Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы: изучение процесса овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить исследования учёных по данной проблеме;
рассмотреть определения «классификации» и «сериации»;
Введение………………………………………………………….………………..3
§1.Понятия «классификации» и «сериации»…………………..………………..6
§2.Особенности овладения рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детьми старшего дошкольного возраста………….……………………………………………………………….9
§3.Диагностика уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру ………….………………………………………………………………….……..15
§4.Система упражнений и игр по овладению рациональными способами классификации и сериации предметов по размеру детей старшего дошкольного возраста.………………………………………………….……..22
Заключение……..………………………………………….…………………….31
Список использованых источников 33
Приложение 1 Протокол № 1………………………………….……………..36
Приложение 2 Протокол № 2………………………………….……………..37
Приложение 3 Протокол № 3………………………………….……………..38
Приложение 4 Протокол № 4………………………………….……………..39
«Составь узор». Дети внимательно рассматривают последовательность выложенных в ряд предметов, заметить закономерность и продолжить узор. Узор можно выкладывать из различных материалов, используя разное количество элементов в каждой повторяющейся части. Дети комментируют свои действия. Усложнить игру можно методом использования в элементах узора дополнительного признака (например, разного цвета), от которого необходимо абстрагироваться. В другом варианте, предложить детям дополнить недостающие элементы узора или исправить ошибки узора.
«Садовники». Рассаживаем цветы и деревья (они могут быть изготовлены из бумаги или из другого материала). Цветы и деревья отличаются друг от друга по размеру. Дети рассаживают растения по предложенному образцу, от начальной точки, от любого элемента ряда, самостоятельно определяя направление сериационного ряда. Дети комментируют свои действия.
«Рассеянный художник». По предложенной серии картинок, дети должны восстановить последовательность событий связанных с сериацией. Комментируют изображения и свои действия, аргументируя.
«Железная дорога». Дети прицепляют к паровозикам вагончики, выстраивая из них сериационный ряд. Ряды вагончиков располагаются по нарастанию или убыванию признака (размер, высота, ширина, длина и т.д.). Для усложнения задачи, предлагаются вагончики с несколькими различительными признаками. А так же задания на самостоятельное определение признака сериации, начальной точки и направления сериационного ряда. Детям предлагается добавить вагончики в состав, определив им место в сериационном ряду. Дети комментируют свои действия.
В процессе всего формирующего исследования,
упражнения и игры на классификацию и
сериацию проводились комплексно (примерно
по одному упражнению и игре из каждого
блока в неделю), но с учетом их последовательного
усложнения. Далее на неделе проводилась
индивидуальная работа с детьми, которые
не совсем справились с заданием упражнений
и игр, но теперь упражнения и игры строились
на новом материале[1,2,6,10,11,14,22,
С целью выяснения эффективности проведенной работы было проведено исследование контрольного характера. Оно проводилось по той же методике, что и на начальном этапе работы[4:128,8:56]. Протоколы в приложениях 3,4.
Результаты повторного исследования сформированности приема классификации представлены в таблице 3 и рисунке 3.
Результаты повторного исследования уровня сформированности приёмов классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
1 |
Алёша Ш. |
3 |
I |
14 |
Дима А. |
2 |
II |
2 |
Алина З. |
3 |
I |
15 |
Захар Р. |
2 |
II |
3 |
Алиса К. |
3 |
I |
16 |
Кристина Б. |
3 |
I |
4 |
Андрей П. |
3 |
I |
17 |
Ксюша Н. |
3 |
I |
5 |
Артём Ле. |
3 |
I |
18 |
Лиза С. |
3 |
I |
6 |
Артём Л. |
3 |
I |
19 |
Максим Д. |
3 |
I |
7 |
Артём М. |
2 |
II |
20 |
Настя З. |
2 |
II |
8 |
Вика Д. |
3 |
I |
21 |
Настя П. |
2 |
II |
9 |
Вика Н. |
3 |
I |
22 |
Оля В. |
3 |
I |
10 |
Влад К. |
3 |
I |
23 |
Таня Е. |
2 |
II |
11 |
Данил В. |
2 |
II |
24 |
Тимур А. |
2 |
II |
12 |
Данил Д. |
2 |
II |
25 |
Юля З. |
1 |
I |
13 |
Даша Л |
3 |
I |
Для наглядного представления результата обратимся к графическому изображению на рисунке 3.
