Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить уровень сформированности навыков нравственного поведения младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ научной литературы;
2.Изучить содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы;
3.Изучить содержание нравственного образования в современных условиях;
4.Подобрать психодиагностические методики для изучения нравственной воспитанности учащихся;
5.Разработать программу нравственного образования младших подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Содержание нравственного образования в современных условиях...5
1.1 Нравственное образование в истории отечественной педагогики………..5
1.2 Роль и место нравственного образования в нормативно-правовых документах ………………………………………………………………………12
Глава 2. Нравственное воспитание как направление образования подростков с интеллектуальной недостаточностью…………………………………...……17
2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка …………………………………………………………17
2.2 Содержание нравственного образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы …………………………....20
Глава 3. Результаты нравственного образования подростков в условиях специальной (коррекционной) школы………………………………………….26
3.1 Характеристика базы исследования …………………………………..…...26
3.2 Проведение опытно-экспериментальной работы ……………………...….30
3.3 Вариант программы нравственного образования младших подростков с минимальной интеллектуальной недостаточностью …………………...…….44
Заключение …………………………………………………………………...….51
Библиографический список …………………………………………………….53
Приложение …………………………………………………………………..….55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Баженовой Дарьи.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Нравственное воспитание в системе коррекционно-педагогических воздействий на ребенка

Нравственное воспитание связано с сознательным воздействием на все условия, формирующие личность.

В процессе нравственного  воспитания формируется единство сознания и поведения, основу которых составляют убеждения, позволяющие личности совершать  тот или иной поступок сознательно, то есть с пониманием его целесообразности. Обусловливая поведение личности, нравственное убеждение, как правило, принимает форму мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности. Для подлинно нравственной личности характерно единство мотивов и действий [18].

Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Учитель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам общественной морали [24].

Основной недостаток в воспитании и обучении детей  с особыми образовательными потребностями, Л. С. Выготский объяснял тем, что педагоги и психологи рассматривают глухоту, слепоту, умственную отсталость только как дефекты физические и психические и не видят главного – их социальной сущности. Л. С. Выготский отмечал что всякий телесный недостаток - будь то слепота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение  человека к миру, но и прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический порог или дефект реализуется как социальное ненормальное поведение. В связи с дефектом меняется положение ребенка в семье. В одних случаях он становится обузой, в других – к нему удваивается любовь и нежность со стороны родителей. Это влияет на отношение ученика к окружающим. В конечном итоге происходит «социальный вывих»,- перерождение всех общественных связей, смещение всех систем поведения. Ребенок с особыми образовательными потребностями начинает приобретать особые личностные качества: застенчивость, неуверенность в себе или агрессивность, негативизм и т. д.

Основной задачей воспитания Л. С. Выготский считает вправление в жизнь ребенка, исправление его социального вывиха, т.е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека [9].

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся во вспомогательных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда учителей этих школ. Будущему педагогу следует с самого начала ознакомиться с важнейшей психологической задачей, которая возникает в связи с формированием личности таких детей, им нужно также иметь представление об особенностях умственно отсталых детей, затрудняющих процесс формирования их личности.

Одна из трудных, но важных задач — развитие у умственно отсталых детей высших культурных потребностей. Задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, не обходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника [24].

При формировании личности школьников многое может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т. п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать личность умственно отсталого ребенка значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда. Трудности их воспитания обусловлены не только недоразвитием мышления, но и дисгармоническим ростом потребностей.

В развитии и становлении  личности школьника важное значение имеет накопление нравственного  опыта поведения. Понятие «опыт  нравственного поведения» шире и  богаче понятия «навыки и привычки», так как оно включает в себя интеллектуальную, чувственную и волевую сферу, в то время как навыки и привычки больше всего характеризуют исполнительские черты поведения личности. Опыт нравственного поведения – это содержание и условие реализации способа действий и поступков на каждом этапе школьного образования [24].

