Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.
Можно использовать такие формы, как тематические лекции, беседы и консультации специалистов по проблемам речи.
Полезно ознакомить родителей с процессом формирования речи детей. Лучше всего для этого показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье. Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе (в подготовительной к школе группе — кратко познакомить с содержанием программы I класса).
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.).
Необходимо составить
На стенде можно представить примеры детского словотворчества
(собранные воспитателей, взятые из литературы).
Желательна организовать выставку книг,
которые должны иметься у каждого ребенка
дома.
В родительском уголке можно систематически
помещать краткие советы по развитию речи
детей, небольшие тексты (загадки, пословицы,
отрывки из стихотворений), которые родители
могут использовать, разговаривая с малышом.
На общем
стенде педагогической пропаганды (для
всего детского сада) вывешиваются таблица
«Культура речи», объявления о новинках
детской литературы, поступивших в ближайший
книжный магазин, и др.
К родительским собраниям обычно организуют
тематические выставки книг для детей,
педагогической литературы для родителей,
а также детского речевого творчества
— рассказов, сказок, стихов, придуманных
детьми.
Есть еще одна форма контакта детского
сада и родителей — привлечение родительского
актива к организации экскурсий, поездок,
посещение всей группой места работы кого-то
из родителей.
Вопросы методики развития речи находят свое место и в таких сложных формах педагогической пропаганды, как родительские конференции, устные педагогические журналы, организуемые сотрудниками детского сада на производстве.
Кроме коллективных форм работы, существуют индивидуальные. Воспитатель и заведующая информируют родителей о состоянии речи их ребенка, отмечают положительные сдвиги, дают рекомендации. Эта работа дополняется посещением семьи, во время которого воспитатель может поинтересоваться подбором игрушек, картинок, книг.
Можно рекомендовать родителям читать специальную литературу и делать выписки из нее для стенда. С удачными вариантами рекомендаций проверочного характера для родителей воспитанников всех возрастных групп знакомит книга А. И. Максакова «Развитие правильной речи ребенка в семье» (М., 1978).
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами, так как всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Итак, совместная деятельность заведующей и коллектива, опора на актив, четкое и своевременное выдвижение задач и организационных форм работы, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов — вот залог успешной методической работы в детском саду.
5. Методы и формы работы с педколлективом
Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач. Так, педагогический совет, где слушается отчет воспитателей группы о работе по какому-либо разделу речевой работы, например по совершенствованию грамматической стороны речи детей за полугодие, одновременно и форма контроля, так как работа группы изучалась до этого сообщения, и форма обобщения и распространения лучшего опыта, потому что педагоги узнают об интересной системе работы с детьми. Но условно отдельные формы можно сгруппировать с учетом преобладающей роли каждой для решения отдельных задач методической работы.
Главным условием развития творчества, инициативы и влияния на личностную сферу является грамотно поставленная методическая работа, стимулирование педагогов к нестандартным решениям, свобода критики и проведение дискуссий, потребность в самовыражении и самоутверждении, личностно – ориентированный подход к каждому. Формируя команду единомышленников, постепенно можно добиться многого и, в том числе, повлиять на педагога-стажиста, практически доказывая ему “прелесть” личностных достижений Основные формы методической работы с педколлективом детского сада: педагогические советы (один всегда на тему самосовершенствования, повышения профессионального мастерства); показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует педагоги; работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива на районном и окружном уровне, разработка образовательной программы ДОУ) и др.
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.
Объединяя формы
и методы работы с кадрами в единую
систему, руководитель должен учитывать
их оптимальное сочетание между собой.
Хочется напомнить, что структура системы
для каждого дошкольного учреждения будет
разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется
конкретными для данного учреждения как
организационно-
Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.
Консультирование. Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.
Консультации проводятся не только старшим воспитателем, но и воспитателями, специалистами. Выбор педагога для проведения консультации может производиться по двум вариантам:
- наиболее опытный и компетентный в данном вопросе воспитатель;
- воспитатель, испытывающий трудности именно по данному вопросу.
Во втором варианте в процессе подготовки педагогом изучается подобранная старшим воспитателем литература, выясняются трудные вопросы темы. Педагог начинает апробировать рекомендации на практике, и, потом с уверенностью проводит консультацию для коллег. Таким образом, решая свою собственную профессиональную проблему, данный педагог консультирует других педагогов.
- Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе. Тема консультации определяется одной из годовых задач. Проведение такого вида консультаций возможно в разных условиях, педагогами с разным уровнем подготовки и опыта, по различным проблемам дошкольного образования.
- Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:
Консультацию - парадокс по изучению возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста проводятся по необходимости с молодыми специалистами, приступающими к работе с малышами.
Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.
- Консультация по опорным словам с элементами изложения.
Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т.д. Например, при изучении методологии изучаемой инновационной программы, современных концепций образования.
Слушателям излагают материал, при этом на доске появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Через определённое заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои мини-изложения. Все слушают, уточняют понимание того или иного утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант изложения. В процессе участия слуховых, зрительных, тактильных анализаторов в восприятии материала активизируется память, мышление, монологическая речь, теоретические основы новой технологии становятся более понятными, и материал переходит в долгосрочную память..
- Консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).
- Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Такие консультации проводятся неоднократно по разным направлениям программы: по развитию коммуникативных навыков, по созданию благоприятной развивающей среды, эмоционального комфорта, снятия напряжения и стрессов и др.
«Окна педагогического
мастерства», «Мастер-класс» ко
«Методическая неделя» включает в себя открытый просмотр и имеет свою собственную специфику.
Кроме перечисленных форм работы с педагогами, для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий в ДОУ используются и различные методы активного обучения, такие как: педагогический диктант, кроссворд - педагогам предлагается описание понятия, им необходимо написать название. Затем производится проверка.
Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.
Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.
Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.
При использовании частично-поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов деятельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.
В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
Информация о работе Организация методической работы по развитию речи в детском саду