Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель: Теория изучение особенностей нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования: Процесс изучения лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Задачи: Проанализировать причины нарушения лексико-грамматического строя у детей с ОНР III уровня.
Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОНР III уровня.
Сравнить развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема становления лексико-грамматической системы
у детей в трудах отечественных учённых………………………………..…4
1.1. Исследование проблем коррекции развития речи у детей с ЗПР
в трудах отечественных специалистов………………………………………....4
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)…………………………………………………………………...6
1.3 Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны
речи при ОНР……………………………………………………………………11
Глава 2. Выявление наруш………………………………………….………………………33ений лексико-грамматического строя речи у детей, их коррекция …………………………………………………………...14
2.1 Методика обследования лексико-грамматического строя речи
у детей с ОНР………………………………………………………………….…14
2.2. Направление работы по устранению нарушений
лексико-грамматического строя речи у детей………………….……………...20
Заключение…………………………………………………………….…………31
Литература……
при этом обращается внимание не только на адекватное употребление предлогов, но и на правильное использование падежных окончаний.
Обследования словоизменения
и словообразования детям
При грубом недоразвитии
речи у ребенка в активной
грамматике резко ограничен
В ходе обследования
лексико-грамматической
2.2 Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с ОНР.
Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:
а) дети с 1 уровнем речевого развития начиная с трехлетнего возраста со сроком обучения 3–4 года;
б) дети со 2 уровнем
речевого развития начиная с
четырехлетнего возраста со
в) дети с 3 уровнем
речевого развития начиная с
четырех-пяти – летнего возраст
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.
Задачи и содержание
логопедической работы
В основе формирования
устной речи у детей лежит
обучение составлению
Последовательность
усвоения конструкций
Учитывая возрастные,
характерологические
Как считает Безрукова С.А., одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях в воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Предметно-развивающая
среда и комплекс медико-
Развитие лексико-
Ефименкова Л.Н.
предложила структуру
Работа по развитию лексико-грамматическому строю речи ведется по 3 направлением: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Работа над словом
начинается с уточнения,
Расширение пассивного
и активного словаря детей
предусматривается программой
Наряду с накоплением
словаря основной работой на
данном этапе остается
Распространение простого
двусоставного предложения
Параллельно с формированием
у детей распространенного
Затем отрабатывается
подчинительная связь (
После отработки
беспредложных падежных
Глагольные конструкции
с неизменяемыми частями речи
(примыкание) усваиваются детьми
на материале наречий. Вначале
отрабатывается круг
Параллельно с работой над фразой ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательно и вопросительной интонации.
Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В. разработали
Фронтальные занятия
по формированию лексико-
развитие понимания
устной речи: умение вслушиваться
в обращенную речь, выделять названия
предлогов, действий, признаков,
понимание обобщающего
практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;
умение изменить
форму глагола (преобразование
глаголов повелительного
овладение навыками
составления простых
а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;
б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? – Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.
Закрепление навыков
составления короткого
На занятиях по
развитию лексико-
Предметный лексический
материал связан с названием
предметов, знакомых детям (
Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей – вылей воду, полей цветок; брось мяч – перебрось – подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под, (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленые убери в коробку).
Занятия по формированию
словаря предусматривают
Недостаточное восприятие
детьми на слух значимых
Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.
Для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.
Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.
На занятиях отрабатываются
падежные формы, наиболее
Для того чтобы
дети умели правильно строить
и употреблять в своей речи
простые предложения, важно,