Обучение экономическим дисциплинам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачами экономических дисциплин являются: дать системное представление об основных экономических и социальных процессах:
- раскрыть закономерности развития современного рыночного механизма и особенности его функционирования в России.
- привить навыки решения практических задач и ситуаций, умение связывать теоретические знания с практикой хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Методики преподавания в высших учебных заведениях……………………5
1. Методики преподавания в ВУЗе………………………………………………5
1.2. Психологические аспекты преподавания студентам……………………...8
1.3. Формы учебных занятий……………………………………………………13
1.3.1. Лекционная форма обучения……………………………………………13
1.3.2. Методика чтения лекции…………………………………………………16
1.3.3. Практические, семинарские и лабораторные занятия
в учебных группах………………………………………………………….......20
1.3.4. Методика организации и управления учебной дискуссией…………..24
2. Методика преподавания экономических дисциплин………………………26
2.1. Особенности методики преподавания экономических дисциплин
в современных условиях………………………………………………………26
2.2. Основы преподавания экономической теории и
экономической политики……………………………………………………...29
2.3. Активные методы преподавания экономических дисциплин…………..30
2. 4. Фундаментальная подготовка и специализация…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Кур.обуч эк.дисц.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Методики преподавания в высших  учебных заведениях……………………5

1. Методики преподавания в ВУЗе………………………………………………5

1.2. Психологические аспекты преподавания студентам……………………...8

1.3. Формы учебных занятий……………………………………………………13

1.3.1. Лекционная форма обучения……………………………………………13

1.3.2. Методика чтения лекции…………………………………………………16

1.3.3. Практические, семинарские и лабораторные занятия

в учебных группах………………………………………………………….......20

1.3.4. Методика организации и управления учебной дискуссией…………..24

2. Методика преподавания экономических  дисциплин………………………26

2.1. Особенности методики преподавания экономических дисциплин

 в современных условиях………………………………………………………26

2.2. Основы преподавания экономической теории и

экономической   политики……………………………………………………...29

2.3. Активные методы преподавания экономических дисциплин…………..30

2. 4. Фундаментальная подготовка и специализация…………………………34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что роль экономической науки в современных условиях существенно возросла. Практика реформирования экономики, осуществление эффективного перехода к рыночным связям и отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства предъявляют высокие требования к экономическим знаниям участников этого процесса. В значительной мере курс «Экономическая теория» в исходной форме формирует эти знания.

Задачами экономических дисциплин являются: дать системное представление об основных экономических и социальных процессах:

- раскрыть закономерности развития  современного рыночного механизма  и особенности его функционирования  в России.

- привить навыки решения практических  задач и ситуаций, умение связывать  теоретические знания с практикой хозяйствования.

В курсе экономической теории используется следующая логика изучения рыночного механизма. Курс начинается с общих представлений от экономической науке, ее предмете и методе, основных закономерностях экономической организации общества, с обзора важнейших направлений и школ в экономической теории.

В разделе «Микроэкономика» анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, поведение потребителя и производителя, организационные формы бизнеса, рынки ресурсов, преимущества и недостатки рыночного механизма.

Макроэкономическая теория рассматривает национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в экономику, проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Здесь же анализируется значение денежно-кредитной и налогово-бюджетной системы в современной рыночной экономике.

Макроэкономический анализ выходит за пределы рассмотрения проблем отдельного государства, рассматривая мировое хозяйство, как единое целое, а также проблемы и противоречия рыночного механизма в открытой экономике.

Завершающим моментом изложение курса является рассмотрение проблем переходной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методики преподавания в высших  учебных заведениях

1. Методики преподавания в ВУЗе

 

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, наибольшее влияние оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерна для современного российского общества. В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. 1

Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. Существуют общие причины девиантного поведения студенческой молодежи. Это, прежде всего:

1. Социальное неравенство, которое находит выражение в низком уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляции, коррупции и т.д.

2. Морально-этический фактор  выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием.

3. Окружающая среда. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

С целью реализации контроля за поведением студентов предлагается ряд способов предупреждения и коррекции в ВУЗе. Актуальным на современном этапе развития страны в связи с приоритетными программами развития российского общества, в том числе и в сфере образования, является способ, использующий функцию социального контроля. Определяющая роль в коррекции поведения студенческой среды принадлежит социальному контролю. Принято выделять несколько способов, зарекомендовавших себя наиболее эффективными. Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения, посредством влияния на ценностные ориентации студентов.

Организуемая преподавателем самостоятельная работа студентов проходит под его контролем, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами. Самостоятельную работу студентов необходимо стимулировать и активировать.

Существует множество вариантов, наиболее значимыми можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического и естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров.

4.Участие в олимпиадах по  учебным дисциплинам, конкурсах  научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих  факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов  за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Мотивационным фактором  в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

8. Мотивация самостоятельной  учебной деятельности может быть  усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

 

1.2. Психологические аспекты преподавания студентам

 

Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольников не только внешне, организационно, но и внутренне, психологически.2

Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень — от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельному освоению научной картины мира, овладевает методом обучения и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему развернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского под­хода.

Учебная деятельность студента вуза построена так, что не преподаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квалификации.

Самое важное условие для развивающего обучения, как считают его теоретики, заключается в содержании учебного материала. Оно должно быть таким, чтобы его усвоение развивало у обучаемых основы мышления. Значит, первоочередная методическая задача — это отбор теоретического материала, на котором преподаватель будет акцентировать внимание студентов, приступая к изучению очередной проблемы, темы или нового раздела. Содержание этого материала может быть или изложено в лекции, или вынесено на семинарское занятие, или отработано на практических и лабораторных занятиях.

Обучение студента (психологии, в частности) будет обеспечивать более высокое интеллектуальное развитие студентов, развитие высоких профессиональных качеств только тогда, когда будет опережать уровень их развития на этот момент. «.. .Только то обучение является хорошим, — писал Л.С. Выготский, — которое забегает вперед развития... Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут».

Теоретические материалы нужно подобрать так, чтобы они подходили и для лекции, и для других форм занятий, например могли объяснить смену научных взглядов на психологическую природу памяти в истории психологии. Это нужно не столько для того, чтобы студент помнил, кто, когда и как толковал память, а для того, чтобы лучше понять и усвоить сами явления памяти как высшей психической функции, имеющей как социальные корни, так и социальное предназначение. Поняв и усвоив теорию вопроса, студент становится способен мыслить этими категориями, применяя свои знания в динамично складывающихся жизненных ситуациях для рационального использования возможностей памяти в практической деятельности. И так обстоит дело по любой теме, учебному вопросу.

 Если постоянно заниматься  подбором теоретического содержания  для преподаваемого учебного  предмета, то нужно иметь представление  о том, что такое теоретические  знания.

 Рассмотрим основные характеристики теоретических знаний, отличающие их от житейских, обыденных, а также знаний научных, но эмпирических. «...Известно, — пишет В. В. Давыдов, признавая наличие эмпирических научных знаний, — что одна из важных проблем теории познания состоит в определении именно своеобразия и качественных особенностей научных понятий в отличие от житейских и эмпирических».

Информация о работе Обучение экономическим дисциплинам