Рис.3. Результаты повторного исследования уровня сформированности приёма классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
В проведённом повторном исследовании выявлено, что 64% детей (16 человек) обнаружили высокий 1-ый уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру. У 9 детей, что составляет 36%, обнаружен средний 2-ой уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру. Низкий 3-ий уровень сформированности приёмов классификации предметов по размеру у детей не выявлен.
Результаты повторного исследования сформированности приемов сериации представлены в таблице 4 и рисунке 4.
Результаты повторного исследования уровня сформированности приёмов сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
№ |
И.Ф. |
баллы |
уровень |
1 |
Алёша Ш. |
3 |
I |
14 |
Дима А. |
2 |
II |
2 |
Алина З. |
3 |
I |
15 |
Захар Р. |
2 |
II |
3 |
Алиса К. |
3 |
I |
16 |
Кристина Б. |
2 |
II |
4 |
Андрей П. |
3 |
I |
17 |
Ксюша Н. |
3 |
I |
5 |
Артём Ле. |
3 |
I |
18 |
Лиза С. |
3 |
I |
6 |
Артём Л. |
2 |
II |
19 |
Максим Д. |
3 |
I |
7 |
Артём М. |
2 |
II |
20 |
Настя З. |
3 |
I |
8 |
Вика Д. |
2 |
II |
21 |
Настя П. |
2 |
II |
9 |
Вика Н. |
3 |
I |
22 |
Оля В. |
2 |
II |
10 |
Влад К. |
3 |
I |
23 |
Таня Е. |
2 |
II |
11 |
Данил В. |
2 |
II |
24 |
Тимур А. |
2 |
II |
12 |
Данил Д. |
2 |
II |
25 |
Юля З. |
3 |
I |
13 |
Даша Л |
3 |
I |
Для наглядного представления результата обратимся к графическому изображению на рисунке 4.
Рис.4. Результаты повторного исследования уровня сформированности приёма сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
В проведённом исследовании выявлено, что 52% детей (13 человек) обнаружили высокий 1-ый уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру. У 12 детей, что составляет 48%, обнаружен средний 2-ой уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру. Низкий 3-ий уровень сформированности приёмов сериации предметов по размеру не обнаружен.
Наглядно представим сравнительный анализ распределения испытуемых по уровням сформированности приёмов классификации и сериации до и после формирующего эксперимента. Результаты представлены в рисунках 5 и 6.
Рис.5. Сравнительный анализ констатирующего и повторного исследования уровня сформированности приёма классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
Рисунок 5 позволяет провести сравнительный количественный анализ результатов исследования до и после обучающих воздействий формирования приёмов классификации у детей старшего дошкольного возраста. Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате проведенной работы количество детей с высоким уровнем сформированности приёмов классификации предметов по размеру увеличилось (с 36% до 64 %). Количество детей со средним уровнем сформированности приемов классификации уменьшилось (с 48% до 36 %). Отметим, что на контрольном этапе исследования не выявлено детей с низким уровнем сформированности приемов классификации предметов по размеру, а таких на начало работы было 4 ребенка (16%).
Рис.6. Сравнительный анализ констатирующего и повторного исследования уровня сформированности приёма сериации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска (ноябрь 2011г.)
Обратимся к результатам исследования сформированности приемов сериации. Как видно из рисунка 6, количество детей с высоким уровнем сформированности приема сериации увеличилось (с 28% до 52%). Количество детей со средним уровнем сформированности приемов классификации сохранилось (48%). Не выявлено на контрольном этапе исследования ни одного ребенка, с низким уровнем сформированности приёмов сериации предметов по размеру, а таких на начало работы было 6 детей (24%).
Проведём качественный анализ распределения испытуемых по уровням сформированности приёмов классификации и сериации до и после формирующего эксперимента. Результаты представлены в сводных таблицах 5,6.
Сводная таблица результатов исследования до и после формирующего эксперимента уровней сформированности приёмов классификации у детей старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка» г.Лесосибирска