Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 04:50, контрольная работа
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.
Введение
1. Требования к отбору поэтических произведений для детей
2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
3. Приемы обучения выразительному чтению стихов
Практическая часть
Заключение
Список литературы
2. выразительное и чувственное
прочтение стихотворения
3. беседа с детьми о
стихотворении (можно задавать
вопросы, раскрывающие общую
4. повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
5. воспроизведение стихотворения детьми.
Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.
Жуковская Р. И. в своей работе "Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951" описывает некоторые приемы для лучшего запоминания стихов: -игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
-досказывание детьми рифмующегося слова;
-чтение по ролям стихов,
написанных в диалогической
-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист. "Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;
-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
-воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)
На формирование выразительности направлены и такие приемы:
-образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
-оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
-напоминание о похожем
случае из жизни ребенка,
-объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.
Практическая часть
Тема: «Заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной «Снеговик»
Цели
Материал
Предварительная работа
Наблюдения в природе, пение песенок, чтение потешек и сказок о зиме, рассматривание и обсуждение символов зимы: снег, снеговик, зимние забавы.
Ход занятия
I.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и картинки по теме «Зимние забавы».
В о с п и т а т е л ь :
Воспитатель поощряет высказывания детей об их зимних играх. Дети могут рассказать знакомые стихи о зиме и зимних забавах.
В о с п и т а т е л ь : Я знаю интересное стихотворение про двух девочек, которые лепили снеговика.
Воспитатель читает стихотворение Т. Шорыгиной «Снеговик» и проводит беседу.
Мы с подругой Катей
Ком большущий катим.
Из пушистого комка
Слепим мы снеговика.
…
Мы дадим ему метелку,
Слепим пышный воротник.
Пусть по улицам поселка
Ходит дворник-снеговик.
В о с п и т а т е л ь :
Воспитатель побуждает детей отвечать словами из стихотворения.
II.
Воспитатель выставляет мнемотаблицу на мольберт. Вместе с детьми читает стихотворение по мнемотаблице.
Воспитатель убирает мнемотаблицу с мольберта.
Физкультминутка
В о с п и т а т е л ь : Сейчас мы с вами поиграем. На улице много снега, а зимой все ребята любят играть в снежки. Станьте в круг. 5
Дети взяли снег. Дети наклоняются вперед, не сгибая ноги в коленях.
Сделали снежок. Выпрямляются и делают снежок.
Бросили его. Бросают снежок. Сначала правой рукой, потом
левой.
Физкультминутка окончена
III.
Воспитатель приглашает детей нарисовать снеговика с метелкой.
Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.
Заключение
Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского "Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка".
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина
В.И. Методика работы с
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960).
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.
5. Стародубова Н.А. Теория
и методика развития речи
6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.
Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений и потешек