Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать влияние педагогического общения на уровень образования и воспитания обучающихся профессиональной школы.
Исходя из сущности проблемы и поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы педагогического общения;
2. Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;
3. Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе
Методами исследования послужили: метод теоретического анализа литературы, опрос педагогов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стилей профессионально-педагогического общения 5
1.1. Понятие педагогического общения 5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия 7
1.3. Функции и стили педагогического общения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения 23
2.1 Особенности педагогического общения в школе 23
2.2. Анализ применения моделей педагогического общения 29
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 63.34 Кб (Скачать файл)

Следствие: обостренная социально-психологическая  чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики  и действия аудитории. В такой  модели бразды правления могут оказаться  в руках обучаемых, а педагог  займет ведомую позицию.

6. Модель негибкого  реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального  взаимодействия.

7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается  безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная  сфера познавательной активности.

8. Модель активного  взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге собучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

В рамках курсового проекта  я провела небольшое анкетирование  педагогов МОУ ОСОШ №1[приложение №1.].

 

Результаты анкетирования:

Таблица №1

преподаватели

плюсы

Минусы

1

4, 6, 11, 15,, 17,18, 19, 23

1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,,24

2

1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,24

3,4,7,8,9,11, 15,16, 19, 20,21,24

3

7,8,9,10,14,16, 20,21,22,24

1,2,3,4,5,6,11,12,13,15,17,18,19,23

4

1,2,3,4,5,6,13,15,19,20,22,23

7,8,9,10,11,12,14,16,17,18,21,24

5

7,8,9,10,11,12,14,16,17,18, 21,24

1,2,3,4, 6,7,8,11,12,13, 15, 17, 19,23,24


 

Проанализировав таблицу  №1, я сделала следующие выводы:

Первый педагог придерживается в общении со студентами первой модели.

Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в  царстве знаний. Никакого личностного  взаимодействия. Педагогические функции  сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность  обучаемых.

Второй педагог использует в своем педагогическом общении  шестую модель.

Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой  программе, где четко выдерживаются  цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют  место безупречная логика изложения  и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального  взаимодействия.

Третий педагог более  склонен к восьмой модели педагогического  общения.

Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно  находится в диалоге собучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения  в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает  стиль дружеского взаимодействия с  сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески  решаются совместными усилиями. Такая  модель наиболее продуктивна.

Педагогическое общение  четвертого педагога обусловлено шестой моделью. Как и второй педагог, он четко выполняет цели, задачи занятия. Вследствие чего занятие становится для обучающихся не интересным и  скучным.

Пятый педагог строит свое педагогическое общение по седьмой  модели.

Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком  фокусируется на педагоге. Он - главное  и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически  отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых  подавляется.

Следствие: воспитывается  безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная  сфера познавательной активности.

 

Таблица №2

педагог

Модель

Диктаторская "Монблан

2

Негибкого реагирования "Робот"

3

Активного взаимодействия "Союз"

4

Негибкого реагирования "Робот"

5

Авторитарная "Я сам (а)"


 

По результатам проведенного анкетирования можно сделать  следующие выводы:

• два педагога из пяти опрошенных, что составляет 40%, используют модель негибкого реагирования ("Робот"). Что приводит к низкому социальному взаимодействию.

• Четыре педагога из пяти опрошенных, что составляет 80 %, используют такие модели, в которых студенты не развивают свою собственную инициативу.

 

 

Выводы по второй главе

 

По итогам проделанной  работы можно сказать, что педагогическому  составу школы необходимо менять модели своего общения с учениками.

Ведь если судить по таблице  №2, то только один педагог из пяти опрошенных, что составляет 20%, использует, такую  модель, способствующую развитию мышления и моральных качеств.

Это анкетирование выявило  то, что педагоги плохо знают технологию педагогического общения. Что может  привести к непониманию учеников и педагогов, вследствие чего, будет снижен уровень знаний учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одна из сложных проблем  профессиональной школы - проблема педагогического  общения.

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого  процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое  обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений  педагога и обучающихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение  должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм  общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности  общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам  обрести уверенность в общении  в качестве полноправных партнеров  педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с  студентами духовными ценностями. Общий  язык с обучающимися это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать  мышление и воображение, создавать  потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального  педагогического общения взаимодействуют  вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Правильное использование  средств и техники поможет  педагогу избежать многих трудностей при общении. Можно узнать о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и  готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой  и жестами.

В результате проведённого теоретического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Сущностью педагогического  взаимодействия является прямое  или косвенное воздействие субъектов  этого процесса друг на друга,  порождающее их взаимную связь. 

2. Важнейшей характеристикой  личностной стороны педагогического  взаимодействия является возможность  воздействовать друг на друга  и производить реальные преобразования  не только в познавательной, эмоционально-волевой,  но и в личностной сфере. 

3. Педагогическое взаимодействие  имеет две стороны: функционально-ролевую  и личностную, т.е. педагог и  ученики воспринимают в процессе  взаимодействия, с одной стороны,  функции и роли друг друга,  а с другой - индивидуальные, личностные  качества.

4. В педагогической науке  выделяют два вида взаимодействия  педагога и ребенка: субъектно-объектное  и субъектно-субъектное.

5. Выделяют также 8 моделей  общения учителя и учеников.

6. В ходе педагогической  деятельности возникает особое  общение между педагогом и  ребенком. Характеристикой педагогического  общения является его стиль - индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

7. Общепринятой классификацией  стилей педагогического общения  является их деление на авторитарный, демократический и попустительский,  также выделяют такие стили  педагогического общения, как  общение, основанное на увлеченности  совместной творческой деятельностью  педагогов и учащихся; общение,  в основе которого лежит дружеское  расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. 

8. В реальной педагогической  практике чаще всего имеют  место смешанные стили общения  Чаще всего в педагогической  практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции,  когда доминирует один из них.

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. М., 1996. - 321 с.

2. Белухин Д.А. Учитель:  от любви до ненависти… (Техника  профессионального поведения). Кн. для  учителя. М., 1994. - 232 с.

3. Бодалев А.А. Личность  и общение. М., 1995. - 190 с.

4. Бодалев А.А. Психология  общения. М.: Изд-во "Институт практической  психологии", Воронеж: НПО "Модэк", 1996. - 213 с.

5. Ерастов Н.П. Психология  общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979. - 298 с.

6. Ершов П.М. и др. Общение  на уроке, или Режиссура поведения  учителя.2-е изд., перераб. и доп.  М., 2001. - 98 с.

7.Золотнякова А.С. Личность  в структуре педагогического  общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 1979. - 323 с.

8. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

9. Кан-Калик В.А. Учителю  о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.

10. Кан-Калик В.А., Ковалев  Г.А. Педагогическое общение как  предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №4. С.9-16.

11. Курганов С.Ю. Ребенок  и взрослый в учебном диалоге:  Кн. для учителя. М., 1989. - 249 с.

12. Леонтьев А.А. Педагогическое  общение / Под ред. М.К. Кабардова.2-е  изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. - 367 с.

13. Леонтьев А.А. Психологические  особенности деятельности лектора. - М.: Знание, 1981. - 199 с.

14. Леонтьев А.А. Психология  общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 340 с.

15. Макаренко А.С. Собрание  сочинений: т.4, т.5.

16. Митина Л.М. Психологическая  диагностика коммуникативных способностей  учителя: Учеб.пособие. Кемерово, 1996. - 124 с.

17. Основы педагогического  мастерства: Учебное пособие для  пед. спец. высш. учебн. заведений  / И. Я.Зязюн, И.Ф. Кривонос и  др.; под ред. И.Я. Зязюна. - М.: 1989. - 231 с.

18.Психология: Словарь / Под  ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского.  М., 2004. - 560 с.

19.Реан А.А., Коломинский  Я.Л. Социальная педагогическая  психология. СПб., 2006. - 297 с.

20.Российская педагогическая  энциклопедия: В 2 т.М., 1993-1999. - 620 с.

21. Изард К.Е. Эмоции  человека. - М., 1980. - 265 с.

22. Коломинский Я.Л. Человек:  психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 361 с.

23. Кон И.С. Психология  старшеклассника: Пособие для  учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 423 с.

24. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1995. - 124 с.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по реализации развития стилей профессионально-педагогического общения