Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:34, дипломная работа
Целью исследования является выявление эффективности использования серии дидактических игр для овладения словообразовательными умениями детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать важность и эффективность использования дидактических игр в работе с детьми с нарушением интеллекта по развитию словообразования;
2. Выявить с помощью дидактических заданий фактический уровень овладения суффиксальным способом словообразования;
3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования;
4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян;
5. Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования.
Введение
I. Теоретические основы формирования словообразовательной стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников.
1.2 особенности формирования у детей с нарушениями интеллекта словообразовательных норм русского языка
1.3 дидактическая игра, как средство формирования и совершенствования словообразовательных умений дошкольников с нарушениями интеллекта первого года обучения
II Эмпирические исследования проблемы развития словообразовательных умений у детей с нарушениям интеллекта первого года обучения.
2.1 Выявление наличного уровня словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
2.2 Совершенствование словообразовательных умений посредствам серии дидактических игр
2.3 Определение эффективности использования серии дидактических игр как средства совершенствования словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения.
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
Полученные результаты выявили существенное повышение уровня сформированности словообразования с помощью суффиксов –чик, -ик, -чк, ек, -ок у детей экспериментальной группы. Все дети работали с желанием и интересом. Ошибок было допущено значительно меньше, некоторые дети не допустили ни одной ошибки. Это еще раз доказывает эффективность проделанной работы.
Задание 2.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать относительные прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
1 серия: –ан, -ян.
Материалы: 10 картинок с изображением предметов и вещей.
Методика: перед ребенком выкладываются картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?»
2 серия: –ов.
Материал: 10 картинок с изображением вещей и предметов.
Методика: перед ребенком выкладываются вещи и картинки с изображением вещей и предметов, и дается задание: «Скажи, что нарисовано на картинке? Из чего он сделан? Значит, какой он?»
Все ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 10 баллов.
По результатам второго задания, было видно, что уровень знаний детей значительно повысился. Дети старались достичь высокого результата, работали с желанием и интересом. Ошибок практически не было.
Задание 3.
Цель: выявить глубину овладения ребенком образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: игрушки: утка, лягушка, свинка, петух, кашка.
Методика: перед ребенком выкладываются игрушки, и дается задание: «Скажи «Кря-кря-кря!», кто это? (уточка) Что она делает? (крякает)»
Ответы детей в задании 1 оценивались как верные ответы – 1 балл, неверные – 0 баллов. Высшая оценка – 5 баллов.
Задание это вызвало трудности у многих детей, но все же некоторые дети дали показательные результаты в лучшую сторону.
Исходя из полученных результатов контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития словообразования у детей экспериментальной группы возрос (приложение 4).
Дети приобрели необходимые умения образования существительных и прилагательных суффиксальным способом, а вот образование глаголов вызвало трудности у детей. Но не все дети используют свои словообразовательные умения в практической деятельности.
Использование дидактических игр, при обучении детей с нарушениями интеллекта словообразованию, является необходимым. Так как в игре знания детей усваиваются гораздо быстрее и прочнее, лучше формируется умения и навыки, в том числе и словообразовательные.
Заключение.
Таким образом, результаты экспериментального исследования по формированию словообразовательных умений у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения в области существительных, глаголов и прилагательных подтверждает гипотезу относительно того, что именно дидактические игры являются наиболее эффективным средством развития и совершенствования словообразовательных умений детей.
Дидактические игры способствуют повышению уровня сформированности навыков образования глаголов от звукоподражательных слов, существительных и прилагательных с помощью суффиксов, усвоению речевых норм и правил, совершенствование связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его. Расширяется знание детей об окружающих их предметах и явлениях.
Эффективность дидактической игры проявляется лишь при систематической и целенаправленной работе.
Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка, стимулировать его двигательную и познавательную активность. Следовательно, необходим набор специальных дидактических игр, постоянное обновление игр находящихся в «обиходе», чтобы не падал, а наоборот все больше возрастал интерес ребенка к этим познавательным играм.
Считаем, что подобранная и разработанная серия дидактических игр эффективно помогли нам сформировать у детей с нарушениями интеллекта словообразовательные умения при изменении существительных и прилагательных. Проведенная нами работа помогла своевременно выявить и исправить грамматические ошибки, встречающиеся в речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
Так как у детей с нарушениями интеллекта кратковременная память, следовательно, и впредь необходима систематическая и целенаправленная работа по формированию грамматического строя речи и словообразования в частности.
Библиография.
Арушанова А. Г. развитие речи и игра // Дошкольное воспитание, - 1994. - №1- с. 35.
Приложение 3.
Констатирующий эксперимент.
Задание № 1 Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
1 серия: -чик, -ик.
№п/п |
Список детей |
Стул – стуль чик |
Мяч - мячик |
Шарф – шарф ик |
Стол – стол ик |
Ковер- коврик |
Шкаф – шкаф чик |
Корабль - кораблик |
Самолет - самолетик |
Шар - шарик |
Диван – диван чик |
Общее кол-во баллов |
1 |
Саша А. |
|||||||||||
2 |
Никита Б. |
|||||||||||
3 |
Миша Г. |
|||||||||||
4 |
Дима З. |
|||||||||||
5 |
Женя М. |
|||||||||||
6 |
Лиля А. |
|||||||||||
7 |
Андрей Т. |
|||||||||||
8 |
Юра П. |
|||||||||||
9 |
Надя Т. |
|||||||||||
10 |
Егор Н. |
Верно – 1 балл |
Высокий уровень – 7 – 10 баллов |
Неверно – 0 баллов |
Средний уровень – 4 – 6 баллов |
Низкий уровень – 0 – 3 баллов |
Задание № 1
2 серия: -ок.
№п/п |
Список детей |
Кошка – котен ок |
Лягушка -лягушонок |
Мышь – мыш онок |
Коза – козл енок |
Собака – щенок |
Свинья - порос енок |
Утка - утен ок |
Гусь - гусенок |
Корова - теленок |
Лошадь - жеребенок |
Общее кол-во баллов |
1 |
Саша А. |
|||||||||||
2 |
Никита Б. |
|||||||||||
3 |
Миша Г. |
|||||||||||
4 |
Дима З. |
|||||||||||
5 |
Женя М. |
|||||||||||
6 |
Лиля А. |
|||||||||||
7 |
Андрей Т. |
|||||||||||
8 |
Юра П. |
|||||||||||
9 |
Надя Т. |
|||||||||||
10 |
Егор Н. |
Верно – 1 балл |
Высокий уровень – 7 – 10 баллов |
Неверно – 0 баллов |
Средний уровень – 4 – 6 баллов |
Низкий уровень – 0 – 3 баллов |
Задание № 1
3 серия: -чк, -ек.
№п/п |
Список детей |
Кофта -кофточка |
Вилка-вилочка |
Тарелка-тарелочка |
Сумка-сумочка |
Носок - носоч ек |
Платок – платоч ек |
Бутылка – бутылоч ка |
Лист -листочек |
Молоток – молоточ ек |
Ложка – ложеч ка |
Общее кол-во баллов |
1 |
Саша А. |
|||||||||||
2 |
Никита Б. |
|||||||||||
3 |
Миша Г. |
|||||||||||
4 |
Дима З. |
|||||||||||
5 |
Женя М. |
|||||||||||
6 |
Лиля А. |
|||||||||||
7 |
Андрей Т. |
|||||||||||
8 |
Юра П. |
|||||||||||
9 |
Надя Т. |
|||||||||||
10 |
Егор Н. |