Ознакомление дошкольников с дикими животными 

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

— 298.41 Кб (Скачать файл)

Дети классифицировали животных по-разному. Так, бегемота большая часть детей отнесла к хищникам, а меньшая - к мирным. Гиену и ястреба большая часть детей оценили правильно. Результаты объяснений правильного выбора, сделанного детьми по каждому животному, показывают на какие признаки ориентируются дети, распределяя их на хищных и мирных. Это признаки поведения, строения и способа питания.

Из признаков строения дети чаще всего указывали особенности ротового аппарата животных. Так, относя ястреба к хищникам, дети отмечали, что клюв у него большой, острый, загнутый. Определяя гиену как хищника, дети указывали на ее зубы: "У нее сердитые глаза и острые зубы". По этому же признаку большая часть детей отнесла и бегемота к хищникам. "У него очень большая пасть и клыки большие".

Ссылаясь на особенности поведения животных, дети утверждали, что хищники нападают на кого-нибудь.

Таким образом, решение детьми этой задачи показало, что дошкольники различают хищных и мирных животных, причем легче при решении практических задач с конкретными животными, чем в словесном определении. Выделяя хищных и мирных животных, дети ориентируются на единичные признаки их поведения, на строение, или ссылаются на знание отдельных животных. Все это указывает на то, что дети обладают в целом правильными конкретными представлениями о хищных и мирных животных.

Следует отметить, что многим дошкольникам: свойственно преувеличенно отрицательное эмоциональное отношение к хищникам или несколько искаженное о них представление.

Подводя итог результатам данной констатирующей серии, можно сделать следующие выводы. Дети среднего дошкольного возраста знают различные формы защиты животных от врагов, умеют выделять хищных и мирных животных. Указанные знания принимают у детей форму как конкретных, так и обобщенных представлений. Данные эксперименты показывают, что дети при определении формы защиты животных, а также при делении их на хищных и мирных, ориентируются как на строение, так и поведение животных, выделяя при этом ряд существенных приспособительных признаков. Это свидетельствует о понимании детьми некоторых форм связи животных со средой обитания, в частности взаимоотношений мирных животных с хищниками, как элементами среды.

Результаты констатирующего обследования приводят нас к следующим выводам. Дети обладают разнообразными знаниями о диких животных. Знания детей отражают различные стороны жизнедеятельности животных в определенных природных условиях. Часть дошкольников в ряде случаев обнаруживает понимание связи животных со средой обитания. Ведущими в данном случае являются представления о наиболее "динамичных" сферах жизни животных: передвижении, защите от врагов.

Выявленные особенности знаний имеют решающее значение для обучения дошкольников. Понимание ими существенных элементов жизнедеятельности животных свидетельствует о том, что этот возраст знаменует собой период становления и развития представлений о связях живых существ с условиями окружающей среды.

Данные констатирующего эксперимента позволили выделить в  экспериментальной группе детей с тремя качественно различными уровнями представлений о диких животных (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 Сформированность представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста

Уровень представлений о диких животных, %

высокий

средний

низкий

4

60

36


 

Данные, приведенные в таблице 2.1, показывают, что необходима целенаправленная систематическая работа по формированию представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных.

Уровни детских представлений о диких животных.

Низкий. Объем представлений о животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения: движения, голосовые реакции животных. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках животного неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько отдельных представителей диких животных, опираясь на отдельные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество диких животных, их характерные признаки. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к животным осознанно, умеет определить их состояние.

 

2.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА. ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ.

На следующем этапе педагогического эксперимента проводилась работа по расширению и уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных в экспериментальной группе.

Программа формирующего эксперимента представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Система работы по формированию у детей 4,5-5 лет обобщенных представлений о диких животных

Этап воспитательно-образовательной работы

Цель

Виды  работы

I Подготовитель-ный этап

— уточнение представлений детей о различных классах животных (рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся), отличительных признаках их внешнего вида, образа жизни, поведения, размножения;

— формирование представлений о среде обитания животных (воздушная, водная, наземная, подземная);

— развитие умений группировать животных

1) занятие-игра "Эти забавные животные";

2) занятие-инсценировка "Какие бывают животные";

3) комплексное занятие "Зверигород";

4) рассматривание иллюстраций  различных видов животных с  загадыванием о них загадок;

5) дидактические игры  и упражнения:

— "Угадай-ка" (с загадками);

— "Назови одним словом";

— "Третий лишний" (с картинками);

— "Что сначала, что потом";

— "Назови детенышей";

— "Птицы, звери, рыбы..." (с картинками)

— "Дикие животные — часть живой природы"

II. Процесс создания предметно-схематических моделей

— разработка совместно с детьми предметно-схематических моделей с целью формирования обобщенных представлений о различных классах животных по следующим существенным признакам:

— среда обитания;

— покров;

— строение конечностей;

— приспособленность к среде обитания

1) рассматривание готовых предметно-схематических  моделей;

2) изготовление альбома "Мир  диких животных" (с зарисовкой  моделей и подбором иллюстраций  диких животных каждого класса)

III. Обобщающий

— особенности размножения

— применение моделей существенных признаков различных классов диких животных в практической деятельности детей

1) занятие-игра "Что мы знаем  о диких животных";

2) дидактические игры:

— "Новоселье животного";

— "Найди свой домик";

— "Звери, птицы, рыбы..." (с моделями)


 

При разработке и проведении работы, направленной на расширение и углубление представлений дошкольников о диких животных, учитывалось следующее:

1) процесс познания окружающего  мира непрост для ребенка Начинается он с чувственного восприятия. Программа предусматривает овладение детьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери» и т.д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с дикими животными;

2) дошкольники ощущают повышенную  потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет детский  интерес и пробуждает активность  в освоении окружающего мира;

3) дидактическая игра вызывает  у детей приятные чувства и  эмоции, которые снижают напряженность  в обучении. В результате усилия  воспитанников направляются на  познавательную деятельность;

4) в дидактической игре дошкольники  проявляют творчество, при этом  задействуются самые разные компоненты  психики; ощущение, восприятие, память  и т. д., это значит, активизируются  все познавательные процессы;

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях диких животных, их связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Обучение моделированию осуществлялось в следующей последовательности:

1. Воспитатель предлагает детям  описать новые объекты природы  с помощью готовой модели, ранее  усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов  между собой, учит выделению признаков  различия и сходства. Одновременно  дает задание последовательно  отбирать и выкладывать на  панно модели, замещающие эти  признаки.

3. Постепенно увеличивает количество  сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Осуществляет обучение моделированию  существенных или значимых признаков (например, отбор и моделирование  признаков диких и домашних  животных).

5. Осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких, как: «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные» и т. д.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности диких животных и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о диких животных.

Дидактические игры для обогащения представлений о диких животных проводились с небольшими подгруппами детей (2-3 человека), использовались вариативно в зависимости от уровня сформированности представлений о диких животных у дошкольников.

Игры проводились в свободное время, на прогулке, в процессе специально организованных занятий. Использовались игры как в вербальной форме, так и с использованием иллюстративного материала. Игры с иллюстративным материалом содействуют формированию конкретных представлений о диких животных, приобретению более точных знаний об их признаках. Эти виды игр проводились преимущественно с детьми, имеющими низкий уровень сформированности представлений о диких животных.

В вербальных дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о диких животных, углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают диких животных без опоры на наглядные образы, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Этот вид игры использовался преимущественно в работе с дошкольниками, имеющими более высокий уровень сформированности представлений о диких животных.

Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическим содержанием, что способствует не только обогащению представлений детей о диких животных, но и воспитанию у них гуманного отношения к природе. Здесь ребенок оказывается в ситуации выбора: выполню задание — помогу животному, не выполню — оно может погибнуть. Это производит на дошкольников сильное впечатление, и мотивом деятельности выступает именно помощь диким животным.

2.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.

По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент.

Работа с детьми на данном этапе проводилась по той же схеме и методике, как и на констатирующем этапе.

Результаты наглядно отражены в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2.3. Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных

Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных, %

высокий

средний

низкий

констат.

контрольн.

констат.

контрольн.

констат.

контрольн.

4

35

60

58

36

8


Рисунок 1. Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Таким образом, формирование у дошкольников системы знаний о диких животных является результатом целенаправленных педагогических воздействий и системы методов обучения, в которых основное значение имели метод моделирования и дидактические игры.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе определены наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели исследования были последовательно решены следующие задачи:

1 Проанализирована научно-методическая  литература по проблеме ознакомления  дошкольников с дикими животными.

2 Выявлен уровень знаний о  диких животных у детей среднего  дошкольного возраста.

3 Разработана доступная система  формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста о диких животных, определены и экспериментально обоснованы наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. У дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных. Общие представления формируются также в практической деятельности, когда ребенок учится группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, который отражает его физические и функциональные (поведенческие) признаки.

Результаты констатирующего обследования показали, что дети обладают разнообразными, но далеко не полными и не последовательными знаниями о дикой живой природе.

Знания детей недостаточно четко отражают различные стороны жизнедеятельности животных в определенных природных условиях. Только часть дошкольников в ряде случаев обнаруживает понимание связи животных со средой обитания, проявляющееся в форме конкретных представлений об их приспособленности. Дети обладают некоторыми знаниями и о способах защиты животных от врагов. Эти знания отражаются в форме конкретных представлений, когда они относятся к специфическим формам приспособленности животных. Обобщенные представления, как правило, дети имеют о таких способах защиты, которые тесно связаны с их собственным опытом, например, бегство.

Строение органов животного тесно связано с их функциями и с условиями внешней среды, в которых они осуществляются. На изученном нами этапе дошкольники уже способны устанавливать эту связь в отношении способов защиты животных от врагов. При этом детьми учитываются такие особенности, как форма, окраска, относительные размеры, характер расположения органов или частей тела животного. В меньшей степени детьми учитывается характер поведения животных и свойства среды обитания.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с дикими животными