Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы межличностных отношений подростков в психолого-педагогической литературе.....................................................................................................
Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………....................
Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………..
Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками………………………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………..
Глава 2. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками………………………………..
2.1. Характеристика объекта и методов исследования…………...
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….................................................................................
2.3. Комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками…………………………….......
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсач нее доработан.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Знакомство с другим участником, касаясь руками друг друга – 3 мин,. борьба руками – 3 мин., необходимо помириться руками – 3 мин., прощание друг с другом – 3 мин. После этого с глаз снимаются повязки, и участники обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями [29;с.70].

Таким образом, на основании результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в  оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы.

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

Экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе ____________________. В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них  9 мальчиков и 5 девочек. В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

На основании результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в  оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И.Козловой.

 

 

 

 

Заключение

В ходе данного исследования была рассмотрена тема «Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками».

Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.

Проблема данного исследования состояла в том, чтобы выявить каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.

Цель нашей работы, заключавшаяся в исследовании особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками, достигнута.

Задачи решены следующим образом:

1. В соответствии с первой  задачей мы раскрыли сущность проблемы межличностных отношений, условия и факторы их развития в подростковом возрасте. Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады. Согласно концепции В.Н.Мясищева, теорий Я.Л. Коломинского, А.А.Бодалева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, складывается вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Л.А.Поварницына выделяет пять групп трудностей общения.

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения, особенно значимых взрослых, поэтому особенно важно учитывать стили и типы родительского взаимодействия с подростком в семье.

В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, особенно значение чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Обе продолжают формироваться. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

2. В соответствии со второй  задачей мы выявили возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств.  В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Коррекция межличностных отношений является групповой формой коррекционной работы с детьми подросткового возраста. В ней четко определяются специфические формы, методы и средства коррекционного воздействия на межличностные отношения подростков.

3. В соответствии с третьей  задачей мы изучили особенности  межличностных отношений подростков  со сверстниками. Экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе ____________________. В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них  9 мальчиков и 5 девочек. В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

4. В соответствии с четвертой  задачей мы разработали комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в  оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И.Козловой.

Исходя из этого гипотеза, о том, что своевременное изучение особенностей взаимоотношений подростков со сверстниками позволит разработать и предложить комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений  подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём  изучены особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками. Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования в развитии межличностных отношений подростков со сверстниками.

В перспективе планируется увеличение выборки испытуемых и проведение программы психолого-педагогической помощи подросткам в развитии межличностных отношений со сверстниками.

 

 

Список литературы

  1. Актуальные проблемы психологии образования: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 334 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. – 284с.
  3. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. – 163 с.
  4. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к социальным и несоциальным сигналам. Новые исследования в психологии. – М.: Генезис, 2005. – 205 с.
  5. Бодалов А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Просвещение, 2009. – 251 с.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Знание, 1983. – 306 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Знание, 1968.  – 311 с.
  8. Божович М. Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М.: Знание, 1960. – 273 с.     
  9. Большая энциклопедия психологических тестов – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 416 с.
  10. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.  - 264с.
  11. Васильев И.В. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.
  12. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Просвещение, 1984.  – 325 с.
  14. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Генезис, 2003.  -  308 с.
  15. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? – М.: Дело, 1991.  – 140 с.
  16. Григорьева Т.Г., Ленская Л.З. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. – М.: Педагогика, 2007.  – 209 с.
  17. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010.  – 356 с.                                                                 
  18. Давыдов А.В., Запорожец А.В., Ломов Б.Ф. Психологический словарь. - М.: Просвещение, 1993. – 508 с.
  19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии  и психогигиене общения. – М.: Академический проект, 2003.  - 311с.
  20. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. – 1973. -  № 1. – с.18.
  21. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. - М.: Просвещение, 1987. – 247 с.
  22. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- М.: Просвещение, 2009. – 517с.
  23. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития / Пер с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 248 с.
  24. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селеванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогичнских вузов и колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
  25. Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1988. – 315 с.
  26. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. –  1983, № 3. – 348 с.
  27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.  – 237 с.
  28. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности. - М.,1981. – 319 с.       
  29. Козлов Н.И.  Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995. – 70 с.
  30. Коллектив. Личность. Общение: Словарь соционально-психологических понятий. – СПб.: Речь, 2001. – 463 с.                                                
  31. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений. – Минск: ЕГУ, 2002. – 237с.
  32. Коломинский Я.Л.  Психология взаимоотношений. – Минск: ЕГУ, 2000. – 251 с.
  33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: ЕГУ, 2006.  – 283 с.                     
  34. Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980  -  189с.
  35. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
  36. Лунев П.А., Соснин В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. - М.: Гардарики, 2003. – 115с.
  37. Леонтьев А.А. Педагогическое общение - М.: Знание, 1979. – 272с.
  38. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное  исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1980. – 324с.
  39. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 237с.
  40. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Знание, 1986.  - 180с.
  41. Мир детства. Подросток. - М.: Знание, 1982.  – 451 с.
  42. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 121 с.
  43. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010.  - 295с.
  44. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Ленинград, 1979. – 172 с.
  45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: «Роспедагентство», 2005. - 357с.
  46. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.  - 508с.
  47. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2007. – 352 с.
  48. Овчарова Р.В.  Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 480 с.
  49. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с. – (Психол. Наука – школе).
  50. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Творческая педагогика, 1993.  – 425 с.
  51. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. – М.: Просвещение, 1987.  – 381 с.
  52. Прихожан А.М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы  и школы-интерната. // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Академия, 2002. – 322 с.
  53. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 1997.  – 163 с.                                                
  54. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб.: Питер, 2001.  – 199 с.
  55. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Новая школа, 2001. – 138 с.
  56. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Знание, 1987. – 381 с.
  57. Шкалинский В.В. Психологическая теория коллектива. – М.: Высш. шк., 1999.  - 249с.
  58. Щедрина Е.В. Психологическая теория коллектива. – М.: Знание, 1979.  – 233 с.
  59. Щенникова С. В., Попова Т.А., Ганичева И.А. Тренинг общения: Учебно – методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 35 с.
  60. Эриксон Э. Индентичность: Юность и кризис. – М.: Новая школа, 1996  - 327 с.

 

 

Приложение 1.

 

Текст вопросника.

1. Много ли у вас друзей, с  которыми вы общаетесь постоянно?

2. Долго ли вы обижаетесь на  своих товарищей?

3. Стремитесь ли вы к знакомству  с разными людьми?

4. Вам приятней и проще проводить  игры с книгами, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете  контакты с людьми, которые значительно  старше вас?

6. Трудно ли вы привыкаете  к новой компании?

7. Легко ли вам удается устанавливать  контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом классе?

9. Стремитесь ли вы при удобном  случае познакомиться и поговорить  с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие  люди, и хочется ли вам побыть  одному?

11. Нравится ли вам постоянно  находиться среди людей?

12. Стесняетесь ли вы первым  познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать  в коллективных играх?

14. Вы чувствуете себя не уверенно  среди малознакомых вам людей?

15. Вы легко можете развеселить  малознакомую вам компанию?

16. Вы считаете, что знакомых  должно быть немного?

17. В незнакомой компании вам легко и уютно?

18. Вы боитесь и волнуетесь, когда  выступаете перед большой группой людей?

19. У вас много настоящих друзей?

20. Вы испытываете неловкость  при общении с противоположным  полом?

 

Приложение 2.

Шкальная оценка.

«1» - характеризует низкий уровень проявления коммуникативных (навыков, учитывая) склонностей.

«2» - характеризует средний уровень коммуникативных склонностей. Испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

«3»  - характеризует средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые стремятся  к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

«4» - характеризует высокий уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельные решения в трудных ситуациях.

Информация о работе Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками