Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа
Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.).
Введение
Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд»
§2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология»
§3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология»
Выводы по главе
Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе
§1. Содержание практического опыта
§2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология»
§3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника
Выводы по главе
Заключение
§1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта
§2. Рефлексивное отношение к описанному опыту
Список использованной литературы
Приложение
2
Содержание |
Стр. |
Введение Глава 1. Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе §1. Сущность проблемы, разрешаемой в опыте использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» §2. Психолого-педагогические теории, концепции, положенные в основание решения проблемы, рассматриваемой в опыте использования учебника в предметной области «Технология» §3. Глоссарий рассматриваемого опыта использования учебника в предметной области «Технология» Выводы по главе Глава 2. Практика реализации опыта использования учебника в предметной области «Технология» в 5 классе §1. Содержание практического опыта §2. Технологии и методики, используемые в опыте использования учебника «Технология» §3. Результаты педагогического опыта использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе §4. Интернет-поддержка педагогического опыта использования учебника Выводы по главе Заключение §1. Краткое изложение полученных результатов описания опыта §2. Рефлексивное отношение к описанному опыту Список использованной литературы Приложение |
3
5
5
9
13
16
17
17
20
24
25
26
27
27 29
30 31 |
Введение
В нынешнее время существует огромное количество методов обучения. В словаре сказано: «Метод – в самом общем значении - способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность». [9, с.347] Отсюда под методами обучения понимаются способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных учебных задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Часто для эффективного проведения занятия методы обучения применяются комплексно.
Неотъемлемой частью обучения и одним из методов обучения является работа с учебником. Использование учебника на уроке позволяет в полной мере сориентироваться ученику в новом материале. Этот метод обучения идёт, как правило, в комплексе с другими методами: к примеру, работа учителя (изложение, объяснение нового материала) дополняется организацией активной учебно-познавательной деятельности учащихся посредством их работы с учебником. Иногда целесообразно так построить занятие, чтобы учитель не объяснял новый материал, а лишь бы определил его тему, провёл вступительную беседу, инструктаж учащихся, поставил бы акценты на том, что конкретно они должны уяснить и рассмотреть, а затем ученики самостоятельно должны усвоить материал по учебнику.
В данной работе рассматривается использование учебника Симоненко Виктора Дмитриевича «Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений».
Издательство: Вентана-Граф (Москва).
Дата выпуска: 2009 г.
Язык: русский
Количество страниц: 192 стр.
Переплет: твёрдый
Формат: 70x90/16 (170x215 мм)
Изучаемое пособие посвящено вопросам изучения учащимися 5 класса курса «Технология». Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области «Технология». Цель книги – дать пятиклассницам основополагающие теоретические знания по ряду технологий, которые применяются в домашнем хозяйстве (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие). Закрепить знания на практике поможет творческая работа над проектами. Учебник соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004 г.). Изучаемое пособие рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Отдельным блоком даются разработанные творческие проекты, интегрированные и открытые уроки, материалы для подготовки к экскурсиям, внеклассные мероприятия.
Тема использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» на уроках технологии в 5 классе является в настоящее время актуальной. До этого не было целостной системы учебного материала по обслуживающему труду в 5 классе. Учителям приходилось самостоятельно разрабатывать план на учебный год, готовить материал к запланированному уроку, перечитывать множество литературы. Часто детям было сложно понять рассказ учителя. Но теперь эта проблема решена. Учебник «Технология. Обслуживающий труд» в значительной степени облегчает труд учителя. Преподаватели трудового обучения с удовольствием используют данное пособие. Как показывает опыт, детям не только интересно работать с учебником, он служит для них при опросе некой подсказкой и наглядным материалом («если забуду – подгляжу»). В настоящее время новый учебник Виктора Дмитриевича Симоненко «Технология. Обслуживающий труд», включающий полноценный, доступный материал по трудовому обучению учеников 5 класса, согласно статистическим опросам, имеет самый высокий рейтинг среди аналогичных учебников по предмету «Технология».
Целью данной работы является исследование опыта использования учебника на уроке «Обслуживающий труд» в предметной области «Технология» в 5 классе.
Основные задачи данной работы будут следующими:
Описываемый опыт использования учебника «Технология. Обслуживающий труд» (5 класс) проводился в России, в селе Александровка Азовского района Омской области, в 2009 году, в МОУ «Александровская СОШ». Авторами опыта были преподаватели труда Беценко Ирина Владимировна и Миллер Константин Викторович.
Глава 1 Теоретические основы опыта использования учебника на уроке в предметной области «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
§1. Основные проблемы, связанные с использованием учебника «Технология. Обслуживающий труд» в 5 классе
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство». [12, с. 243] Актуальность проблемы формирования у школьников 5 классов интереса к уроку технология ярко прослеживается на современном этапе развития школьного образования. Динамизм нашей жизни, формирование прогрессивного общества требуют квалифицированной подготовки подрастающего поколения, которому предстоит осваивать различные технологии. Поэтому развитие творческих способностей, трудовых умений и навыков является целью обучения и воспитания школьников.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в развитии страны. Трудовое воспитание направлено на успешное освоение юными представителями нашей страны трудового опыта, включающего знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку. Также трудовое воспитание направлено на всестороннее развитие личности.
В педагогическом коллективе Александровской СОШ потребность в проведении исследований по целесообразности применения учебника «Технология. Обслуживающий труд», как средства обучения в 5 классе, назрела давно. Причины возникновения идеи проведения опыта отражали основные проблемы, волновавшие учителей трудового обучения Александровской СОШ. Как показывал их личный опыт, учебники «Технологии» были не достаточно полны и последовательны, мало помогали учителям в подготовке к урокам. Наиболее эффективный путь решения этой проблемы – обеспечение потребности обучения путём введения в учебную деятельность учебника, который бы включал в себя всё самое необходимое для развития у школьников трудовых навыков и творческого подхода к делу.
О проблемах сельского
В сельских школах только зарождается хороший библиотечный фонд и обмен учебников на новые. Не хватает хороших учебников, особенно в такой предметной области как «Технология». Учителям в Александровской СОШ приходится пользоваться собственными наработками и различными книжками по домоводству и рукоделию, собирая материал, как говорится «с миру по нитке».
На занятиях по технологии учащиеся учатся творчески мыслить, искать новые нестандартные решения. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность в современном технологическом производстве. Без основной базы, невозможно правильно ориентировать учащихся, особенно в самом начале обучения обслуживающему труду в 5 классе.
Каждый учитель хочет, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе и, в особенности на его занятиях. Не только школа, но и родители заинтересованы в том, чтобы их детям была интересна учёба, чтобы у них закладывались новые знания. Но зачастую и учителям, и родителям приходится с сожалением отмечать грустную истину о ребёнке: «без энтузиазма относится к учёбе», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет». В этих случаях, учителя отмечают тот факт, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому ещё одна проблема, которую пытались рассмотреть учителя Александровской СОШ в данном эксперименте, – это насколько урок станет интереснее, когда будет задействован учебник Виктора Дмитриевича Симоненко «Технология. Обслуживающий труд: 5 класс».
Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению технологии, обслуживающего труда, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как:
Наблюдения учителей выявили недостаточный интерес учащихся к предмету «Технология», и даже его отсутствие. Поэтому было необходимо внедрять новые методики обучения данного предмета. Одним из вариантов улучшения трудового обучения и повышения интереса к нему мог стать учебник по технологии, в котором были бы собраны самые лучшие технологии приготовления пищи, моделирования одежды, ухода за растениями, за комнатами и одеждой, который бы стал не просто учебником, а неким источником интересного и полезного материала. Поэтому и было принято решение провести исследование, в котором бы рассматривались положительные и отрицательные стороны введения в учебный процесс учебника «Технология. Обслуживающий труд: 5 класс». Данный опыт проводился в Омской области, Азовском районе, в селе Александровка, в МОУ «Александровская СОШ», среди учениц 5 класса в декабре 2009 года. Для эксперимента был выбран учебник «Технология. Обслуживающий труд: 5 класс», автор Симоненко Виктор Дмитриевич. В наши дни труды Симоненко В.Д. широко освещаются и применяются. Учебные пособия этого автора одобрены Министерством образования и соответствуют государственным стандартам образования.
Цели, которые преследовали учителя технологии Беценко Ирина Владимировна и Миллер Константин Викторович, проводившие опыт использования учебника, следующие:
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний. На познавательную деятельность учащегося влияют отношение к нему в классе, влияние учителя, внутренний мир ученика, его интересы, его потребности и степень его развития. Все эти факторы направляют деятельность личности школьника, которая оказывает влияние на развитие его психологических процессов. Эффективность познавательной деятельности школьника связана с объектами и явлениями, которые интересны для него и его сверстников. Закономерен тот факт, что заинтересованность личности в различных объектах или явлениях порождает разное отношение к деятельности и влияет на уровень самостоятельности ученика, на его активность и степень интереса. Целенаправленная деятельность человека побуждает личность усваивать новые знания, оказывает благоприятное действие на формирование отношения к учёбе и учебной деятельности. [2, с. 45]
Информация о работе Опыт использования учебника в предметной области "Технология"