Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление эффективности использования серии дидактических игр для овладения словообразовательными умениями детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с нарушением интеллекта по развитию словообразования;
2. Выявить с помощью дидактических заданий фактический уровень овладения суффиксальным способом словообразования;
3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования;
4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян;
5. Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы формирования словообразовательной стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников.
1.2 особенности формирования у детей с нарушениями интеллекта словообразовательных норм русского языка
1.3 дидактическая игра, как средство формирования и совершенствования словообразовательных умений дошкольников с нарушениями интеллекта первого года обучения
II Эмпирические исследования проблемы развития словообразовательных умений у детей с нарушениям интеллекта первого года обучения.
2.1 Выявление наличного уровня словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Заключение.
Библиография.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Овладение детьми с нарушением интеллекта.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, можно сделать вывод о том, что овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через словотворчество детей, через самостоятельное «искание» нужных форм слов.

В этой главе мы разобрали понятие «грамматического строя речи» и его основные периоды формирования. В процессе изучения вопроса акцент был сделан на особенности овладения детьми с нарушениями интеллекта словообразовательными нормами русского языка, на типичные грамматические ошибки умственно отсталых детей и область их появления.

Далее мы более углубимся в предмет исследования, а именно разберем какую же роль оказывает дидактическая игра в формировании способа словообразования.

 

1.3 дидактическая игра, ее роль в  развитии и совершенствовании  словообразовательных умений дошкольников  с нарушениями интеллекта первого  года обучения.


Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка имеющего интеллектуальные недостатки в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводится как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного числа и множительного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения. С помощью игровых занятий воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит умственно отсталых детей играть. Дидактическая игра используется для обучения детей математики, родному языку, ознакомления с природой и окружающим миром, развития сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

    1. учебное (познавательное);
    2. игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Возможность обучать умственно отсталых детей на первом году обучения посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей первого года обучения представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые действия. [16, с. 332].

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с нарушениям интеллекта проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка:

  1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе, предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания умственно отсталым ребенком окружающего мира. Ознакомление умственно отсталых дошкольников с формой, цветом, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить умственно отсталых детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

У умственно отсталых дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

  1. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду, желание помочь взрослым в труде и трудиться самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам труда.
  2. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Хранится он в группе в определенном месте, доступном для детей.
  3. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, но и требует определенного направления нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых укрепляется мелкая моторика рук, что также благополучно сказывается на умственном развитии детей, на подготовленности руки к рисованию.

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки.

С помощью дидактических игр выявляются индивидуальные особенности умственно отсталых детей. Посредством этих игр педагог устраняет нежелательные проявления в характерах своих воспитанников.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

1. Игры с предметами  очень разнообразны по игровым  материалам, содержанию, организации  проведения. В качестве дидактических  материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

2.Настольно-печатные игры  разнообразны по содержанию, обучающим  задачам, оформлению. Они помогают  уточнять и расширять представления  детей об окружающем мире, систематизировать  знания, развивать мыслительные  процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры – лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно-печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

  1. Словесные игры отличаются там, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и младшему дошкольному возрасту в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. [16, с. 337].

Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Рассмотрим компоненты подробнее.

      1. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:

  1. какие знания, умения и навыки имеют дети;
  2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
  3. какие умственные операции развиваются;
  4. какие качества личности формируются.

В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.

      1. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включится в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.
      2. Игровое действие. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу. Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, т. к. идут в уме. Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.
      3. Игровые правила. Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение. [9, с. 12-15].
      4. Результат игры. Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей.

«Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры… Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления».

Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.

Выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.

«Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают». (А. Н. Леонтьев) [16, с. 331].

Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. предоставляет возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом. [13, с. 78].

Приведенные выше сведения являются доказательством состоятельности и многоплановости дидактической игры как средства обучения и всестороннего развития детей. Хотя в рамках нашей работы наиболее важно выявить ее эффективность как средства совершенствования словообразовательных умений умственно отсталых детей первого года обучения.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, встретили мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то грамматические ошибки постепенно и последовательно изживут себя. У умственно отсталых детей все конечно намного сложнее: их грамматические ошибки нужно исправлять, вести специальную педагогическую работу. Е. И. Тихеева утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы воспроизводить ошибок детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Делать поправки следует только тогда, когда уверен, что они дойдут до сознания умственно отсталого ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей.

Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по совершенствованию словообразования и искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической. Дидактическая игра, во-первых, предполагает только правильное литературное общение, во-вторых, где, как ни в дидактической игре отследить и наладить работу по искоренению ошибок в словообразовании (дидактическая игра и есть те упражнения, о которых говорит Тихеева); в-третьих, дидактическая игра интересна детям, как игра, ведь это для дошкольников основной вид деятельности. Но она не дает массу возможностей для изменения и фантазий при решении дидактической задачи. А так же в дидактической игре можно поправлять детей, не опасаясь, что поправка не дойдет до сознания умственно отсталого ребенка. Ведь дидактическая задача узкая и внимание ребенка направленно на тот спектр словообразования, где у ребенка есть проблемы, а воспитатель заостряет на них внимание и помогает их решать.

Информация о работе Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр