Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа
В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на- дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.
Игра «Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.
Развитие познавательных способностей дошкольников
Игра «Запоминаем вместе».
Для развития слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят.
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти
3. Рекомендации: - Развитию
памяти ребёнка способствует так же заучивание
стихов, загадок, потешек. При этом взрослому
необходимо прочитать стих вслух и задать
вопросы по содержанию, чтобы ребёнку
был понятен смысл всех слов. Затем даётся
установка: - Послушай и запомни! Повторно
прочитать, а затем предложить ребёнку
повторить стих наизусть.
Во время игр вместо игрушек можно использовать
картинки с изображением нескольких предметов.
На запоминание даётся 10-15 сек. Процесс
запоминания пройдёт легче, если малыш
вслух назовёт каждую картинку. Если ребёнок
легко справляется с заданиями количество
слов нужно увеличить. Все игры с ребёнком
проводятся в доброжелательной лёгкой
психологической атмосфере, не забывайте
поощрять ребёнка похвалой, одобрением
за его старания
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, осязательной (тактильной), образной и двигательной.
2. Учить произвольному запоминанию.
3. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать.
Группа формируется на основе анализа диагностических данных и не превышает по численности 5-6 человек. Периодичность занятий с детьми в группе по развитию памяти: 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше.
Все занятия имеют единую структуру:
– ритуал приветствия
– основная часть занятия
– рефлексия прошедшего занятия
– ритуал прощания.
Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»
Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех.
Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).
Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д.
Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой , Л.М. Житниковой и упражнений, разработанных автором.
ЗАНЯТИЕ 1
Задачи: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.
I. Вступительное слово психолога.
II. Основная часть:
1. «Я положил в мешок».
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
2. «Запомни движения». Дети
3. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».
Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.
III. Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?
IV. Пожелания.
Далее будет описана только основная часть занятий.
ЗАНЯТИЯ 2
Задачи: развитие моторно-слуховой памяти, логического мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок.
1. «Запомни движения».
2. «Отгадай».
Ведущий: Вы любите загадки о животных? Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте.
«Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще».
Дети: Волк!
Ведущий: И не волк это. В сказочном лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих детей в чужие гнезда кладет.
Дети: Это кукушка!
Ведущий: Нет, кукушка ходит в рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит.
Дети: Это лиса!
Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко короткий, живет под кустом, прыгает ловко и любит морковку.
Дети: Это заяц!
Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает. Весной в лужах купается. Громко чирикает.
Дети: Воробей!
Ведущий: Воробей – огромный. Носит рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует.
Дети: Это Лось!
Ведущий: Лось в этом лесу носит бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой спит в берлоге.
Дети: Это медведь!
Ведущий: Медведь в ярком, пестром наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет.
Дети: это сорока!
Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам и перед дождем хором песни поют, весной икру мечут.
Дети: Лягушки!
Ведущий: Лягушки – примерные матери, по двору гуляют, корм ищут, деток под крыло собирают.
Дети: Это куры!
Ведущий: Кур по утрам хозяйки на лужок выгоняют, чтобы траву ела, воду пила, молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные.
Дети: Корова!
Ведущий: Корову трудно увидеть: она маленькая, серенькая. Голосок звонкий. Поет очень красиво по ночам. Кто услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут.
Дети: Это соловей!
Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой семье. По утрам солнце будит.
Дети: Это петух!
3. «Вот так позы!»
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи. Развитие тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности; классификации и обобщения.
1. «Повтори за мной».
Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.
Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
2. «Определи на ощупь».
Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».
3. «Запомни порядок».
Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.
4. «Что и к чему относится?»
Материалом для игры являются картинки
различных групп. Стопка предварительно
перемешанных карточек находится у
ведущего. Он открывает их по одной,
и дети по очереди называют один
предмет и группу, к которой
он относится. Ребенок, ответивший правильно,
получает карточку. В том случае,
если ребенок не может назвать
группу, карточка кладется вниз стопки.
Игра заканчивается, когда все карточки
разобраны. Вначале эту игру можно
проводить в облегченном
ЗАНЯТИЕ 4
Задачи. Развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
И как другой вариант игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп,
сколько детей участвует в
игре. В группах должно быть одинаковое
количество карточек. Каждый ребенок
получает одну карточку из какой-либо
группы. Остальные картинки находятся
у ведущего. Он поясняет, что у
него карточки различных групп (овощей,
цветов, животных и пр.). Ребенок должен
собрать именно ту группу картинок,
к которой относится
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.
1. «Повтори за мной».
2. «Разведчики».
В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
3. «Что лишнее».
Ведущий предлагает вниманию детей картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и игра продолжается.
ЗАНЯТИЕ 6
Задачи: Развивать внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память; умение обобщать и классифицировать. Учить подбирать слова с противоположным значением.
1. «Слушай и исполняй».
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
2. «Говори наоборот».
Используется воздушный шарик.
Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит.
Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой – маленький, грустный – веселый».
Ведущий подбрасывает воздушный шарик
возле каждого ребенка и
большой - маленький грустно - весело
толстый - тонкий бежать - стоять
черный - белый
горячо - холодно
пустой - полный
сильный - слабый
красивый - безобразный огонь - вода и т.д.
3. «Назови, что знаешь».
Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.
Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет