Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.69 Кб (Скачать файл)

Таблица №3

Имя Ф. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

Уровень

1.

Арина П.

1

1

-

0.5

1

1

1

-

4.5

средний

2.

Ваня Б.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

высокий

3.

Вова К.

1

1

1

0.5

-

0.5

0.5

1

5.5

средний

4.

Вика Н.

1

1

-

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

4.5

средний

5.

Зинур М.

-

-

-

0.5

-

0.5

0.5

0.5

1.5

низкий

6.

Софья Ч.

-

1

1

0.5

0.5

1

0.5

1

5.5

средний

7.

Ваня Д.

1

1

-

1

-

1

-

1

5

средний

8.

Рома Л.

1

1

-

0.5

1

0.5

0.5

0.5

5

средний

9.

Катя С.

1

1

1

1

1

1

1

1

8

высокий

10.

Ира Н.

1

1

1

О.5

-

--

-

-

3.5

низкий


Анализ результатов показал: 1 ребенок - высокий уровень развития опосредованной  слуховой памяти, 7 детей – средний, 2 детей – низкий.(см. протокол обследования в приложении В)

     Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод:  о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровень развития различных видов и типов памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей развита недостаточно. Следовательно, полученные результаты по методикам позволяют нам разработать рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста.

2.3 Проведение формирующего эксперимента.

      Основной целью формирующего эксперимента было выявление эффективности использования разработанного нами комплекса игр, заданий и упражнений, способствующих развитиюслуховой и зрительной памяти у детей. Работа проводилась, в трех напправлениях:

1) ребенок-психолог;

2) педагог-психолог;

3) родитель-психолог.

     По первому направлению была разработанна программа индивидуальных и групповых занятий, с использованием игровых технологий, способствующих развитию зрительной и слуховой памяти. См. Приложение Г.

    Программа групповых коррекционно-развивающих занятий.

Цель: С помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.

Задачи:

1.           Развитие памяти: зрительной, слуховой,.

2.           Учить произвольному запоминанию.

3.           Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать.

        Группа формируется  на основе анализа диагностических  данных и не превышает по  численности 5-6 человек. Периодичность  занятий с детьми в группе  по развитию памяти: 2 занятия  в неделю продолжительностью 20-25 минут. 
          Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше. 
         Все занятия имеют единую структуру:

– ритуал приветствия

– основная часть занятия

– рефлексия прошедшего занятия

– ритуал прощания.

Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?» 
        Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех. 
        Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно). 
       Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д. 
       Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой, Л.М. Житниковой и упражнений, разработанных автором.

Программа индивидуальных занятий  по развитию памяти. (См. приложение Д). 
       Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного  улучшения показателей памяти. 
        Задачи:

1.    Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой.

2.    Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.

3.      Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Общее число  занятий: 16.

Продолжительность занятия: 15 – 20 минут.

Время проведения: занятия проводились во второй половине дня.

Отбор детей  производился на основе диагностического обследования

    Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных Черемошкиной Л.В. , Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и упражнений, разработанных автором. 
     Второе направление ребенок – педагог. 
Цель: ознакомить педагогов с особенностями развития зрительной и слуховой памяти детей 4-5 лет, дать рекомендации по развитию памяти детей. 
    При построении работы в данном направлении мы исходили из того, что работа с воспитателями является одним из основных направлений деятельности психолога дошкольного учреждения. В рамках психопрофилактики нами был подобран материал для проведения консультации на тему «Использование мнемических приемов для развития памяти» ( см. приложение Е).  Так же разработали игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются в непосредственно образовательну деятельность. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности. 
     Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1.Установка на запоминание. 
2.Эмоциональная включенность. 
3.Мотивация. 
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить. 
Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти. См. Приложение Ж. 
    По третьему направлению была организованна работа с родителями, целью которой являлось способствовать овладению родителями практическими умениями по проведению с ребёнком игр, способствующих развитию памяти.  
    Содержание работы в этом направлении заключалось в оказании родителям психологической помощи.  
    Первым шагом было налаживание контакта с родителями. Затем в процессе индивидуальных консультаций объяснялись родителям особенности их ребенка с целью выработать единый подход к воспитанию ребенка.  
Формы работы:  
1. индивидуальные консультации;

2. групповая  консультация: родительское собрание  на тему: « Как выучить стихотворение?»;(см. приложения Ж)

3. практические  рекомендациии.

Был проведен мастер – класс для родителей, организованны индивидуальные консультации с родителями. ( См. Приложение З.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ  литературы по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста стал основанием экспериментального исследования.

Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти у  дошкольников 4-5 лет.

Наше исследование проводилось в МДОАУ № 106 г. Орска. В исследовании участвовало 10 детей средней группы.

Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», А.Н. Леонтьева «Пиктограммы », «8 слов».

Полученные  результаты по вышеперечисленным методикам  взаимодополняют друг друга и  позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. В результате полученных данных по всем методикам мы разработали рекомендации по развитию памяти,  программу развития памяти у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников.

 

Список литературы

1.Афонькина  Ю.А. Детская практическая психология  в схемах и таблицах (Методические  разработки) / Ю.А. Афонькина. Ч. 3: Дошкольный возраст. - Мурманск: МГПУ, 2003- ISBN 5-7695-0282-7

2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте/Л.И. Божович. – М., 1999. – ISBN - 5-87953-022-3

3. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПБ, 2009. – ISBN - 978-5-17-059582-2

4. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М., 2006. – ISBN- 978-5-93878- 921-0

5. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер.- М., 1988- ISBN 5-88711-219-0.

6.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С .Выготский - М., 1999.  
7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - ISBN 5-93134-195-1 
8. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2001. -  ISBN 5-7695-0429-3 
9. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1995. –ISBN 5-7193-0080-5 
10. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - ISBN: 5-89502-183-2 
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М., 1996. - SBN 5-89144-062-8 
12. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев // Психологический журнал. - 1992. - №2. – с.185 .

13. Луpия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/ А.Р. Лурия - М., 1994. - ISBN - 5-8297-0038-7

14. Ляудис  В.Я. Память в процессе развития./ В.Я. Ляудис. - М.,- 1996. – ISBN - 5-204-00223-5

15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1998. - ISBN 5450-01551-8

16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - ISBN 5-85050-661-6

17. Никитина Т.Б. Как развить  хорошую память/ Т.Б. . Никитина   - М., 2006. – ISBN - 5-89161-013-2 
18.Немов Р.С. Психология Кн.1 Общие основы психологии./ Р.С. Немов.- ВЛАДОС,1997- ISBN 5-691-00093-4 
19.Немов Р.С. Психология Кн.3 Психодиагностика/ Р.С. Немов.- ВЛАДОС,2001- ISBN 5-691-00112-4

20. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология./Л.Ф. Обухова – М., -2006. – ISBN - 978-5-9692-0128

21. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2002. –ISBN 5-87065-045-3

22. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. Изд.2/ М.С. Роговин . - М., 2007. – ISBN -  978-5-382-00346-7 
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - ISBN 5-314-00016-8 
24.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология/ Н. Ф. Талызина.- М., 2006 – ISBN

25.Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И.Чистякова – М., 2007. – ISBN-  5-09-006683-3

26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. - ISBN 5-9270-0078-9

 

 

  

Программа индивидуальных занятий по развитию памяти 

Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет