Люди занимаются растениеводством не только затем, чтобы получать продукты питания, но чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры – тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу. Для другой цели выращивают прядильные культуры – хлопчатник и лен. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани. Люди многих профессий работают в растениеводстве. Кто же они и чем занимаются? Хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай… Замечательно!
6.Закрепление изученного материала
Игра «Выбери нужное»
Какие растения выращивают для получения продуктов питания? (клевер, капуста, хлопчатник, лук, репа).
Какие растения выращивают на корм домашним животным? (чеснок, клевер, редис, тимофеевка, хлопчатник).
Какие растения выращивают для получения тканей? (картофель, тимофеевка, лен, крыжовник, хлопчатник).
7.Итог занятия
Молодцы, ребята! Назовите две отрасли сельского хозяйства. Для чего люди занимаются растениеводством? Перечислите зерновые культуры. Перечислите кормовые культуры. Перечислите прядильные культуры.
Литература:
Герои Эллады: из мифов Древней Греции / Рассказала для детей В. Смирнова; худож. И. Архипов. – М.: Дет. Лит., 2011.- 191с.
Смирнов А.В. Мир растений: рассказы о культурных растениях. – М.: Мол. Гвардия. – 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Конспект занятия
Беседа «Наши четвероногие друзья»
Дата проведения «_16___» ____февраля________ 2012__ года
1.Цель: повышение нравственных качеств детей младшего школьного возраста, имеющих ЗПР
2.Задачи: закрепить у детей умения складывать и вычитать числа в пределах 10, умения решать задачи на нахождение остатка и суммы; развить аналитическое и абстрактное мышление, познавательный интерес и умение учебного труда, сформировать гуманное отношение к природе на примере дружбы собаки с человеком; воспитать аккуратность, добросовестность.
3.Оборудование: Компьютеры, экран, мультимедийный проектор, презентация урока, тесты для устного счета, квадраты, силуэты пород собак, геометрический материал, маркерные доски, маркеры, календари, конверты с фотографиями памятников, линейки, простые карандаши, клей.
4. Организация класса
5. Сообщение темы и цели занятия
6. Графический диктант
7. Устный счет
8.Работа по теме занятия
9. Подведение итогов занятия
Ход занятия
1.Организация класса
2.Сообщение темы и цели занятия
Учитель: сегодня мы проведем необычное занятие по математике. Чем же оно не обычно? На занятии мы будем решать задачи, находить значение выражений, думать над головоломками. А поможет нам в этом компьютер.
Начнем наше занятие с графического диктанта, если вы верно справитесь с заданием, у вас получится рисунок – ответ на мою загадку: В дом чужого не пущу, без хозяина грущу.
3.Проверка выполнения. Выдвижение проблемы.
Кто же в дом не пускает, без хозяина скучает? (собака) наше занятие не обычно еще и потому, что речь пойдет не только о математике, но и о собаках. Как вы думаете, могли ли люди поставить памятники своим четвероногим любимцам? За что собаки удостоились такой чести? Где находятся эти памятники? Вам интересно это узнать? Ответы на все вопросы мы постараемся найти сегодня. А помогут нам в этом математические задания. Выполняя качественно задание, мы сможем открыть конверт с информацией о знаменитых собаках, которым установлены памятники.
3.Устный счет
1.Словесный инструктаж.
Устный счет мы проведем в виде теста. У вас на партах лежит таблица ответов. Будем работать вместе с компьютером. Ваша задача – обвести простым карандашом правильный ответ в строчке указанного цвета. Приступаем к работе.
0 | |||
4 |
7 |
1 |
9 |
5 |
4 |
3 |
6 |
3 |
10 |
6 |
4 |
4 |
3 |
6 |
7 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
4 |
6 |
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников с ЗПР