Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
Разбиение множество на классы на основе одного свойства. Для выполнения этого действия ребенку необходимо вычленить обозначенное свойство в предметах классификации; абстрагировать его от других свойств; установить, присутствует ли указанное свойство в каждом предмете; объединить в одну группу все предметы, обладающие указанным свойством, в другую — все предметы, не имеющие данного свойства.
На лист бумаги разложить все фишки, обладающие одним общим свойством (высокие, красные, большие и т.д.). Дети называют, какие фишки оказались на листе (все красные). Однако сложнее всего обозначить общее свойство тех фишек, которые оказались не на листе бумаги. Общее свойство всех фишек, оказавшихся вне листа бумаги (все не красные), необходимо, что бы дети определили это общее свойство. Взрослый помогает с помощью вопросов: «Какие фишки попали лист?», «Есть ли среди фишек не на листе хотя бы один красный?», «Чем они все отличаются от тех, что находятся на листе?»
Ребенок самостоятельно указывает общее свойство фишек не на листе (не красные, не крупные, не высокие и т.д.). В каждом новом упражнении обязательно меняется свойство — основание классификации (квадратные, желтые, низкие, широкие и т.д.).
Классификация по двум совместимым свойствам. Варианты совместимых свойств (оснований классификации) могут быть самыми разными: красные квадратные, синие круглые, прямоугольные красные, желтые большие, треугольные толстые и др. Два пересекающиеся обруча синий и красный, геометрические фигуры разных размеров, цветов, из разных материалов.
Вначале
дети должны познакомиться с
Дети быстро находят «ошибочные» фигуры и перекладывают их в другую группу. Место внутри обручей остается пустым. Многократного перекладывания дети обнаруживают, что таким образом нельзя исправить ситуацию, и находят самое подходящее место для «ошибочных» фигур — внутри обоих обручей.
Взрослый предлагает детям назвать каждую группу фигур:
Игры на классификацию:
«Магазин». Расставить на полки товар по видам (продукты, посуда, вещи, инструменты и т.д.). Каждый вид товара разбить на подклассы (овощи, фрукты и т.д.). Назвать обобщающие свойства, например: продукты, фрукты, яблоки.
«Машинки». Распределить машинки в гаражи. По размерам, по цветам, по видам (автобусы, легковые, грузовики). Назвать обобщающие свойства. По одному, по двум, по трём свойствам. Называть все свойства.
«Садовники». Рассадить по клумбам цветы. Клумбы разной формы. Цветы разных видов. Определённая форма клумбы на ней растут цветы одного вида. Затем это же цветы распределили по клумбам по цветам, затем по размеру, по количеству лепестков.
«Бабочки». Рассадить бабочки по цветам. Цветы с разными лепестками (по цвету, по форме по размеру) и крылья у бабочек то же. Рассадить бабочек, ориентируясь на общие свойства лепестков и крылышек. Усложнить задачу можно задавая произвольное распределение, например, на синие цветы прилетели бабочки с круглыми крылышками и т.д.
«Аквариум». Заселить аквариумы разной формы и размеров различными рыбками. Рыбки отличаются по видам, размерам, цветам. Дети распределяют жильцов самостоятельно, объясняя свои действия. Воспитатель спрашивает о том, как ещё можно рассадить рыбок? Принимаются все логически обоснованные варианты. Нужно расселить всех рыбок, что бы они ни погибли без воды.
«Космодром». Ракеты с разной формой иллюминаторов. Распределить космонавтов, ориентируясь на (разную форму шлемов, цвета скафандров, количество пуговиц, форму карманов и т.д.) и отправить ракеты на планеты разные по размеру.
«Забавные человечки». Заготовки человечков. Дети на занятиях ручного труда готовят одежду для человечков по предложенным трафаретам и из предложенных цветов цветной бумаги. На занятиях по математическим представлениям и в свободной деятельности дети играют в игру, в которой надо расселить человечков по домикам с одинаковыми свойствами (по цветам одежды, в платьях и брюках, в зависимости от формы карманов, по количеству пуговиц и др.). Пояснить свои действия. Расселив по домикам по какому-нибудь одному свойству, предлагаем, например, всем человечкам с квадратными карманами пойти в магазин и т.д.
«Построй город». Дети на занятиях ручного труда по предложенным моделям из цветной бумаги изготавливают домики. Они разных размеров, разной высоты и ширины, с разным количеством этажей и окон, с крышами разной формы и т.д. На занятиях по математическим представлениям и в свободной деятельности дети играют в игру, в которой надо построить город. Дети выступают в роли архитекторов, решая на какой улице расположить дома с каким-нибудь общим свойством, какие дома должны стоять на пересечении улиц, чтобы соответствовать двум (трём, четырём) необходимым свойствам (в зависимости от перекрёстка). Игры «Забавные человечки» и «Построй город» можно объединить.
Упражнения на сериации:
18 разноцветных полосок
18 разноцветных полосок
18 разноцветных полосок разной длины и разной ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Воспитатель рисует горизонтальную линию на доске, на которую будем ставить полоски вертикально. Слева ставит точку по высоте самой высокой или самой низкой полоски (в зависимости от нарастания или убывания ряда). Воспитатель показывает, как положить две первые полоски, используя рациональные способы сравнения (приложение, наложения). Дети по очереди продолжают сериационный ряд, комментируя свои действия. Используя эти же полоски, выстраиваем сериационный ряд, ориентируясь не на длину полосок, а на ширину (по нарастанию или убыванию признака).
18 разноцветных полосок разной длины и разной ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Дети самостоятельно выделяют признак, по которому будет строиться сериационный ряд. Самостоятельно выбирают направление сериационного ряда (по убыванию или по нарастанию). Комментируют свои действия.
18 разноцветных полосок разной длины и разной ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Дети самостоятельно выделяют признак, по которому будет строиться сериационный ряд. Самостоятельно выбирают направление сериационного ряда (по убыванию, по нарастанию, от центра по нарастанию, от центра по убыванию). Самостоятельно выбирают плоскость построения сериационного ряда (по горизонтали, по вертикали). Комментируют свои действия.
18 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Выбирается любой элемент, выкладывается в выбранную плоскость. Дети от этого элемента самостоятельно выстраивают сериационный ряд. Для усложнения задачи, можно предложить полоски различные по длине и по ширине. При этом дети сами определяют, по какому признаку выстраивать ряд от заданного элемента. Дети комментируют свои действия.
18 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Предлагаем детям, найти пропущенные элементы сериационного рядя. Элементы могут быть пропущены по одному или несколько подряд. Дети комментируют свои действия. Для усложнения задания, предлагаем полоски разной длины и разной ширины.
18 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины. Полоски на магнитах для использования на доске или бумажные на фланелеграфе. Предлагаем детям, найти ошибочные элементы сериационного рядя. Элементы могут быть неверно подобраны по одному или несколько подряд. Дети комментируют свои действия. Для усложнения задания, предлагаем полоски разной длины и разной ширины.
Игры на сериации:
«Кто больше?». Ребёнок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того, как ребёнок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладёт на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это – короткая».
Действие проводится несколько раз. Каждый раз с новой парой палочек. Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких палочек и замечают, что у всех палочек разная длинна, что в ряду длинных есть короткие и на оборот. Это наталкивает детей на вывод, что размер относительная величина. Дети самостоятельно строят сериационный ряд по нарастанию признака. Затем по убыванию. Комментируют свои действия.
«Кинотеатр». Ряды одинаковых стульчиков (можно использовать бумажные кружочки), рассадить кукол по росту. Самые большие куклы на задний ряд и т.д. Когда все куклы рассажены, приходят опоздавшие, которых надо рассадить соответственно роста.
«Гаражи». Из коробок разных размеров на уроках ручного труда дети изготавливают гаражи для игрушечных машинок. Воспитатель предлагает расставить машинки разных размеров по гаражам. Надо разместить все машинки, их столько же по количеству, сколько и гаражей.
«Город». Дети на занятиях ручного труда по предложенным моделям из цветной бумаги изготавливают домики. Они разных размеров, разной высоты и ширины, с разным количеством этажей и окон. На занятиях по математическим представлениям и в свободной деятельности дети играют в игру, в которой надо построить город. Дети выступают в роли архитекторов, решая как на улице расположить дома: по убыванию или нарастанию признака (по высоте, ширине, по количеству этажей и окон). Дети комментируют свои действия.