Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4

1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11

Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14

2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально  проводить в направлении от  общего к частному. Сначала специалист  выявляет проблемы в развитии  речи ребенка, а затем эти  проблемы рассматриваются пристальнее,  подвергаются количественному и  качественному анализу.

3. Внутри каждого вида  тестирования предъявление материала  дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить  каждую пробу успешно, что создает  дополнительную мотивацию и положительный  эмоциональный настрой, которые,  в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

4. От продуктивных  видов речевой деятельности –  к рецептивным. Исходя из данного  принципа, в первую очередь обследуются  такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная  речь. Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.

5. От экспрессивной  языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить  время и силы, затрачиваемые на  обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

 Изучение речевого  развития можно проводить не  только методом индивидуального  обследования с использованием  наглядного материала, но и  в процессе наблюдения (пассивного  и активного словаря) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.

 В результате можно  выявить уровень речевой коммуникации  детей, отмечая следующие особенности:

 – навыки речевого  общения (легко ли ребенок вступает  в контакт, как входит в контакт  с детьми младшего возраста, со сверстниками, со взрослыми, умеет ли поддержать разговор, говорит много или молчит);

 – умение пользования  правилами речевого этикета (культура общения):

 а) здоровается  ли и прощается без напоминания;

 б) благодарит ли  за помощь взрослых и детей;

 в) использует ли  различную громкость голоса в  зависимости от ситуации;

 г) умеет ли пойти  на компромисс, договориться в  конфликтной ситуации;

 д) доброжелателен  ли в общении;

 е) умеет ли свободно, не стесняясь, отвечать незнакомым  людям, а также педагогу на занятиях.

 Обследование речи  детей рекомендуется проводить  с помощью наглядного материала.

 Методика обследования  лексики.

 При обследовании  словарного запаса (активного и  пассивного) используются следующие  приемы:

1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:

 – предметов и  их частей (часы – циферблат,  стрелки, цифры; дерево – ствол,  ветки, корни);

 – профессий и  атрибутов к ним (маляр –  кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)

 – животных, птиц  и их детенышей (собака –  щенок; корова – теленок);

2) назвать:

 – существительные,  объединяющие как видовые, так  и родовые понятия;

 – действия, обозначающие  голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);

 – чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные  явления природы;

 – действия, связанные  с профессиональной деятельностью  (слушает легкие, выписывает лекарство,  делает уколы, проверяет горло  и т.д.), с животным и растительным  миром (порхает, летает, плавает, ползает и т.д.);

 – семантически  близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);

 – признаки предметов,  обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;

 – признаки, указывающие  на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;

 – признаки обобщающего характера;

3) добавить в предложение  недостающие слова, необходимые  по смыслу (платье очень длинное  – мама платье подшивает; пуговица  оторвалась – мама пуговицу  пришивает…);

4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);

5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река – бежит, течет, шумит);

6) образовать сложные  слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);

7) подобрать однородные  члены предложения к словам  – раздражителям (снег – идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч  – резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает – бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);

8) объяснить значение  слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);

9) объяснить переносное  значение слов (золотые руки, золотое  сердце).

 Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:

 – уменьшительных  существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);

 – существительных  с суффиксами деятеля: – ник,  – щик, – тель, – ист (дворник,  учитель, строитель, пианист, футболист);

 – приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил – вылил – полил – налил – подлил – слил);

 – прилагательных: притяжательных с суффиксами  «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин); с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: чив-, лив – (молчаливый, улыбчивый, хвастливый).

 При этом детям  предлагалось объяснить значение  вновь образованных слов, опираясь  на имеющиеся навыки морфологического  анализа.

 В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить. Логопед комментирует ситуацию, подсказывает детям реакцию на происходящее (удивился, обрадовался), предлагает различные манипуляции с предметами.

 Методика обследования  грамматического строя языка.

 Для обследования  этого компонента языка ставится цель выяснить:

 – как ребенок  понимает и употребляет в речи  предлоги: в, на, из, под, из-под, из-за, между, около, над;

 – как употребляет  существительные родительного падежа  множественного числа (петель, яблок, блюдец);

 – как образовывает  сравнительную степень прилагательных:

 а) простым (синтетическим)  способом при помощи суффиксов (ее – ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, простой – проще, сухой – суше);

 б) супплетивным  способом (лучше, хуже);

 – как согласовывает  в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;

 – как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);

 – как пользуется глагольными формами:

 а) разноспрягаемыми  глаголами (бежать, хотеть);

 б) спрягаемыми  глаголами с особыми окончаниями  в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);

 в) настоящего, прошедшего  времени, повелительного наклонения  с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);

 – как образовывает причастия (читать – читающий);

 – какие виды  предложений употребляет в самостоятельной  речи;

 – может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;

 – может ли из  слов, данных в произвольном порядке  и в исходной форме, составить  предложения, согласуя правильно  слова и их порядок в предложении.

 При обследовании используют следующие задания:

 – добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;

 – составление  предложений по вопросам; составление  предложений по демонстрации действий;

 – составление предложений  по картине, по серии картин;

 – составление предложений по опорным словам;

 – составление предложений  по слову в заданной падежной форме.

 Технология обследования лексико-грамматического  строя речи предложенная О.Е.  Грибовой.

 Обследование речи дошкольников.

 Словарный запас.

 В соответствии со сформулированными  принципами, обследование начинается с изучения активного словарного запаса.

 Учитывая нормативные особенности  лексикона, а также трудности  установления вербального контакта  с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста, наличие у  ряда детей стойкого речевого  негативизма, необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предмета. При этом обследование проводиться в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета. При работе с детьми 3–3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

 Детям среднего и старшего  дошкольного возраста стоит предложить  работать с предметами и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинки», «Дополни…», «Исправь…», «Сравни два предмета» и др.

 Для детей старше 5,5 лет в  обследование вводятся обобщающие  понятия. Однако логопед должен  четко и осознанно различать  бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

 Исследование состояния пассивного  словаря, т.е. выяснение того  насколько ребенок понимает лексику, которой не владеет.

 Ряд слов может быть использован в речи ребенка правильно, однако при восприятии вызвать у ребенка трудности, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием. В этом случае предъявляются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по количеству звуков, их последовательности, (пояс – поезд, марки – рамки, ворона – ворота). Такой тест может проводиться с опорой на картинки, так и в устном плане. Затруднения в дифференциации слов, близких по звуковому составу могут быть обусловлены недостаточностью фонематического восприятия. Это требует углубленного исследования в данном направлении.

 Логопед должен  обратить внимание на соотнесение  объема словаря существительных,  глаголов и прилагательных. А  также зафиксировать в протоколе  обследования ошибки ребенка  в использовании лексических средств.

 Процедура обследования  словарного запаса утомительна  для ребенка, так как требует  от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения, поэтому  рекомендуется совмещать вербальные  задания небольшими двигательными  паузами, выполнением игровых действий с объектам и другими видами занятий, позволяющих ребенку отдохнуть.

 Грамматический строй  речи.

 Обследование начинается  с уровня сформированности синтаксических  навыков ребенка.

 Если у ребенка  имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур проводится в процессе манипуляции с игрушками. Выясняется, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и её структура. Кроме этого, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции. При этом жестко исключаются подсказывающие жесты, интонация, указывающий взгляд.

 Если у ребенка  сформирована фразовая речь, то  можно начать исследование со  сложных предложений, доступных  для детей по структуре, постепенно  переходя к более простым, пока  не определиться тот уровень, которым ребенок владеет уверено.

 Задания могут даваться  самые разнообразные: «Расскажи,  что ты видишь…», «Составь предложение  со словами…», «Отвечай полным ответом на мои вопросы» и т.д.

 Исследование пассивной  грамматики, используются картинки. Это серии картинок, на которых изображены разные предметы, имеющие одинаковый цвет или объект, выполняющие одно и то же действие. Например: синий карандаш, синее ведро, синяя книга, синие кубики. Одеяло упало на пол, вилка упала, ложка упала, листья упали.

 

 Обследование активной  грамматики, проводится на материале  пространственных предлогов, условно  выделенных в несколько групп,  в соответствии с последовательностью  их становления в онтогенезе:

 

 в, на, под;

 

 с, из, над;

 

 к, от, из-за, из-под;

 

 за, перед, между,  через, около.

 

 Очень важно отметить, что в ряде случаев один  и тот же предлог, в зависимости  от его значения, может быть  использован с различными падежными  окончаниями. Например, предлог «в»  в значении местоположения объекта  сочетается с предложным падежом имени существительного (в столе, в коробке), а в значении направления движения – с винительным (в стол, в коробку).

 Поэтому в процессе  обследования детям задаются  вопросы: «Где лежит?», «Куда  положили?», «Откуда взяли?» и  т.д.

Информация о работе Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня)