Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Выявленные особенности знаний имеют решающее значение для обучения дошкольников. Понимание ими существенных элементов жизнедеятельности животных свидетельствует о том, что этот возраст знаменует собой период становления и развития представлений о связях живых существ с условиями окружающей среды.
На следующем этапе педагогического эксперимента (формирующем) проводилась работа по расширению и уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о диких животных в экспериментальной группе. При разработке и проведении работы, направленной на расширение и углубление представлений дошкольников о диких животных широко использовалось наглядное моделирование и дидактические игры.
Специально разработанные модели разных классов животных помогли дошкольникам в наглядной, доступной форме воспроизвести и осознать скрытые свойства диких животных, наиболее существенные причинно-следственные связи и закономерности в их развитии. Процесс моделирования способствовал активизации творческой познавательной направленности, развитию познавательного интереса и осознанного отношения к окружающему миру.
Дидактические игры явились эффективным средством ознакомления детей с дикими животными, что свидетельствует о значительном повышении уровня представлений у детей экспериментальной группы.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность, что наглядно видно после проведения контрольного этапа исследования.
Изложенные в работе методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей могут быть использованы воспитателями детских учреждений образования для работы с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
Вопросы о животных:
Занятие-инсценировка "Какие бывают животные"
Программное содержание:
• Познакомить детей с классификацией животных.
• Учить сопоставлять, сравнивать разных представителей мира животных.
• Ввести в словарь детей понятия "насекомые", "рыбы", "птицы", "земноводные", "звери".
Оборудование: домики для каждой группы животных в соответствии со средой обитания; предметные картинки с изображением следующих животных: пчела, оса, бабочка, муравьи, божья коровка; воробей, ворона, сорока, синичка, сова; лягушка; белка, лиса, волк, заяц, медведь; корова, кошка, собака, свинья; сом, щука, окунь.
Ход работы
I. Вступительная часть.
Решили как-то животные в теремок поиграть. Пришли к Старику-Лесовику и говорят ему: "Хотим, как мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, волк да медведь, в теремок сыграть". Согласился Старичок-Лесовичок им помочь: сделал шесть домиков и сказал животным, чтобы каждый из них нашел для себя подходящий теремок.
II. Классификация животных (инсценирование)
В первый теремок постучалась бабочка-красавица: "Тук-тук-тук! Кто в тереме живет?" А Старичок-Лесовичок ей отвечает: "В этом теремочке живут те животные, у которых шесть ног, тело на три части разделено — голову, грудь и брюшко, а на брюшке есть полосочки, будто насечки. Таких животных насекомыми зовут. Найди своих соседей, и живите в этом теремке". (Дети по названным признакам определяют, кому жить в первом теремке.)
Во второй теремок постучала сорока-белобока: "Тук-тук-тук! Кто в тереме живет?" А Старичок-Лесовичок ей отвечает: "В этот теремок пусть летят животные, тело которых покрыто перьями, у которых не шесть, а всего две ноги. Таких животных птицами называют. Собирай своих друзей, и живите на здоровье". (Птицы заселяют второй теремок,)
В третий теремок прискакала белочка-хлопотунья: "Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?" — "В этом теремке живут только те животные, у которых тело покрыто шерстью, четыре ноги. Детенышей своих выкармливают молоком. Их млекопитающими называют, они живут в наших лесах, полях, лугах. Собирай своих друзей, и занимайте теремок".
А четвертый теремок Старичок-Лесовичок почему-то в воде сделал.
Как вы, дети, думаете, кто же в этом домике жить будет? Правильно, это рыбий домик-теремок, в нем будут жить те животные, тело которых покрыто чешуей, вместо ног — плавники, а дышат они жабрами, добывая воздух из воды. (Дети сами находят жильцов этого теремка.)
III. Заключительная часть
Вот и закончилась игра в теремок, в которой мы с вами узнали, какие животные бывают. Животные и Старичок-Лесовичок уже хотели закончить, как вдруг появилась лягушка-квакушка. "Я тоже хочу в теремке жить, только не знаю, куда поселиться". А как вы думаете, дети, где должна жить лягушка-квакушка? (С помощью воспитателя, сравнивая лягушку с каждым классом животных, дети делают вывод, что лягушке нужен свой терем-теремок, да не один, а два: в воде и на земле. Таких животных называют земноводными.)
Дидактическая игра "Угадай-ка"
Цель
• Закрепить представления детей о разнообразии животного мира родного края. Упражнять в распознавании животных по иллюстрациям и загадкам.
• Развивать сообразительность.
Оборудование: набор иллюстраций разных классов животных (насекомые, птицы, звери, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
1 вариант. Воспитатель загадывает загадки о животных, дети должны отыскать иллюстрацию-отгадку, определить, к какому классу относится данное животное.
2 вариант. Дети делятся на 5 подгрупп
в соответствии с выбранным
классом животных. Каждой подгруппе
дается задание: отобрать иллюстрации
животных своего класса, вспомнить
или придумать о каждом
В процессе данной игры предлагаем использовать следующие загадки о животных.
1. Птицы
Маленький мальчишка В ярком армячишке, По дворам шныряет — Крохи собирает. (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют, Не боится он простуды, С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Носит серенький жилет, Но у крыльев — черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: "Kapp! Kapp! Карр!" (Ворона.)
Длиннохвоста, белобока, А зовут ее... (Сорока.)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица.)
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла, Прилетит — плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это... (Птица.)
2. Звери
Хвост пушистый, Мех серебристый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса.)
И ушаст, и глазаст, И пугаться горазд, Заберется в куст — и спит, Кочерыжку съест и сыт. (Заяц.)
Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка.)
Этот зверь сильнее всех, Носит мягкий, теплый мех, Любит ягоды и мед. Разозлится — заорет, А когда зима настанет, То следов его не станет. (Медведь.)
Под соснами, под елками Лежит клубок с иголками. (Еж.)
Зубоватый, сероватый, По полям рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.)
3. Земноводные и пресмыкающиеся
В траве мелькает, Хвостом виляет, Хвост оборвет, Другой наживет. (Ящерица.)
Это кто там лентой черной К ручейку ползет проворно? Сквозь кусты пробрался ловко А на маленькой головке (все об этом знать должны) Пятна желтые видны. ( Уж.)
Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка, А зовут ее... (Лягушка.)
Панцирь каменный-рубаха, А в рубахе —... (Черепаха.)
4. Рыбы
Мастер шубу себе сшил, А иглу вынуть забыл. Колюч, да не еж, Кто это? (Ерш.)
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна, Притом такая злюка, Конечно, это... (Щука.)
Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом.)
У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба.)
5. Насекомые
На большой цветной ковер Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочка.)
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь, (Жук.)
Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Муравей.)
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком. (Пчела.)
Прыгает пружинка — Зеленая спинка. С травинки на былинку, С ветки на тропинку. (Кузнечик.)
Голубой аэропланчик Сел на желтый одуванчик. (Стрекоза.)
Занятие-познавательная игра "Что мы знаем о животных"
Программное содержание:
• Выявить знания детей о животных родного края, их названии, отличительных особенностях внешнего вида и поведения, питания, приспособлении к среде обитания.
• Формировать умение использовать обобщенные представления о различных классах животных (насекомые, птицы, рыбы, звери) в практической деятельности.
• Учить понимать взаимосвязи объектов природы между собой и окружающей средой. Воспитывать чувство любви к родной природе, ответственность за все живое на земле.
Методика проведения
Вводная беседа.
Любите ли вы играть? Какие телевизионные игры вы смотрите? В какие из них играют дети? Ребята, сегодня у нас необычное занятие — занятие-игра. Чтобы выяснить, как хорошо вы знаете животных родного края, мы проведем сегодня брейн-ринг. В нашей игре участвуют 2 команды. За красным столом сидит первая команда, а за зеленым — вторая. На ваших столах лежат светофоры. На красном столе они красного цвета, а на зеленом — зеленого. Они нужны для того, чтобы я могла видеть: какая команда готова отвечать.
У кого из команд будет поднято больше светофоров, та команда и будет отвечать.
1 конкурс "Вопрос — ответ"
1. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?
2. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются?
3. Как можно узнать о
4. Что случится с пчелой, когда она кого-нибудь укусит?
5. Птенцы какой птицы не знают своей матери?
6. Какую птицу называют лесным доктором? Почему?
7. Какие птицы выводят своих птенцов зимой?
8. Какая рыба похожа на змейку?
9. Куда зайцу легче бежать: с горы или в гору? Почему?
10. Зачем белке такой длинный и пушистый хвост?
11. Когда у медведицы появляются медвежата? Чем она их кормит?
12. Нужны ли ежу запасы на зиму? Почему?
Воспитатель оценивает ответы детей (за каждый правильный ответ — 1 очко), объявляет результаты после первого конкурса. Музыкальная минутка "Можно-нелъзя". Воспитатель. Слушайте внимательно и отвечайте: Ходить по лесу по тропинкам... (можно). Ходить по траве, где угодно... (нельзя). Собирать грибы в лесу... (можно). Вырывать их с корнем... (нельзя). Слушать пение птиц... (можно). А шуметь в лесу, включать музыку... (нельзя). Наблюдать за муравьями... (можно). А разрушать муравейники... (нельзя). Брать детенышей животных домой... (нельзя).
2 конкурс "Кто есть кто"
Он заключается в том, что дети должны разложить иллюстрации животных, которые даст им воспитатель, на 6 групп: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся; назвать каждую группу животных. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет каждую группу животных. Когда все будет готово, капитан поднимет свой светофор. Воспитатель оценивает второй конкурс.
Информация о работе Ознакомление дошкольников с дикими животными