Опыт нравственного  поведения у подрастающего поколения  формируется под влиянием семьи, школы, сверстников, друзей, средств  массовой организации и других источников. В школьном коллективе учащиеся усваивают нормы этики, вырабатывают в себе гражданское сознание, навыки, привычки нравственного поведения. Возникающее общественное мнение содействует нравственному воспитанию и самовоспитанию учащихся. Положительный нравственный опыт  учащихся формируется и проявляется только в условиях высоконравственных отношений, складывающихся в детском коллективе.

 Специфической особенностью  процесса нравственного воспитания  следует считать то, что он  длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени [18].

Нравственные качества личности, так же как и содержание сознания человека, являются продуктом  влияния средовых, в том числе  и педагогических факторов, действующих  на человека в онтогенезе. Из этого  следует вывод о том, что социальное поведение умственно отсталого школьника определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. 

Нравственное образование начинается с приобретения соответствующих знаний и их осмысления. На основе полученных представлений складываются нравственные установки личности, возникает стремление к совершенствованию. Уже само желание быть лучше, добрее, чище является  нравственным.

 

 

2.2 Содержание нравственного  образования в системе работы с подростками в условиях специальной (коррекционной) школы

Мораль общества охватывает все многообразие человеческих отношений. Особенно важно нравственное воспитание для умственно отсталых детей. Оно  должно быть направленным на развитие и совершенствование их морально-нравственных качеств.

Нарушение познавательной деятельности умственно отсталого  ребенка затрудняет его общение  с окружающим миром. Он не всегда осознает факты действительности, не понимает широких социальных связей и отношений, в наблюдаемых явлениях не умеет  вскрыть причинно-следственные зависимости [6].

Не осмысливая происходящее в жизни, умственно отсталый ребенок  не обладает достаточным запасом  нравственных представлений и понятий  для анализа норм и правил поведения. Поэтому он не может сравнивать свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия своего поступка, дать правильную оценку своим побуждениям. Все это нередко приводит умственно отсталых детей к нарушению морально-нравственных норм.

Эти трудности преодолимы, если в процессе обучения достигается развитие мышления, речи, интересов и познавательных способностей, тогда умственно отсталый ребенок развивается и нравственно. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, начинает понимать причинно-следственные связи и отношения. К концу обучения во вспомогательной школе ребенок, как правило, осознает свое место в жизни, усваивает основные нормы поведения, у него формируется правильное отношение к трудовой деятельности [9].

Особенности эмоционально-волевой  сферы также порождают трудности в нравственном воспитании умственно отсталых детей. Важно знать причину таких трудностей, этиологию заболевания, характер поражения мозга; известно, что разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы. Патологические особенности могут быть следствием неправильного отношения к ребенку родителей, взрослых. Поэтому олигофренопедагог должен знать, где и с чьей стороны допущен просчет в воспитании, наметить перспективу педагогического воздействия на ребенка [23].

Как уже отмечалось, неправильное отношение к ребенку со стороны  взрослых часто выражается в том, что они слишком опекают его, в результате чего он нуждается в  постоянной посторонней помощи и  самостоятельно ничего сделать не сможет. Он усваивает ложную норму:   «Мне все обязаны, я ничего не могу». В других случаях отношения складываются на основе использования умственного отсталого ребенка как рабочей силы. «Если не  дается учение, пусть делает все по дому», - решают родители и взваливают на ребенка непосильную физическую работу. Это вызывает  у ребенка неправильное отношение к труду, неверие в свои силы, негативизм. Преодолеть возникшие трудности можно только правильным отношением к ребенку, основанным на глубоком изучении его индивидуальных особенностей, внимании и уважении к нему.

Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда  за внешними поступками (и плохими  и хорошими) окружающие не видят  мотивов поведения ребенка. Иногда умственно отсталый ребенок поступает  внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения: «Так требуют, если не сделаю – накажут» [22].

В основе ущербного поведения  ребенка может лежать непонимание  ситуации и отношений, несдержанность из-за повышенной возбудимости нервной  системы, другие причины, в которых необходимо разбираться. Все они связаны с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. При этом важно вовлечь детей в трудовую деятельность. Но труд окажет воспитательное воздействие, если только параллельно будет проводиться нравственное и правовое воспитание, когда ребенок будет активным участником общественной жизни.

Детям с ограниченными  возможностями для успешной адаптации  в большей степени, чем здоровым необходимы положительные эмоции. Смена  впечатлений и деятельности, а  также знакомство с искусством является основными источниками их получения. 

Эстетическое воспитание представляет  собой одно из важнейших  направлений  коррекционно-воспитательной работы. Оно является неотъемлемой частью программы социализации, которую  Л.С. Выготский рассматривал как главную задачу дефектологии. Изучение структуры личности ребенка-олигофрена, предпринятое еще Л.С. Выгодским и успешно продолженное его последователями, позволило сформировать фундаментальное положение о том, что мораль и нравственность, как и другие формы человеческого опыта, воспринимаются и усваиваются ребенком при общении со взрослыми и сверстниками в процессе овладения различными видами деятельности [23].

Необходимо с самого раннего  возраста воспитывать у таких  детей культурные потребности и  познавательные интересы. Уже к моменту поступления во вспомогательную школу желательно, чтобы умственно отсталые дети обладали не только элементарными культурно- гигиеническими навыками, но и имели достаточно четкие представления о таких нравственных категориях, как добро, справедливость, взаимопомощь, честное отношение к порученному делу. К сожалению,  ЦНС умственно отсталых детей создает преграды, тормозит появление осознанного отношения как важнейшей предпосылки личностного развития .

Результаты многолетнего экспериментального обучения школьников с ограниченными возможностями доказывают эффективность деятельностного подхода к решению проблемы морально-нравственного развития. В деятельности, моделирующей реальные жизненные ситуации, возможно формирование у умственно отсталого ребенка элементарных нравственных чувств, а  затем и предпосылок нравственных представлений. Особо  значима в этом плане игровая практика, так как именно в игре содержатся необходимые условия для развития личности школьника, мобилизуются все его возможности [22].

У школьников часто искажено представление  о добре и зле, отсутствует  самая примитивная этическая  оценка своих поступков с позиции  справедливости, правды. Задача педагога - помочь им обрести осознанный эмоционально нравственный опыт [21].

В игре проявляются тенденции нравственного  развития детей, их эстетические представления, в то время как в реальной деятельности поведение умственно отсталых школьников далеко не всегда регулируется ими.

Уже сама игровая ситуация или ссылка на персонаж сказки-драматизации отражается на поведении ребенка в новых условиях. Воспитательно-коррекционная работа в этом направлении вносит заметный вклад в развитие личности Ребенка, что выражается в готовности к оценке своих и чужих поступков с нравственных позиций [22].

Принципами нравственного воспитания во вспомогательной школе являются: целеустремленность, связь воспитания с жизнью, высокая активность и  самостоятельность учащихся, уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, единство и целостность воспитательного процесса.

Руководствуясь названными принципами, нужно придерживаться следующих требований:

- доступность содержания  предлагаемых сведений, это обеспечивается  конкретностью материала, связью  его с жизненным опытом детей;

- увлекательность, эмоциональность,  использование элементов игры, соревновательности;

- обеспечение интеллектуальной  активности учащихся;

- создание положительного  отношения к той норме поведения,  которую формирует педагог [22].

Воспитание детей и  подростков с нарушением умственного  развития представляет собой особую педагогическую задачу. Ее решение предполагает знание и тех условий, которые могут обеспечить успех, и тех, при которых она может осложниться. Педагогическая работа должна учитывать и тот индивидуальный контекст, в котором происходит развитие. Нередко трудности возникают, когда стремятся устранить то, о чем не знают из собственного опыта

Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей  невозможна без формирования системы  их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного, эстетического, экологического просвещения и воспитания личности учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном и природном окружении [23].

Информация о работе Нравственное образование младших подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида