Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.
Задачи:
Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей
Введение……………………………………………………………....... 3
Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6
1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7
Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9
Виды детской одаренности………………………………. 12
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14
2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 27
Список использованной литературы……………………
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный
Кафедра педагогики
Выполнил(а):
студент(ка)группы ТМПА1-09-06
факультета европейских языков
направления подготовки
лингвист,
преподаватель двух
Наглаева Туяна Николаевна
Научный руководитель:
Чупрова Ольга Федоровна к.пед.н.,
доцент
Иркутск 2012
Введение………………………………………………………… |
|
Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6 1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6 1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7 |
|
Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9 2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14 2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23
|
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованной литературы……………………………….. 29 |
|
Приложения…………………………………………………… |
Введение
Вундеркинды -
большая ценность для общества. Именно
такие люди помогают обществу осуществлять
прорыв в науке и искусстве. Нестандартно
мысля, они способны почувствовать и сформулировать
нечто, недоступное обычному разуму, возможно,
потому, что они свободны от социального
давления, от общепринятых прописных истин.
Благодаря их открытиям в различных отраслях
науки способствуют дальнейшему развитию
и прогрессу человечества в целом. Одаренного,
таким образом, принято называть того,
чей дар явно превосходит средние возможности,
способности большинства.
Поддержка одаренных детей в последние годы стала предметом внимания премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Выступая на заседании президиума Госсовета, он заявил, что у всех российских детей, вне зависимости от места проживания и материальной обеспеченности должна быть возможность развивать свои способности.
На сегодняшний день проблемы выявления
и поддержки талантливых детей
стоит очень остро. Дело
в том, что от рождения ребенок наделен
не способностями, а лишь задатками, которые
могут получить или не получить развитие
в зависимости от внешних условий.
Для решения этих проблем нужно не только
государственное финансирование, но и
длительные совместные усилия педагогов,
психологов и родителей, плюс большая
организационная работа со стороны государства.
По-видимому, отсутствием этих внешних благоприятных условий можно объяснить тот факт, что российские дети по своим академическим успехам не находятся в числе первых в мире.
Оценивать одаренность детей непросто. Одаренность - сложная, многоуровневая характеристика, у нее нет жестких критериев, поэтому в России и за рубежом нет универсальных методов ее оценки.
В современной литературе появляется все больше статей, публикации о сущности одаренности. В этой связи нельзя не отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития одаренных детей выдвинули Е.С.Белова, А.И. Доровской, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, А. Таннебаум, П. Торренс и другими. Изучением данного вопроса занимались такие мэтры советской психологии, как А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, и ряд других. Ю.З. Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором в частности говорится: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может... Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».
Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и социальную защиту, стала федеральная целевая программа «Одаренные дети» как составная часть президентской программы «Дети России».
Одаренность - явление всегда уникальное,
требующее для своего развития "штучной",
целенаправленной работы. Но такая работа
всегда требует от семьи и государства
многих ресурсов, и деньги среди них находятся
далеко не на первом месте, уступая первенство
хорошо подготовленным учителям и специальной
образовательной среде.
Объект исследования - процесс развития одаренности у детей школьников
Предмет исследования - разработка диагностических методик для работы с одаренными детьми
Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.
Задачи:
Методами исследования являются проверка результатов и теоретических выводов на основе анализа литературы, изучения и обобщения педагогического опыта; методы наблюдения, анкетирования, тестирования, обобщения независимых характеристик.
Исследование состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрировано таблицами, рисунками.
Глава I
Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы
Первоначально, понятие «одаренность» относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям имея в виду их интеллектуальное развитие, и успехи в учении.
Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
В философских трактатах прошлого первоначально чаще использовался не термин «одаренность», а другой – «гений» (от латинского – “genius” – дух). В античной культуре «гений» - нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.
Одновременно с терминами «гени
Позднее появляется термин «одаренность». Корень слова – «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
1.2 История изучения одаренности
Для того чтобы выяснить суть понятия "одаренность" нужно, прежде всего, изучить историю его исследования.
Долгое время
люди понимали одаренность как дар «свыше»,
которым наделены единицы. Так, например,
Платон писал о том, что "...поэт творит
не от искусства и знания, а от божественного
предопределения".
А в середине
XIX века появилось другое понимание. Известный
английский ученый Френсис Гальтон, вдохновившись
работами своего двоюродного брата Чарльза
Дарвина, стал активно выдвигать идею
о том, что гениальный человек - "продукт
гениального рода". Тщательно проанализировав
родословные выдающихся людей того времени
и прошлого, он обнаружил ряд закономерностей,
которые указывают, по его мнению, на то,
что одаренность передается путем наследственности,
то есть от отца к сыну. Свои размышления
он изложил в книге «Наследственность
таланта: ее законы и последствия».
Однако, с развитием генетики ученым удалось доказать, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множествами факторов. Иначе говоря, дар, как думали в то время, не может быть унаследован напрямую. Между тем, эта теория ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одаренности.
Можно говорить о том, что исследования Ф. Гальтона не были напрасными, так как он внес свою лепту в развитие изучения этого феномена (дара). Иначе говоря, он первым перестал относиться к дару как к явлению божественному, аномальному или необъяснимому. Между тем, Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.
Благодаря ему идея божественной природы одаренности отошла на второй план, а позже разработка проблем одаренности развивается естественнонаучным путем. Также существует еще одна теория, которая противоречит предыдущей, согласно ей никакого божественного дара и вовсе никогда не было и не будет. Название данной теории «tabula rasa» (от лат. чистая доска). В этой теории ребенок представляется как чистый лист бумаги, и никто не может предугадать каким он будет, все зависит от тех, кто на этой «бумаге» напишет.
Одним из создателей этой теории был английский философ и педагог Джон Локк. Он же двигает следующие теоретические положения:
Вместе с тем практика
показывает, что все люди различаются
по умственным, творческим и физическим
качествам, и уже с детства можно выявить
обладает тот или иной человек даром или
нет. Но круг поиска очень велик – от умственной
отсталости до совершенного гения.
Объяснить эти различия только внешними
факторами и методами воспитания невозможно.
В особенности, когда речь идет о редко
встречающихся, выдающихся проявлениях
одаренности.
Так как теоретики того времени отрицали божественное происхождение таланта, то понятие «дар» как таковое также ставилось под сомнение. Поэтому с этих пор возникает вопрос о необходимости замены этого определения.
Проблемы одаренности
Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства. Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики. Особенно болезненной является проблема, формулируемая как «проблема угасания, исчезновения способностей». Есть достаточно веские основания считать, что способности, раз сложившись, никуда исчезнуть не могут (исключая, естественно, серьезные травмы мозга). За такое угасание способностей принимается тот безусловный факт, что с определенного времени для окружающих становится очевидным несоответствие сложившихся способностей и реальных достижений, чаще всего по причине трудностей произвольной саморегуляции.