Одаренность как педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического феномена.

Задачи:

Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей

Содержание

Введение……………………………………………………………....... 3

Глава 1 Психологическая характеристика одарённых детей ………… 6
1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……... 6
1.2 История изучения одаренности………………………... …. 7


Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников. 9
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей……….. 9

Виды детской одаренности………………………………. 12
2.3 Процедура диагностического исследования……………. 14
2.4 Прогрессивные матрицы Равена…………………………. 23




Заключение…………………………………………………………… 27

Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа одареннность как пед феномен.docx

— 514.55 Кб (Скачать файл)

 

Любопытно, что по данным исследования, проведенного под научным руководством С.А. Ледневой, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности (уровень интеллекта, креативности, мотивационные характеристики).

 

В этой связи  интересно, что в ряде исследований были предприняты попытки доказать, что квалифицированный педагог  вполне адекватно оценивает детскую  одаренность, минуя все сложности  традиционной психометрической работы. Эта мысль представлена, в частности, в трудах немецких ученых К. Клюге, К.А. Хеллера и др. Это вполне подтверждается и простыми наблюдениями. Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный, виден и без всякого специального тестирования. Учитывая это, мы считаем необходимым отметить, что все это не отменяет важности психодиагностической работы, а лишь позволяет понять, что сфера действия специальной высокопрофессиональной диагностики – это, прежде всего, «пограничные» случаи проявления одаренности и «потенциальная» одаренность. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.

 

При диагностике  одаренности наиболее распространенными  являются следующие методы:

 

  1. Наблюдение. При исследовании одаренных детей нельзя обойтись без наблюдения за их индивидуальными особенностями. Наблюдением называют описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Преимущество наблюдения в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.

 

Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев описывают следующие требования к процедуре наблюдения:

- определение  задачи и цели (для чего? с какой  целью?);

- выбор  объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

- выбор  способа наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать?);

- выбор  способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

- обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат?).

 

Недостатком данного метода является возможность  влияния на результат наблюдения установок, интересов, психологических  состояний и личностных особенностей наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее  наблюдатель ориентируется на подтверждение  своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации  к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Наблюдение требует  значительных затрат времени.

 

Существует  так называемый естественный эксперимент, когда, например, на уроке или занятиях кружка организуется нужная для исследователя  обстановка, которая является для  ребенка совершенно привычной, и  когда он может вызывать и повторять  интересующее наблюдателя явление.

 

М.Я. Басов  рассмотрел вопрос об установке наблюдателя  по отношению к объекту наблюдения и показал, что существует три  типа такой установки. При первом типе установки наблюдение предпринимается со строго определенной целью, чтобы фиксировать только нужные факты и явления, не обращая внимания на другие. Например, можно специально наблюдать за динамикой работоспособности ребенка: надолго ли хватает его сосредоточенности, когда и в какой форме могут проявляться признаки утомления. Наблюдение с таким типом установки называют исследующим или выбирающим.

 

Другой тип установки – наблюдатель, свободный от заранее принятой точки зрения, стремится получить представление об особенностях наблюдаемого без отбора каких-либо определенных проявлений. Так обычно наблюдают на начальных этапах знакомства с ребенком. Этот тип наблюдений называют выжидательным.

 

Наконец, третий тип установки – отсутствует предварительная подготовка, наблюдение вызывается самим фактом появления объекта в поле внимания. Здесь всегда имеется элемент неожиданности, и само наблюдение обозначают как непроизвольное или вынужденное.

 

Психолог, особенно если он занимается необычными детьми, должен владеть культурой  всех типов наблюдений.

Л.Ф. Лазурский  разработал правила составления  психологической характеристики при  проведении наблюдения:

- наблюдатель  выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности  относиться данное проявление;

- записывают  только факты, и если отдельные  наблюдения противоречат друг  другу, противоречия не следует  сглаживать;

- необходимо  описывать также и те внешние  условия, при которых данное  проявление было замечено.

 

А.Ф. Лазурский  представляет два возможных способа  оформления характеристик. Первый –  составляется сводка фактических данных в известной последовательности, в порядке намечавшейся программы описания; когда такая обстоятельная сводка закончена, остается сделать резюме.

 

Другой  способ – исследователь, приступая  к составлению сводки материала, не придерживается заранее принятого  порядка изложения, а сразу же выдвигает те черты, которые, по его  мнению, являются в данном случае наиболее характерными, подкрепляя свои выводы фактами.

 

По поводу второго типа характеристик А.Ф. Лазурский писал, что получается, таким образом, сразу же полная, связная  и законченная характеристика, в  которой все разрозненные факты  приведены в одно целое и которая  в то же время представляет из себя не бледную, отвлеченную схему, а живой конкретный портрет данной личности. Он полагал, что второй способ труднее первого, но дает более яркие, так сказать, более красивые характеристики.

 

Наметка программы наблюдения желательна, нужна, но она должна быть широкой, гибкой – ничего не навязывать материалу. Наблюдение не должно быть слишком  зависимо от заранее составленной инструкции, от намерений и ожиданий; оно требует  чуткости к новизне, к необычному.

 

  1. Тест. Широкое распространение получили тесты, направленные на выявление одаренности. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

 

При тестовых испытаниях создается нужная для  опыта обстановка, имеется возможность  повторно вызывать ответы, их измерять. Однако и при весьма квалифицированном  использовании лучшие тесты не гарантируют  защиты от ошибок, кроме того, надо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

  1. Опросниками называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

 

Одна  из проблем, с которой сталкиваются составители и пользователи опросников, заключается в том, что вопросы  адресуются к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может  дать недостоверную информацию –  то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности – из желания  угодить, либо боясь ответить «не так». Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно. Поэтому составители некоторых опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на которые можно судить о достоверности результатов.

 

  1. Анкета – наиболее распространенная форма письменного опроса. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Анкета позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

 

  1. Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Для получения информации об испытуемом возможно применение опросников, обращенных к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д. Л.В. Попова указывает, что среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический опросник как более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и прогноза достижений. Биографические опросники могут быть использованы и для выявления психологических особенностей одаренных детей.

 

  1. Большое значение придается психологическим тренингам при диагностике одаренности у детей, особенно «скрытой» одаренности. Как отмечает В.С. Лейтес, для того чтобы снять психологические преграды, мешающие проявлению и развитию одаренности, можно использовать различные групповые методы: методы групповой психокоррекции и психотерапии, развивающие психологические тренинги.

 

Как уже  отмечалось выше, при выявлении одаренных  детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может  быть задействован широкий спектр разнообразных  методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

 

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная  многоступенчатая процедура. Один из ведущих  специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов в процессе диагностики одаренных детей.

 

В последнее  время большая часть исследователей придерживается мнения, предложенного  в концепции Дж. Рензулли и заключающегося в том, что одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: мотивации, ориентированной на задачу, «выдающихся способностей» и креативности.

 

Важную  роль мотивации в развитии одаренности  подчеркивает и В.С. Юркевич. Она  пишет, что практически любая  одаренность, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто  весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться  из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются  исключительно вне школы. Это  означает, что учителю необходимо потрудиться, чтобы узнать об интересах  ученика: расспросить родителей, одноклассников, может быть, вы сумеете и от самого ученика узнать о его увлечениях и интересах. Очень часто в  школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его  увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение  того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он.

Н.С. Лейтес отмечает ряд других трудностей, возникающих при диагностике детей:

- застенчивость,  страх перед незнакомыми взрослыми  (у дошкольников, младших школьников);

- быстрая  утомляемость, отсутствие мотивации  при выполнении заданий (у дошкольников, младших школьников);

- возможность  дополнения, изменения инструкций  экспериментатора(у дошкольников, младших школьников);

- тревожность,  возникающая у детей и подростков  при выполнении заданий теста;

- влияние  личных особенностей экспериментатора (возраст, внешний вид, поведение  во время тестирования);

- влияние  ситуативных факторов (особенности  помещения, присутствие других  людей, случайные помехи, попытки  родителей «подготовить» ребенка  к тестированию, имеющийся у ребенка  прошлый опыт общения с психологами).

 

Следует также  помнить, что один и тот же ребенок  по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные  результаты.

 

Таким образом, выявление одаренных детей происходит путем:

  1. Экспертного оценивания ребенка, которое включает в себя оценки педагогических работников (воспитатели, учителя, психологи), родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.
  2. Анализа достижений ребенка, его школьной успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
  3. Психологического тестирования, проводимого с помощью психологических тестов.

Информация о работе Одаренность как педагогический феномен