Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к  родине занимает в системе нравственного  воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы – народностью. Любовь к родине, писал Ушинский, - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним [4].

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

К.Д.Ушинский требовал гуманного  отношения к детям. По отношению  к детям педагог должен проявлять  разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

Если во взглядах Ушинского  на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам – подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания по Ушинскому является: обучение, личный пример учителя, убеждения, умелое обращение с учащимися, меры предупреждения, поощрения и взыскания[3].

Лев Николаевич Толстой разработал теоретические и практические основы свободного обучения и воспитания. Он утверждает, что нельзя сводить нравственное воспитание к воспитанию хороших манер [2].

Л. Н. Толстой говорит о значении семейного воспитания, роли положительного примера в нравственном воспитании ребенка. Л. Н. Толстой убежден, что  труд является условием и критерием нравственной воспитанности человека, составляет его основу. Большое значение придавал самовоспитанию [2].

Наиболее яркими представителями  концепции свободного воспитания были Константин Николаевич Вентцель и Станислав  Теофилович Шацкий[4].

К. Н. Вентцель самой важной и трудной  областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цель, но и уметь их достигать. Особое внимание К.Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли[4].

Надежда Константиновна Крупская занималась разработкой проблемы коммунистической морали. Основой воспитания детей в духе коммунистической нравственности Н.К. Крупская считала развитие у них с самого раннего возраста коллективизма, для того чтобы расти вместе с другими и идти  к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.

Важно воспитывать у детей чувство ответственности за порученное дело и за свои поступки. Чувство ответственности формируется в результате растущего понимания общественного долга. Оно побуждает к общественной активности [3].

Цель воспитания, по А. С. Макаренко – воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника, коллективиста. В коллективной трудовой деятельности, имеющей свою логику целенаправленный характер, дети приобретают нравственно ценный социальный опыт поведения и отношений. Анализируя воспитательные возможности организации трудовой деятельности, А. С. Макаренко отмечал, что труд нейтрален в развитии личности, если он не отвечает двум условиям: хорошая организация и социальная мотивированность. Имеются в виду нравственно ценные мотивы личной и коллективной ответственности, трудовой дисциплины, взаимного уважения, внутренней свободы и удовлетворенности. Большое значение отводил эстетическому воспитанию, он прививал детям любовь к искусству: литературе, театру, музыке, живописи[4].

Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»  [5, с.120].

В.Н. Сухомлинский подчеркивал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [5, c.170].

Русский философ В.Н. Соловьев считал, что нравственный человек должен уметь испытывать всего три чувства: стыд, сострадание и благоговение. В этой короткой фразе выражена вся суть духовной жизни человека – ощущение собственного внутреннего мира, предельно чуткого восприятие чувств другого. Нравственность связана со сложной работой человеческой души, которая в конечном итоге должна вести к глубокому принятию личностью общечеловеческих моральных ценностей [17].

Нравственный человек  ответственен не только перед другими  людьми, но, и, прежде всего, пред самим собой. Он несет ответственность не только за свои поступки, но и за мотивы своих поступков.

Нравственное воспитание предполагает создание таких условий, при которых ребенок принимает  нормы общечеловеческой морали как свои собственные и ощущает потребность в самореализации и самосовершенствовании [17].

 Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека [16].

Таким образом, задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Необходимо совместными усилиями решать проблему нравственного воспитания, под которым понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

 

 

1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах

Особо значимым в системе  общепризнанных свобод и прав человека является право на образование. Это  основополагающее право всех граждан. Ни один ребенок или подросток не может быть лишен этого права по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству.

Право всех детей на образование  закреплено в ряде важнейших международных документов (во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребенка и др.) и находит отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется государством в главном его законе – Конституции РФ [6].

Согласно законодательству Российской Федерации ответственность за воспитание и развитие своих детей несут родители. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

При этом родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию[13].

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации"  определяет и роль государства: государство  признает детство важным этапом жизни  человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Одной из основных целей государственной политики в интересах детей, определяемых Законом, является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.  Более того, согласно Концепции национальной безопасности РФ  формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения является частью системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации[14].

Государством гарантируются  и конкретные меры, касающиеся нравственного воспитания. Однако, их немного. Если говорить о гарантиях на уровне федеральных законов – это включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию.

Закон "Об образовании" само образование определяет как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. То есть, образование включает воспитание и обучение, причем воспитание стоит на первом месте. Согласно Закону воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Согласно этому же Закону для воспитания детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь органы местного самоуправления[13].

В соответствии с федеральным  компонентом государственных образовательных  стандартов общего образования  школа  должна играть в нравственном воспитании значительную роль. Согласно Стандартам одной из основных целей начального общего образования в целом является воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Большую роль в нравственном воспитании призвана играть литература. В частности, в начальной школе – это воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. В основной школе, являющейся согласно Конституции РФ обязательной в Российской Федерации, – это обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России. В средней школе – обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы[13,12].

Кроме того, Стандарты  предусматривают воспитание нравственных качеств в рамках изучения и других предметов: русского языка, изучения окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, обществознания, истории.

Воспитание высоких  нравственных принципов является одной  из приоритетных сфер и согласно Национальной доктрине образования, одобренной Правительством Российской Федерации. Национальная доктрина образования определяет, что государство в сфере образования призвано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону. Для этого, в частности, государство должно привлекать в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне не только осуществлять учебный процесс, но и воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

Утвержденная Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, которая согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования, ни слова не содержит о воспитании нравственных качеств человека. Основной стратегической целью этой Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [11].

Таким образом, как показывает анализ нормативных и правовых документов, четко выстроенной государственной политики в области нравственного воспитания у нас нет. Нет системы нравственного воспитания и в специальном образовании.

Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии на получение образования лицам  с отклонениями в развитии. В частности, статья 50 пункт 10 Закона предусматривает  создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам [16].

В настоящее время необходимо переосмыслить значение и роль нравственного образования в современном обществе, проанализировать факторы и условия развития отечественной системы нравственного образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия, основные законодательные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования  подростков с интеллектуальной недостаточностью

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида