Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа
Актуальность исследования. Незаконный оборот наркотических средств и связанные с ним социальные, криминальные, экономические, медицинские и педагогические аспекты являются одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем современности. Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в обществе, нестабильность, потеря ценностных ориентиров, неуверенность в завтрашнем дне, бандитизм и наркомания – таковы основные характерные признаки постсоветского пространства. Кризис традиционных для социалистического общества норм и ценностей, обострившийся конфликт между поколениями, криминальность, «стратегия успешности» значительной части современной бизнес-элиты являются мощными факторами, подталкивающими к употреблению наркотиков молодое поколени
Введение 3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема 7
1.1. Исторический аспект проблемы наркотиков и наркомании 7
1.2. Наркотическая ситуация за рубежом 16
Глава. 2 Зарубежный опыт социальной работы в наркологии 23
2.2. Система организации социальной работы в сфере наркологии за рубежом 23
2.3. Международный опыт действующих профилактических программ 28
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 47
В настоящее время наибольшее распространение получили две модели обучающих программ ПП для детей: программы достижения социальнопсихологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам [49, с. 104]. Приоритетная цель первых (больше распространенных в Европе) – выработать у детей навыки эффективного общения; второй (США) – обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Проблемы свободы, ответственности и связь с социальной жизнью людей, а конкретно – с принятием решений или эффективностью общения акцентируется в США иначе, чем в Европе. Тем не менее, вне зависимости от приоритета той или иной цели любые программы включают три типовые задачи. Обязательная направленность всех программ:
Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие ответственных решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избежание стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
Любая программа предполагает овладение
набором из 12-15 необходимых и достаточных
для реализации здорового стиля
жизни психосоциальных навыков.
Признание необходимости
Комплекс психосоциальных
В США экспериментирование детей с ПАВ начинается в 3-4 классах школы, в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы предваряет указанный возраст. Объектом превентивной работы являются все дети дошкольного и младшего школьного возраста. В работу по ПП включаются педагоги и воспитатели детских садов, школ, молодежных клубов и др. К ней привлекаются родители, церковь, местные общественные организации, представители всех уровней государственной администрации, а также врачи и представители правоохранительных органов [49, с. 105].
Наиболее удобным местом для
превентивной работы является школа, где
осуществляется систематическое
Поведенческие обучающие программы
постоянно развиваются. Существуют
разнообразные программы, адресованные
различным детским контингентам
(в том числе трудным в
Об оценке эффективности поведенческих программ следует говорить очень конкретно. Существует три уровня. Во-первых каждый возрастной курс любой программы включает тесты, проводимые до начала и после проведения всего цикла занятий. Обычно содержание тестов сводится к оценке изменения знания детей. Во-вторых, если программой охватываются все возрастные группы школы и ведется длительное обучение, например в течения года, то возможна оценка более масштабных результатов ПП. Она состоит в анализе динамики факторов риска и антириска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливать занятия, чаще делиться своими проблемами со взрослыми. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся. Параметрами оценки могут быть различные социометрические показатели, поведенческие характеристики: агрессивность, конфликтность, девиации поведения и др. И, наконец, при осуществлении программ в городе, регионе, стране, возможен традиционно эпидемиологический контроль наркологической ситуации.
В настоящее время темпы и масштабы распространения наркомании позволяют говорить уже даже не об эпидемии, а о пандемии наркомании. Для того чтобы остановить распространение этой опасной социальной болезни необходима, как уже было сказано, целая система мер государственного и общественного воздействия. Эта система мер станет эффективной в том случае, если она будет опираться на научные исследования и обоснования причин возникновения этого явления и будет носить предупреждающий, превентивный характер. И в этом случае целесообразно основные усилия специалистов и всего государства сосредоточить именно на первичной профилактики наркомании (ПП) – зависимости, а не на ликвидации последствий распространения наркомании, хотя последнее тоже важно. Примеры программ приведены в Приложении Б.
Итак, проблема подростковой наркотизации достигла глобальных масштабов, она имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Одним из факторов приобщения детей и подростков является так среда (в первую очередь семья и школа), в которой существует ребенок. Средой пребывания ребенка является семья и школа. Именно поэтому этим социальным институтам принадлежит ведущая роль в профилактике наркомании.
Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ) к настоящему времени охватило весь мир и приняло характер пандемии. Алкоголизм, наркомании, токсикомании поражают все новые регионы, все новые группы населения (дети, подростки, женщины и пожилые люди). Тревогу вызывает и устойчивая тенденция к росту всего спектра неблагоприятных медико-социальных последствий приема алкоголя и наркотиков.
При отдельных видах наркоманий смертность на 700-1100 % превышает таковую в сопоставимых возрастных группах. В целом заболевания, связанные с зависимостью от психоактивных веществ, ежегодно дают около 10 % всех смертей и около 20 % всех госпитализаций, а частота совершения самоубийств больными алкоголизмом превышает таковую в общей популяции в 75 раз. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики резко возросла и поражаемость людей ВИЧ-инфекцией.
В основе распространенности носителей ВИЧ-инфекции лежит внутривенное введение наркотиков общими для групп шприцами и иглами. Установлено, что в более чем 90 % всех выявляемых случаев заражение ВИЧ среди наркоманов происходит именно по этой причине.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация диктует необходимость изменения приоритетов как в научных исследованиях, так и в области практической наркологии. К сожалению, на сегодняшний день комплексная наркологическая помощь лицам, имеющим проблемы наркологического характера, в нашей стране находится на этапе своего становления, а научные и организационно-методические разработки несколько отстают от реальных потребностей практики. В этом аспекте актуальным оказывается весьма актуальным обращение к зарубежному опыту.
Анализ зарубежного опыта социальной работы показывает, что лечение на стадии сформировавшейся зависимости нельзя рассматривать как единственное средство борьбы с распространением злоупотребления ПАВ. Такой подход не дает и не может дать положительного результата.
Основной акцент необходимо направить на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения, т.е. социальный аспект проблемы заключается в том, чтобы понять всю сложность взаимоотношений между человеком, употребляющим ПАВ, и разными уровнями его социального окружения.
Список использованной литературы
Страна |
Употребление |
Приобретение и хранение без цели сбыта (для личного пользования) |
Иные формы хранения |
Сбыт наркотиков для личного потребления |
Иные формы сбыта |
Германия |
По закону не преследуется |
От 1 года до 4 лет лишения свободы |
От 1 года до до 15 лет лишения свободы (при большом количестве наркотиков) |
От 1 года до 4 лет; от 1 года до 15 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах |
От 1 года до 4 лет; от 1 года до 15 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах |
Бельгия |
Коллективное употребление: от 3 месяцев до 5 лет лишения свободы |
Приравнивается к сбыту наркотиков |
От 3 месяцев до 5 лет лишения свободы |
От 3 до 5 лет; от 10 лет до 20 лет лишения свободы при отягчающих обстоятельствах |
От 3 месяцев до 5 лет лишения свободы |
Дания |
По закону не преследуется |
Приравнивается к сбыту наркотиков |
До 2 лет лишения свободы |
До 2 лет лишения свободы; до 10 лет при отягчающих обстоятельствах |
До 2 лет лишения свободы; до 10 лет при отягчающих обстоятельствах |
Франция |
От 2 месяцев до 1 года лишения свободы |
Приравнивается к сбыту наркотиков |
От 2 до 10 лет лишения свободы |
От 1 года до 5 лет лишения свободы |
От 10 до 20 лет лишения свободы; при отягчающих обстоятельствах – 30 лет |
Греция |
По закону не преследуется |
По отношению к лицам, не страдающим наркоманией – лишение свободы на срок от 2 до 5 лет; по отношению к наркоманам – принудительное лечение |
От 5 до 20 лет лишения свободы |
От 5 до 20 лет; при отягчающих обстоятельствах – пожизненное заключение |
От 5 до 20 лет; при отягчающих обстоятельствах – пожизненное заключение |
Люксем-бург |
Единоличное: от 3 месяцев до 1 года; коллективное: от 1 года до 5 лет лишении свободы |
До 5 лет лишения свободы |
От 1 года до 5 лет лишения свободы |
От 6 до 12 лет лишения свободы |
От 12 до 18 лет лишения свободы |
Португа-лия |
До 3 месяцев лишения свободы |
До 3 месяцев лишения свободы |
От 1 года до 4 лет лишения свободы |
Проект “STAR”
Это универсальная антинаркотическая профилактическая программа, которая направлена на все слои населения общины и содержит обширную школьную программу, программу для родителей, вовлекает средства массовой информации и органы самоуправления, предполагает изменения в политике здравоохранения:
Результаты исследований по этому проекту показали положительный долгосрочный эффект: участвовавшие в программе учащиеся старших классов, результаты по которым оценивались в выпускном классе, значительно меньше употребляли марихуану (примерно на 30% меньше), алкоголь (на 20% меньше) и курили (на 25% меньше), чем учащиеся в школах, которые не использовали программу. В результате исследований было установлено, что наиболее важным повлиявшим на результаты фактором было растущее среди их друзей неприятие употребления наркотиков.
Программа по тренингу жизненных навыков
Универсальная школьная программа по тренингу жизненных навыков нацелена на широкий спектр факторов риска и защитных факторов и реализуется путем обучения комбинации общих личностных и социальных умений, способности сопротивляться употреблению наркотиков и общеобразовательной программы обучения. Программа состоит из трехлетнего профилактического курса, направленного на учащихся средних и старших классов. Она предполагает 15 учебных сессий в течение первого года, 10 закрепляющих в течение второго года, и 5 – в течение третьего. Программа по тренингу жизненных навыков состоит из трех главных областей: умению сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, умению организовывать свою жизнь и общим социальным умениям.