Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
- низкий уровень - 1 балл;
- не справился с заданием - 0 баллов.
Дадим качественную характеристику каждой из групп детей с разным уровнем сформированности приема классификации предметов по размеру.
Дети с низким уровнем осуществляют классификацию по 1-2 параметрам размеров, только с помощью взрослого выделяют основание для классификации, не пользуются рациональными способами сравнения размеров, затрудняются в речевых формулировках, касающихся взаимосвязи обобщающего слова и правильности классификации. Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия.
Старшие дошкольники со средним уровнем осуществляют классификацию по 2-3 параметрам размеров, самостоятельно выделяют признак (основание), по которому можно классифицировать. Преимущественно используют рациональные способы сравнения размеров. С помощью взрослого выражают в речи логические связи. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия.
Дети с высоким уровнем самостоятельно осуществляют классификацию по всем 3 параметрам размеров (длина, ширина, высота), обнаруживают логические связи (взаимосвязь обобщающего слова и правильность классификации) и отражают их в речи, используют рациональные способы сравнения. Выполняют задание самостоятельно, активно, в речи присутствует рассуждение.
Цель второго исследования: выявить уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру.
Оборудование: набор из 12-ти брусков. Все бруски отличаются друг от друга по размерам (по длине).
Методика проведения: детям предлагается разложить 12 брусков по порядку, при этом не указывается признак составления сериационного ряда. После выполнения задания, предлагают добавить 2 единичных элемента пропущенных в разных местах ряда из 10 брусков и отсутствующих 2 элемента, непосредственно следующие друг за другом в этом же ряду. Элементы выбираются из 8-ми предложенных брусков.
Выполнение старшими дошкольниками данного диагностического задания оценивается по шкале от 0 до 3 баллов на основе таких показателей, как:
1) умение вычленять признак составления сериационного ряда, что характеризует осознанность действия упорядочивания;
2) владение алгоритмом действия упорядочивания;
3) подбор элементов
4) самостоятельность выполнения задания;
5) аргументация своих действий и точность называния признака сериации.
В ходе выполнения заданий экспериментатор ведёт протокол, оценивая выполнение заданий в баллах (Приложение 2). Бальные оценки позволяют определить уровень сформированности приемов классификации по критериям:
- высокий уровень - 3 балла;
- средний уровень - 2 балла;
- низкий уровень - 1 балл;
- не справился с заданием - 0 баллов.
Итак, дети с низким уровнем сформированности логического приема сериации только с помощью взрослого вычленяют признак сериационного ряда. Не пользуются рациональными способами сравнения размеров. Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия.
Дети со средним уровнем самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда, владеют алгоритмом действия упорядочивания, но при этом затрудняются в речевых формулировках. Преимущественно используют рациональные способы сравнения размеров. Выполняют задание с некоторой помощью взрослого, не объясняют свои действия.
Дети с высоким уровнем самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда, владеют алгоритмом действия упорядочивания. Используют рациональные способы сравнения размеров. Проявляют самостоятельность выполнения задания, аргументацию своих действий и точность называния признака сериации.
Результаты констатирующего исследования представлены в таблице 1 и рисунке 1.
Результаты исследования уровня сформированности приёмов классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (сентябрь 2011г.)
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
1 |
Алёша Ш. |
3 |
I |
14 |
Дима А. |
1 |
III |
2 |
Алина З. |
3 |
I |
15 |
Захар Р. |
2 |
II |
3 |
Алиса К. |
3 |
I |
16 |
Кристина Б. |
2 |
II |
4 |
Андрей П. |
3 |
I |
17 |
Ксюша Н. |
3 |
I |
5 |
Артём Ле. |
3 |
I |
18 |
Лиза С. |
3 |
I |
6 |
Артём Л. |
2 |
II |
19 |
Максим Д. |
3 |
I |
7 |
Артём М. |
2 |
II |
20 |
Настя З. |
2 |
II |
8 |
Вика Д. |
2 |
II |
21 |
Настя П. |
2 |
II |
9 |
Вика Н. |
2 |
II |
22 |
Оля В. |
2 |
II |
10 |
Влад К. |
3 |
I |
23 |
Таня Е. |
1 |
III |
11 |
Данил В. |
1 |
III |
24 |
Тимур А. |
1 |
III |
12 |
Данил Д. |
2 |
II |
25 |
Юля З. |
2 |
II |
13 |
Даша Л |
2 |
II |
Для наглядного представления результата обратимся к графическому изображению на рисунке 1.
Рис.1. Результаты исследования уровня сформированности приёма классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (сентябрь 2011г.)
В проведённом исследовании выявлено, что 36% детей (9 человек) обнаружили высокий 1-ый уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру. У 12 детей, что составляет 48%, обнаружен средний 2-ой уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру. И 4 ребёнка (16%) обладают низким 3-ий уровнем сформированности приёмов классификации предметов по размеру.
Результаты исследования приема сериации
представлены в таблице 2 и рисунке 2.
Результаты исследования уровня сформированности приёмов сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (сентябрь 2011г.)
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
1 |
Алёша Ш. |
2 |
II |
14 |
Дима А. |
1 |
III |
2 |
Алина З. |
2 |
II |
15 |
Захар Р. |
2 |
II |
3 |
Алиса К. |
3 |
I |
16 |
Кристина Б. |
2 |
II |
4 |
Андрей П. |
3 |
I |
17 |
Ксюша Н. |
3 |
I |
5 |
Артём Ле. |
3 |
I |
18 |
Лиза С. |
3 |
I |
6 |
Артём Л. |
2 |
II |
19 |
Максим Д. |
3 |
I |
7 |
Артём М. |
1 |
III |
20 |
Настя З. |
2 |
II |
8 |
Вика Д. |
2 |
II |
21 |
Настя П. |
1 |
III |
9 |
Вика Н. |
2 |
II |
22 |
Оля В. |
2 |
II |
10 |
Влад К. |
3 |
I |
23 |
Таня Е. |
1 |
III |
11 |
Данил В. |
1 |
III |
24 |
Тимур А. |
1 |
III |
12 |
Данил Д. |
2 |
II |
25 |
Юля З. |
2 |
II |
13 |
Даша Л |
2 |
II |
Для наглядного представления результата обратимся к графическому изображению на рисунке 2.
Рис.2. Результаты исследования уровня сформированности приёма сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (сентябрь 2011г.)
В проведённом исследовании выявлено, что 28% детей (7 человек) обнаружили высокий 1-ый уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру. У 12 детей, что составляет 48%, обнаружен средний 2-ой уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру. И 6 детей (24%) обладают низким 3-ий уровнем сформированности приёмов сериации предметов по размеру.
Результаты исследования констатирующего характера определяют дидактические задачи для последующей работы.
Мы предполагаем, что процесс развития приемов классификации и сериации предметов по размеру у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической педагогической работе.
Подобранная нами система упражнений
и игр по овладению рациональными
способами классификации и
Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру для детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на классификацию:
Выделение из совокупности предметов тех, которые обладают одинаковыми свойствами, и объединение их в группу. Из множества геометрических фигур (18 штук) дети образуют группы предметов на основе разных свойств и называют общее свойство группы. У детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства (все желтые фигурки), затем на основе двух, трех и более свойств (все красные квадратные фигуры, все большие треугольные синие фигуры и т. д.).
Выделение из совокупности предметов тех, которые обладают одинаковыми свойствами, и объединение их в группу. Из множества игрушек (18 штук) дети образуют группы на основе разных свойств и называют общее свойство группы. У детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства (все большие), затем на основе двух, трех и более свойств (все машинки красные, все лопатки большие синие и т. д.).
Взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Три ведерка (красное, желтое, синее). Нужно разложить все фигуры по свойствам (цвету, форме, размерам). При выполнении упражнения дети называют общие свойства групп (все круглые, все квадратные, все треугольные) и основания распределения предметов по группам (разложили по форме, по размеру и т. д.), а также число полученных групп (разделили фигуры по форме и получили 3 группы: круглые, квадратные и треугольные фигуры).
Дети усваивают, что любые два объекта одной группы одинаковы по общему свойству, а любые два предмета из разных групп — различны.
Детям предлагают 3 большие фигуры, серединку цветка (круг, квадрат, треугольник) и много таких же маленьких фигур — лепестков. Нужно собрать цветы — вокруг каждой большой фигуры (серединки цветка) выложить такие же по форме маленькие фигуры. Общее свойство каждой группы взрослый может обозначить по-разному, например, словом или знаком. Важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп (все круглые, все квадратные, все треугольные), но и основания распределения предметов по группам (разложили по форме, по размеру и т. д.), а также число полученных групп (разделили фигуры по форме и получили 3 группы: круглые, квадратные и треугольные фигуры).
В ходе таких упражнений дети усваивают, что любые два объекта одной группы одинаковы по общему свойству, а любые два предмета из разных групп — различны.
Разделить (разложить) все предметы по указанному признаку (цвету, длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы.
Наборы предметов разных цветов, форм и размеров. Ребенок получает карточку, поделённую на несколько частей. На карточке нужно распределить предметы так, чтобы в каждой части все предметы были с одинаковыми свойствами; затем назвать, какие предметы распределились в каждой части и сколько занято частей. Эти же предметы разбиваем по другим основаниям (по форме, по размеру, по толщине). При каждом новом основании разбиения меняются общие (характеристические) свойства классов.
Разделить (разложить) все геометрические фигуры по указанному признаку (цвету, длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы.
Наборы геометрических фигур разных цветов, форм и размеров. Ребенок получает карточку, поделённую на несколько частей. На карточке нужно распределить фигуры так, чтобы в каждой части все фигуры были с одинаковыми свойствами; затем назвать, какие фигуры распределились в каждой части и сколько занято частей. Эти же фигуры разбиваем по другим основаниям (по форме, по размеру, по толщине). При каждом новом основании разбиения меняются общие (характеристические) свойства классов.