Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на теоретическом уровне обоснована проблема памяти дошкольников и опытно-экспериментальным путем исследованы особенности развития памяти детей 4-5 лет.
Теоретическая часть курсовой работы раскрывает понятийный аппарат исследования и обозначает позиции отечественных и зарубежных психологов на проблему памятив.
В экспериментальной части исследования указана модель исследования; представлены результаты диагностической, развивающе-коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста и обозначены данные контрольного эксперимента. Опытным путем доказана возможность развития памяти дошкольников посредством игр и упражнений, профилактической и просветительской работы с педагогами и родителями детей 4-5 лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Изучение проблемы памяти в психологии.
1.1 Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии…………………………
1.2 Память как высшая психическая функция…………………
1.3. Особенности развития памяти у детей 4-5 лет…………..
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет.
2.1 Модель опытно-экспериментального изучения особенностей памяти детей 4-5 лет……………………………………………………………..
2.2 Констатирующий этап исследования: диагностика уровня развития памяти детей 4-5 лет………………………………………………………
2.3 Формирующий этап исследования……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.69 Кб (Скачать файл)

Во  время прогулки на улице нужно  обращать внимание ребенка на- дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, во и внимание, а также мелкая моторика рук.

Развитие  познавательных способностей дошкольников

Игра «Запоминаем вместе».

Для развития слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет можно рекомендовать  занятия с группой ребят.

Один  ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово  и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два  слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже  три слова, а потом назвать  свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить  неоднократно. От разу к разу будет  увеличиваться количество слов, которые  запоминают дети, то есть будет увеличиваться  объем памяти

3. Рекомендации: - Развитию памяти ребёнка способствует так же заучивание стихов, загадок, потешек. При этом взрослому необходимо прочитать стих вслух и задать вопросы по содержанию, чтобы ребёнку был понятен смысл всех слов. Затем даётся установка: - Послушай и запомни! Повторно прочитать, а затем предложить ребёнку повторить стих наизусть. 
Во время игр вместо игрушек можно использовать картинки с изображением нескольких предметов. На запоминание даётся 10-15 сек. Процесс запоминания пройдёт легче, если малыш вслух назовёт каждую картинку. Если ребёнок легко справляется с заданиями количество слов нужно увеличить. Все игры с ребёнком проводятся в доброжелательной лёгкой психологической атмосфере, не забывайте поощрять ребёнка похвалой, одобрением за его старания

 

 

 

 

 

 

 

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий

 

Цель: с  помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.

Задачи:

1.           Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, осязательной (тактильной), образной и двигательной.

2.           Учить произвольному запоминанию.

3.           Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти, а именно: восприятия, внимания, логического мышления, а также умения классифицировать и обобщать.

Группа формируется на основе анализа  диагностических данных и не превышает  по численности 5-6 человек. Периодичность  занятий с детьми в группе по развитию памяти: 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут.

Основное содержание групповых  занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и  видов памяти, которые были перечислены  выше.

Все занятия имеют единую структуру:

– ритуал приветствия

– основная часть занятия

– рефлексия прошедшего занятия

– ритуал прощания.

Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»

Основная часть  занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех.

Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).

Ритуал. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д.

Содержание занятий построено  на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой , Л.М. Житниковой и упражнений, разработанных автором.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

I.  Вступительное слово психолога.

II. Основная часть:

1. «Я положил в мешок». 

Взрослый начинает эту игру и  говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное  и добавляет что-нибудь свое: «Я положил  в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу  и добавляет что-то от себя. И так  далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать  слова по алфавиту: «В саду у бабушки  растут…» (порядок тот же).

2. «Запомни движения». Дети повторяют  движения рук и ног за ведущим  (сначала ведущим может быть  взрослый, а потом и ребенок). Когда  они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

3. Игра в мяч «Рыбы, птицы,  звери». 

Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч  обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.

III.  Рефлексия. С чем познакомились? Что понравилось? Что не понравилось? Для чего мы играем в эти игры?

IV.  Пожелания.

Далее будет описана только основная часть занятий.

ЗАНЯТИЯ 2

Задачи: развитие моторно-слуховой памяти, логического мышления, способности вспоминать, внимания. Учить узнавать животное, птицу по описанию «внешнего вида», повадок.

1.  «Запомни движения».

2.  «Отгадай».

Ведущий: Вы любите загадки о животных? Я загадаю вам несколько из них, а вы угадывайте.

«Большой, серый, зубастый, бродит по лесной чаще».

Дети: Волк!

Ведущий: И не волк это. В сказочном  лесу, о котором мы говорим, волк живет на дереве, гнезда не вьет, своих  детей в чужие гнезда кладет.

Дети: Это кукушка!

Ведущий: Нет, кукушка ходит в  рыжей шубке, глаза у нее хитрые, хвост пушистый, курочек любит.

Дети: Это лиса!

Ведущий: Нет, лиса пушистая, серая, хвостишко  короткий, живет под кустом, прыгает  ловко и любит морковку.

Дети: Это заяц!

Ведущий: Нет, заяц маленький, коричневый, бойкий, под окошком скачет, крошки собирает. Весной в лужах купается. Громко чирикает.

Дети: Воробей!

Ведущий: Воробей – огромный. Носит  рога ветвистые. На весь лес весной ревет, зеленые ветки жует.

Дети: Это Лось!

Ведущий: Лось в этом лесу носит  бурую шубу, любит ягоды, коренья, ловит жуков и лягушек, а зимой  спит в берлоге.

Дети: Это медведь!

Ведущий: Медведь в ярком, пестром  наряде, сам черный, а бока белые. Все новости по лесу разносит. Кого увидит – застрекочет.

Дети: это сорока!

Ведущий: Сороки зеленые. Сидят на кочке, в воду смотрятся, по ночам  и перед дождем хором песни  поют, весной икру мечут.

Дети: Лягушки!

Ведущий: Лягушки – примерные  матери, по двору гуляют, корм ищут, деток под крыло собирают.

Дети: Это куры!

Ведущий: Кур по утрам хозяйки  на лужок выгоняют, чтобы траву  ела, воду пила, молоко копила. Курица большая, рога острые, глаза грустные.

Дети: Корова!

Ведущий: Корову трудно увидеть: она  маленькая, серенькая. Голосок звонкий. Поет очень красиво по ночам. Кто  услышит – залюбуется. Лучшим певцом зовут.

Дети: Это соловей!

Ведущий: Соловей возле дома гуляет. Следит за порядком в своей большой  семье. По утрам солнце будит.

Дети: Это петух!

3.  «Вот так позы!»

Играющие принимают различные  позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи. Развитие тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности; классификации и обобщения.

1.  «Повтори за мной».

Ведущий предлагает одному ребенку  прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмичные фразы должны быть короткими  и ясными по своей структуре.

2.  «Определи на ощупь».

Ведущий предлагает одному из детей  закрыть глаза и взять из коробки  овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

3. «Запомни порядок».

Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

4.  «Что и к чему относится?»

Материалом для игры являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек находится у  ведущего. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой  он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать  группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны. Вначале эту игру можно  проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточку одну за другой, ведущий спрашивает у детей  «Что это?». Затем он поясняет детям  правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты. Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко – к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи. Развитие внимания, наблюдательности, произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.

1. «Вот так позы».

2. «Загадки».

Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.

Затем ведущий предлагает детям  поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».

3. «Художник».

Ребенок играет художника. Он внимательно  рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его  словесный портрет.

И как другой вариант игры –  можно рассматривать картинку, а  потом описать, что на ней нарисовано.

4. «Кому что нужно» (картинки).

Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в  игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок  получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся  у ведущего. Он поясняет, что у  него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий  что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у  меня овощи» – получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая  одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также  ведущий забирает себе карточку и  в том случае, если никто из детей  ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.

ЗАНЯТИЕ 5

Задачи: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

1. «Повтори за мной».

2. «Разведчики».

В комнате расставлены стулья в  произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с  любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком  и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый  путь, а командир ведет по этому  пути весь отряд и т.д.

3. «Что лишнее».

Ведущий предлагает вниманию детей  картинки с изображениями зайца, ежа, лисы, медведя, кошки. Детям предлагает определить, какое животное в этой группе является лишним, и объяснить, почему. Далее картинки меняют и  игра продолжается. 

ЗАНЯТИЕ 6

Задачи: Развивать внимание, логическое мышление, слуховую и зрительную память; умение обобщать и классифицировать. Учить подбирать слова с противоположным значением.

1.  «Слушай и исполняй».

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

2.  «Говори наоборот».

Используется воздушный шарик.

Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит.

Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный  шарик и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой – маленький, грустный – веселый».

Ведущий подбрасывает воздушный шарик  возле каждого ребенка и предлагает следующие слова. Дети называют слово  – пару.

большой     -        маленький                     грустно      -        весело

толстый   -        тонкий                         бежать     -        стоять

черный       -        белый                            жара                   -        мороз

горячо        -        холодно                         легко           -        тяжело

пустой       -        полный                          чистота    -        грязь

сильный     -        слабый                          больной      -        здоровый

красивый   -        безобразный                 огонь          -        вода  и т.д.

3.  «Назови, что знаешь».

Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет