Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа
В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Таблица №3
№ |
Имя Ф. ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Баллы |
Уровень |
1. |
Арина П. |
1 |
1 |
- |
0.5 |
1 |
1 |
1 |
- |
4.5 |
средний |
2. |
Ваня Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
3. |
Вова К. |
1 |
1 |
1 |
0.5 |
- |
0.5 |
0.5 |
1 |
5.5 |
средний |
4. |
Вика Н. |
1 |
1 |
- |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
4.5 |
средний |
5. |
Зинур М. |
- |
- |
- |
0.5 |
- |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
1.5 |
низкий |
6. |
Софья Ч. |
- |
1 |
1 |
0.5 |
0.5 |
1 |
0.5 |
1 |
5.5 |
средний |
7. |
Ваня Д. |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
5 |
средний |
8. |
Рома Л. |
1 |
1 |
- |
0.5 |
1 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
5 |
средний |
9. |
Катя С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
высокий |
10. |
Ира Н. |
1 |
1 |
1 |
О.5 |
- |
-- |
- |
- |
3.5 |
низкий |
Анализ результатов показал: 1 ребенок - высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 7 детей – средний, 2 детей – низкий.(см. протокол обследования в приложении В)
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод: о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровень развития различных видов и типов памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей развита недостаточно. Следовательно, полученные результаты по методикам позволяют нам разработать рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста.
2.3 Проведение формирующего эксперимента.
Основной целью формирующего эксперимента было выявление эффективности использования разработанного нами комплекса игр, заданий и упражнений, способствующих развитиюслуховой и зрительной памяти у детей. Работа проводилась, в трех напправлениях:
1) ребенок-психолог;
2) педагог-психолог;
3) родитель-психолог.
По первому направлению была разработанна программа индивидуальных и групповых занятий, с использованием игровых технологий, способствующих развитию зрительной и слуховой памяти. См. Приложение Г.
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий.
Цель: С помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие памяти: зрительной, слуховой,.
2. Учить произвольному запоминанию.
3. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать.
Группа формируется
на основе анализа
Основное содержание групповых занятий
составляют игры и психотехнические упражнения,
направленные на развитие тех познавательных
процессов и видов памяти, которые были
перечислены выше.
Все занятия имеют единую структуру:
– ритуал приветствия
– основная часть занятия
– рефлексия прошедшего занятия
– ритуал прощания.
Ритуал приветствия. Кроме приветствия
еще может включать в себя ответ детей
на вопрос: «Какое интересное событие
произошло у вас в последние дни?»
Основная часть занятия. Представляет
собой совокупность предложений и приемов,
направленных на решение основных задач,
их количество не должно быть более четырех.
Рефлексия. Предполагает собой оценку
занятия в двух аспектах: эмоциональном
(понравилось, не понравилось, было хорошо,
плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем
мы это делали, почему это важно).
Ритуал. Включает пожелания детей друг
другу, группе, себе и т.д.
Содержание занятий построено на основе
упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой,
Л.М. Житниковой и упражнений, разработанных
автором.
Программа индивидуальных занятий
по развитию памяти. (См. приложение Д).
Цель: с помощью специальных
игр и упражнений добиться значительного
улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой.
2. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
3. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Общее число занятий: 16.
Продолжительность занятия: 15 – 20 минут.
Время проведения: занятия проводились во второй половине дня.
Отбор детей производился на основе диагностического обследования
Содержание
занятий построено на основе упражнений
и игр, предложенных Черемошкиной Л.В.
, Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и упражнений,
разработанных автором.
Второе направление ребенок – педагог.
Цель: ознакомить педагогов с особенностями
развития зрительной и слуховой памяти
детей 4-5 лет, дать рекомендации по развитию
памяти детей.
При построении работы в данном направлении
мы исходили из того, что работа с воспитателями
является одним из основных направлений
деятельности психолога дошкольного учреждения.
В рамках психопрофилактики нами был подобран
материал для проведения консультации
на тему «Использование мнемических приемов
для развития памяти» ( см. приложение
Е). Так же разработали игры, направленные
на развитие слуховой и зрительной памяти,
как элемент или организационный момент,
включаются в непосредственно образовательну
деятельность. Работа по данной теме тонкой
нитью проходит через все виды деятельности.
Система работы рассчитана
на совместную деятельность ребенка и
взрослого. Сначала взрослый выступает
инициатором занятий и формирует живой
интерес к работе. Взрослым должны быть
созданы специальные условия:
1.Установка на запоминание.
2.Эмоциональная включенность.
3.Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который
нужно запомнить.
Основная
цель – помочь ребенку максимально полно
использовать возможности своей памяти.
См. Приложение Ж.
По третьему направлению была
организованна работа с родителями, целью
которой являлось способствовать овладению
родителями практическими умениями по
проведению с ребёнком игр, способствующих
развитию памяти.
Содержание работы в этом направлении
заключалось в оказании родителям психологической
помощи.
Первым шагом было налаживание контакта
с родителями. Затем в процессе индивидуальных
консультаций объяснялись родителям особенности
их ребенка с целью выработать единый
подход к воспитанию ребенка.
Формы работы:
1. индивидуальные
консультации;
2. групповая консультация: родительское собрание на тему: « Как выучить стихотворение?»;(см. приложения Ж)
3. практические рекомендациии.
Был проведен мастер – класс для родителей, организованны индивидуальные консультации с родителями. ( См. Приложение З.)
Заключение
Анализ литературы по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста стал основанием экспериментального исследования.
Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти у дошкольников 4-5 лет.
Наше исследование проводилось в МДОАУ № 106 г. Орска. В исследовании участвовало 10 детей средней группы.
Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», А.Н. Леонтьева «Пиктограммы », «8 слов».
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. В результате полученных данных по всем методикам мы разработали рекомендации по развитию памяти, программу развития памяти у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников.
Список литературы
1.Афонькина
Ю.А. Детская практическая
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте/Л.И. Божович. – М., 1999. – ISBN - 5-87953-022-3
3. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПБ, 2009. – ISBN - 978-5-17-059582-2
4. Большой толковый
5. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер.- М., 1988- ISBN 5-88711-219-0.
6.Выготский Л.С. Память и ее
развитие в детском возрасте / Л.С .Выготский
- М., 1999.
7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая
психология: Учебное пособие для всех
специальностей педагогических ВУЗов
/ М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество
России, 2003. - ISBN 5-93134-195-1
8. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина.
- М.: Академия, 2001. - ISBN 5-7695-0429-3
9. Заика Е.В. Об организации игровых занятий
для развития мышления, воображения и
памяти / Е.В. Заика // Вопросы психологии.
- 1995. –ISBN 5-7193-0080-5
10. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий.
- М.: Просвещение, 1986. - ISBN: 5-89502-183-2
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.
(Развитие ребенка от рождения до 17 лет)
/ И.Ю. Кулагина. - М., 1996. - SBN 5-89144-062-8
12. Лебедев А.Н. О нейрофизиологических
основах восприятия и памяти / А.Н. Лебедев
// Психологический журнал. - 1992. - №2. –
с.185 .
13. Луpия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/ А.Р. Лурия - М., 1994. - ISBN - 5-8297-0038-7
14. Ляудис
В.Я. Память в процессе
15. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1998. - ISBN 5450-01551-8
16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - ISBN 5-85050-661-6
17. Никитина Т.Б. Как развить
хорошую память/ Т.Б. . Никитина - М.,
2006. – ISBN - 5-89161-013-2
18.Немов Р.С. Психология Кн.1 Общие основы
психологии./ Р.С. Немов.- ВЛАДОС,1997- ISBN 5-691-00093-4
19.Немов Р.С. Психология Кн.3 Психодиагностика/
Р.С. Немов.- ВЛАДОС,2001- ISBN 5-691-00112-4
20. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология./Л.Ф. Обухова – М., -2006. – ISBN - 978-5-9692-0128
21. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - М., 2002. –ISBN 5-87065-045-3
22. Роговин М.С. Проблемы теории памяти.
Изд.2/ М.С. Роговин . - М., 2007. – ISBN - 978-5-382-00346-7
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
/ С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - ISBN 5-314-00016-8
24.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология/
Н. Ф. Талызина.- М., 2006 – ISBN
25.Чистякова М.И. Психогимнастика/ М.И.Чистякова – М., 2007. – ISBN- 5-09-006683-3
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1989. - ISBN 5-9270-0078-9
Программа индивидуальных занятий по развитию памяти
Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет