Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:31, курсовая работа
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа и ее ресурсы – это основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных ценностей людей. Однако в эпоху научно-технического прогресса непомерно усилилось давление на природу деятельностью человека. Чрезмерные антропогенные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводят к истощению и загрязнению природной среды.
Экологическая проблема и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Поэтому ученые, исследуя проблему экологии комплексно, изучали разные ее аспекты, в том числе и педагогический.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I Психолого-педагогические основы природоохранного воспитания
детей старшего дошкольного возраста…………………………………6
Понятие «бережного» и «заботливого» отношения к природе
в психолого-педагогических исследованиях………………………6
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного
возраста представителей животного мира………………………..13
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и заботливого
отношения к животным…………………………………………….18
Глава II Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным
у детей 5-6 лет………………………………………………………….27
Задачи исследования. Анализ педагогических условий………….. 27
Методика воспитания у детей 5-6 лет бережного и
заботливого отношения к животным………………………………. 39
Заключение……………………………………………………………………… 46
Библиография…………………………………………………………
Исследовательская работа по данному вопросу проходила в три этапа:
1 – выявление уровня воспитанности бережного и заботливого отношения к животным у детей 5 –6 лет, анализ педагогических условий (сентябрь – октябрь 2004 г.);
2 – проверка эффективности системы занятий, бесед, наблюдений и других мероприятий по воспитанию у старших дошкольников бережного и заботливого отношения к животным (октябрь 2004 г. – март 2005 г.);
3 – проведение контрольного среза, изучение результатов обучения (март – апрель 2005 г.).
Для решения поставленных задач была определена база исследования – Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 113 «Веселая планета» г.Рыбинска.
Педагогическая работа осуществляется по программе «Детство». Экологическое воспитание детей базируется на программе экологического образования С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Несмотря на то, что программа представлена как образовательная, мы считаем, что экологическое воспитание выступает на ведущее место в работе со старшими дошкольниками.
Так как в силу своих возрастных особенностей дети шестого года жизни очень эмоциональны, открыты для восприятия красоты и многообразия окружающего мира – задача педагога всячески развивать эти качества.
В детском саду функционируют 8 групп. Состав педагогов следующий. Из 16 воспитателей: 8 педагогов с высшим педагогическим образованием, 5 педагогов имеют I категорию, 6 педагогов – II категорию.
Старшую группу, в которой проходило исследование, посещают 18 человек – 11 девочек и 7 мальчиков.
Возраст детей на 1 сентября 2004 года – от 5 лет 1 месяца до 5 лет 4 месяцев.
Для решения первой задачи нашего исследования, нами была разработана диагностика по выявлению уровня сформированности бережного и заботливого отношения к животным у детей 5 – 6 лет. За основу диагностической проце-дуры был взят раздел программы «Детство» – «Ребенок открывает мир природы», где определены критерии уровней освоения программы.
В исследовании участвовал каждый ребенок группы.
Обследование велось по трем направлениям:
Диагностика предполагает 2 группы знаний:
вербальные – вопросы;
визуальные – дидактические упражнения.
Этот выбор обусловлен особенностями детей старшего возраста (преобладает наглядно – образное мышление).
Каждое задание имеет четкую инструкцию или вопрос для испытуемого. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Перед тем, как дать задание необходимо было убедиться, что ребенок хорошо себя чувствует и не испытывает отрицательных эмоций.
Задание давалось в следующей последовательности:
Задание 1 – Беседа:
Цель: а) выявить знает ли ребенок название животного (собака, кошка,
лошадь, корова, свинья, заяц, медведь, волк, лица, тигр, слон, жираф,
зебра);
б) что ты можешь рассказать о нем?
в) может ли ребенок определить причину плохого состояния животного
(что необходимо сделать,
Ход беседы:
а) Ребенку задается вопрос: «каких животных он знает?» Если затрудняется с
ответом,
воспитатель показывает
б) Вопрос: «Что ты можешь рассказать о животном?» В случае затруднения
ребенку предлагается серия картинок, по которым необходимо
определить характерные признаки с опорой на наглядность;
в) Вопрос: «Что случилось с животным, почему оно плачет?» Дается серия
картинок
с изображением различных
цепочку последовательных действий.
Таблица 1. Результаты ответов детей
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
а |
б |
в | |||
само-ст-но |
с пом. кар-тинки |
само-ст-но |
с пом. кар-тинки |
Пра-виль-но |
Непра -вильно | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Баженова А. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Бачурин Ж. |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Вязанкина К. |
5 лет 4 мес. |
+ |
+ |
- | |||
Гусева А. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Дынин Глеб |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Кабанов П. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
- | |||
Кочерова К |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Кротова К. |
5 лет 4 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Мозаева Н. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Овчинников В. |
5 лет 1 мес. |
+ |
+ |
- | |||
Руденко И. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
- | |||
Седова Л. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Ситников К. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Сиренко В. |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Соболева А. |
5 лет 2 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Соболева К. |
5 лет 4 мес. |
+ |
+ |
+ |
|||
Соколова В. |
5 лет 3 мес. |
+ |
+ |
- | |||
Чашина Ю. |
5 лет 1 мес. |
+ |
+ |
+ |
+ - ребенок дает правильные ответы
- - ребенок дает неверные ответы, говорит, что не знает.
Результат:
а) большинство детей знает названия животных и показывает на картинках;
четверо
детей только с помощью
затруднялись отвечать на вопросы даже с помощью картинок;
б) в этом задании половина детей перечислила характерные особенности того
или иного животного, другая половина сделала это, опираясь на картинки;
в) пятеро детей не смогли ответить почему животное плачет и выстроить
цепочку действий. Остальные определили, что требуется животному: 4 –
выстроили цепочку самостоятельно, 9 – с помощью воспитателя.
Выводы: Не все дети знают названия животных, неплохо умеют определять характерные признаки, не в полном объеме знают, что необходимо животному для нормального развития и жизни.
Задание 2 – «Где мой дом?»
Цель: выявить знания детей о месте обитания животных. Выяснить, имеют ли дети представление о понятиях «дикие» и «домашние» животные.
Ход работы:
а) детям предлагалось назвать животных;
б) необходимо было помочь найти дорогу домой (на большой карте, разделен-
ной на три части – двор, лес, пейзаж жарких стран). Детям предлагалось
расставить
фигурки животных в
в) детям предлагалось ответить на вопрос: «Почему одних животных называют
дикими, а других домашними?».
Результат:
Все дети безошибочно назвали животных, так как это было частью задания №1.
Животных распределили по месту обитания правильно только 8 человек, у остальных детей были затруднения. В основном все дети правильно опреде-лили место обитания кошки, собаки и коровы, так как это самые распро-страненные домашние животные. Затруднения вызвали дикие животные – дети путали зебру и лошадь.
На третий вопрос правильно ответили 7 человек.
Выводы: Недостаточно знаний у детей о среде обитания животных, понятия «дикие» и «домашние» животные сформированы, но недостаточно. Это объясняется тем, что дети знают лишь некоторых, самых распространен-ных животных.
Задание 3 – Беседа:
Цель: а) Выявить, знает ли ребенок названия птиц;
б) Чем отличается птица
от животного, в чем их
в) Выявить отношение детей к птицам.
Ход беседы:
а) ребенку предлагается выбрать из набора картинок те, на которых
изображены птицы и назвать их;
б) вопрос: «Чем отличается птица от животного?», «Чем похожи?»
в) детям предлагалось выбрать несколько картинок с изображением птиц.
Обосновать свой выбор,
выражая, тем самым, свое
живому существу.
Результаты:
Дети справились с первой частью задания, однако у 5 человек возникли затруднения с названием птиц.
7 человек перечислили отличительные признаки самостоятельно, однако признаки сходства назвали с помощью воспитателя.
При выборе картинок с изображением птиц почти все дети опирались на красочный вид птиц, только 3 человека смогли выявить и обосновать свое отношение.
Выводы: Не все дети знают названия птиц, определяют признаки сход-ства и различия. Не могут обосновать свой выбор и выразить свое отношение к живому существу, часто при выборе опираются лишь на яркий внешний вид.
Задание 4 – Беседа:
Цель: определить уровень отношения к животным.
Ход беседы:
а) выявить, как дети помогают взрослым ухаживать за домашними животными;
б) выявить, как дети помогают взрослым ухаживать за обитателями уголка
природы в группе детского сада;
в) детям предлагалось ответить на вопрос: «Как можно помочь зимующим
птицам?»
Результаты:
Дети отвечали на поставленные вопросы. В основном знают как ухаживать за домашними животными (10 человек) и обитателями уголка природы (8 человек). 4 человека не знают, как это делать, поскольку не имеют животных дома. На последний вопрос правильно ответили только 6 человек Остальные дети отвечали с помощью воспитателя (8 человек), 4 человека ответили : «Не знаю».
Вывод: Не все дети знают правила ухода за животными. Недостаточно понимают взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных и птиц. Затрудняются выразить свое отношение к проблеме.
Задание 5 – Труд в природе
Цель: Выявить практические умения детей правильно кормить рыбок и морскую свинку; умение видеть состояние живого организма.
Ход работы:
а) детям предлагалось выявить состояние живого организма;
б) предлагалось покормить рыбок;
в) предлагалось покормить морскую свинку.
Результаты:
Не все дети видят состояние животного, не знают, как правильно кормить рыбок (взять мерную ложечку и насыпать корм в определенное место). Только 5 детей выполнили задание самостоятельно и правильно. Третье задание выполнило только 3 ребенка. Четверым была оказана помощь. Остальные дети отказались выполнять задание, так как боялись морскую свинку.
Выводы: У детей нет достаточных практических умений по уходу за животными, хотя был положительный эмоциональный настрой.
В ходе специально организованного обследования, а также по наблюде-ниям за детьми в разных видах деятельности, нами были выявлены уровни сфоромированности у детей бережного и заботливого отношения к животным.
Задания оценивались по следующим критериям:
За основу оценки воспитанности бережного и заботливого отношения к животным у детей 5 – 6 лет были взяты уровни освоения программы.
На основе полученных данных нами были выделены три уровня: средний, ниже среднего, начальный и составлена таблица.
Таблица 2. Уровень сформированности бережного и заботливого
отношения к животным у детей на сентябрь 2004 г.
Ф.И. ребенка |
Возраст на сентябрь 2004 г |
Представ-ление |
Эмоции |
Практические умения и отношение |
Баженова А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Бачурин Ж. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Вязанкина К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Гусева А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Дынин Глеб |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Кабанов П. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Кочерова К |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Кротова К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Мозаева Н. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Овчинников В. |
5 лет 1 мес. |
O |
O |
O |
Руденко И. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Седова Л. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Ситников К. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Сиренко В. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Соболева А. |
5 лет 2 мес. |
O |
O |
O |
Соболева К. |
5 лет 4 мес. |
O |
O |
O |
Соколова В. |
5 лет 3 мес. |
O |
O |
O |
Чашина Ю. |
5 лет 1 мес. |
O |
O |
O |
Информация о работе Опыт воспитания заботливого и бережного отношения к животным у детей 5-6 лет