Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 05:48, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - особенности тонких движений кистей и пальцев рук детей младшего возраста.
Цель исследования - выявить особенности мелкой моторики при выполнении детьми 3-5 лет движений без предметов в пальчиковых играх на основе текстов народных потешек.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема развития мелкой моторики у дошкольников 6
1.1 Значение развития мелкой моторики 6
1.2 Физиологические основы развития мелкой
моторики. Бернштейн о построении движений 7
1.3 Психологические основы развития мелкой моторики 11
1.3.1 Особенности развития движений рук в раннем возрасте 11
1.3.2 Развитие произвольных движений в онтогенезе 15
1.3.3 Подражание как способ освоения действий
дошкольниками 20
1.4 Диагностика развития мелкой моторики у детей 22
1.5 Педагогика развития движений рук у дошкольников 24
1.6 Постановка проблемы 26

Глава 2. Диагностика развития мелкой моторики у детей
3-5 года жизни в упражнениях без предметов на материале
народных потех 28
2.1 Организация и ход пробного экспериментального
исследования 28
2.2 Обработка и анализ пробного экспериментального
исследования 29

Выводы 38

Список используемых источников 39
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (Автосохраненный).doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Уровни А и В обеспечивают удержание общей позы, например, при выполнении ребенком движений кистями  и пальцами рук. Они, хотя не ведут  непосредственно движения, тем не менее, обеспечивают согласование работающего  органа со всем телом. В повторяющихся движениях уровень В обеспечивает ритмическую организацию, обуславливающую оптимальную работу руки и энергетических затрат, т.е. выступает в качестве фоновых уровней.

Уровень С - уровень пространственного  поля. На него поступает информация о состоянии внешней среды. Этот уровень отвечает за построение

движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов - к их форме, массе и другим особенностям. Среди  них виды локомоций (перемещения), тонкая моторика рук и др. В обеспечение этого уровня наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора, поэтому его созревание, начинаясь очень рано - на первом году жизни - продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

Следующие уровни - могут принимать  непосредственное участие в тонких движениях рук, в качестве ведущих уровней.

Уровень С - нечто вроде 2-х раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому - подуровни С1 и С2.

Подуровень С1 - обеспечивает приспособленность  движения по ходу процесса. Эта группа приспособлений выступает проекцией двигательного процесса на внешне реальное пространство с его силами и объектами. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, требующих прицеливания, копирования, подражания. Движения приобретают точность и силу. С 3 лет постепенно начинает расти успешность действий, которые обеспечиваются уровнем регуляции осмысленных действий. В дошкольном возрасте этот уровень регуляции движений только начинает своё развитие, которое продолжается на протяжении всей последующей жизни.

На подуровень С2 - та же приспособленность  движений к внешнему пространству становиться  тоньше, специализированнее, приобретая более выраженный целевой или  финальный характер, и превращается в проекцию движения на его конечную точку во внешнем пространстве с установкой на точность и меткость. Так, например, этот подуровень пространственного поля делает решающее ударение на точность попадания или меткости, а в более сложном оформлении на точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением геометрического подобия.

Уровень D - уровень действий. Он функционирует  при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Характерная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не просто движения, но в значительно большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц).

Уровень Е – высший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме.

Естественный онтогенез складывается из двух очень разновременных фаз.

Первая фаза есть анатомическое  дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций, запаздывающее к моменту рождения и заканчивающееся к 2-2,5 годам.

Вторая фаза, затягивающаяся иногда довольно далеко за возраст полового созревания, и есть фаза окончательного функционального дозревания и налаживания  работы координационных уровней.

До 6 лет интенсивно формируется  и развивается уровни В и уровень  регуляции движений собственного тела С1.

С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается  уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространстве (С 2). Движения приобретают силу и точность.

С 3-го года развития постепенно растет успешность действий, обеспеченная уровнем D.

Развитие движений, соответствующих  каждому уровню, становится возможным  в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются  условия воспитания и целенаправленного  обучения, способствующего развитию движений рук.

Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

 

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ.

 

      1. Особенности развития движений.

 

Развитию мелкой моторики уделяется  внимание с первых месяцев жизни  ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Ученые установили ведущую роль зрительного анализатора в развитии движений руки. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры, проведенные в последнее десятилетие, показали, что развитие органов чувств малыша, в том числе осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Наиболее ранняя функция зрения - отражение объектов - делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения. Через восприятие движения происходит, как это показал И.М. Сеченов, отражение пространственно-временных характеристик реального мира.

Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу.

А.Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке» (9, с. 168-169).

Это позволяет понять сложность  взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно – тактильно – кинестетических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» (15).

У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его  ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает  между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету.

С ощупывания начинается интенсивное  развитие движений ребенка. К 5 месяцам  у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету с его ощупыванием и рассматривание своих ручек.

Акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координации, и он представляет первое направленное действие, также являясь важным условием развития разнообразных манипуляций с предметом.

К 6 месяцу - ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения  в сидячее. Это позволяет ребенку  следить глазами за движением  рук с предметом.

В 7 месяцев - происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.

На протяжении второго полугодия  жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что с появлением повторных движений начинается новая фаза в развитии движений.

Сначала появляется похлопывание - ребенок  ударяет по предмету чем-либо, затем  перекладывание предмета из руки в  другую руку. Возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.

В процессе формирования у ребенка  повторных и цепных движений складываются представления о свойствах предметов  и возможном действии с этими  предметами. В дальнейшем ребенок  учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.

К концу 1-го года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками  те действия, которые показывают им взрослые.

Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.

На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с  предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.

Формирование действий в раннем детстве тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

I этап - «манипулятивная деятельность». 

II этап - зрительная ориентировка. Форма фигурок, основа для ориентиров  по которым ребенок устанавливает  возможные действия с предметом.  Что с этим можно сделать - главный вопрос ориентирования в предмете.

Выделяют 2 вида действий с предметами у детей раннего возраста:

1. действие с предметами - орудиями. Действия на основе ориентирования  в особенностях самих предметов  и условиях их использования. Например, в таком движении, как питье молока из чашки. Все действия направлены на форму чашки и наличие в ней молока. П.Я. Гальперин выделил основные этапы овладения орудием (в данном тексте они не рассматриваются).

2. действия с игрушками, обладающими большей функциональностью, допускающими свободу действий с ними. Один и тот же предмет может выступать как предмет-орудие и как игрушка. Кубик позволяет производить с ним разные действия, как орудие действия - конструктор, как кружка молока.

 

  1. 3. 2 Развитие произвольных движений в онтогенезе.

 

С самого момента рождения рука младенца движется. Однако, как отмечает Ф.Н. Шемякин, особенности этих движений таковы, что «заставляют говорить не о функциях руки, а лишь о предпосылках этих функций, т.к. ничего в них не специфично для руки».

А.В. Запорожец говорил, чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в «орудие орудий», ребенок должен научиться использовать её безграничные возможности в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из первых важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета. На 4-5 месяце появляются зачатки оппозиции большого пальца, затем и другие пальцы руки приобретают особые роли в актах захватывания и удержания предметов. Указательный и средний - становятся ведущими, они могут совместно с большим осуществлять самостоятельно акт хватания (щепотью), в то же время безымянный и мизинец отодвигаются на задний план, как второстепенные, подсобные. При этом движения руки, вследствие образования соответствующих кинестетическо – тактильно – зрительных связей точно приурочиваются к местоположению, размеру, весу, форме предмета.

Таким образом, влияние на произвольные движения предметных условий деятельности опосредовано характером и внутренней механикой операций, в состав которых входят эти движения.

К концу 1 года жизни произвольные движения, связанные с ручными  операциями, достигают у ребенка  относительно высокой степени развития. Ребенок начинает манипулировать разными предметами по-разному. Например, размахивать погремушкой, бросать мячик, нажимать на пищащую резиновую игрушку и т.д. Почти одновременно возникают попытки действовать одним предметом в отношении другого: стучать кубиком по столу, просовывать палку между перекладинами кровати, засовывать мелкие вещи в какие-либо отверстия.

К концу 1 года жизни - сформировавшиеся манипуляции связываются со словом.

Формы манипулирования предметами ребенок усваивает как путем  подражания, так и в результате собственной практики.

На 2 году жизни дети начинают пользоваться ложкой, чашкой, миской, полотенцем. Но движения руки ещё не подчинены логике предметов. У младших дошкольников воспроизведение движений в соответствии со связанными с ними предметами или при наличии их игровых заместителей достигает довольно высокого уровня и составляет необходимый компонент большинства детских игр. Дети 3-5 лет изображают не способ действия и связанные с ним движения, а результат, который с помощью этого достигается.

6-7 лет произвольность движений  достигает высокой степени развития. Ребенок может воспроизвести  предложенное движение по словесной  инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось. 

Таким образом, произвольные движения формируются в составе операций (как ручные, так и орудийных), производимых субъектом в отношении окружающих предметов.

Характерным признаком произвольности движений, формирующихся в системе  орудийных операций, является возможность  постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.

П.Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом  действуют так, как действуют  самой рукой; предмет становиться  как бы простым удлинением или придатком руки. Такие действия можно условно назвать «ручными».

Во втором случае рука подчиняется  требованиям орудийных приемов. Её движения перестраиваются в той  мере, в какой они противоречат логике орудия, именно П.Я. Гальперин  наметил стадии овладения орудийными операциями:

1 стадия- повторение однотипных  движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за  одной какой-либо игрушкой.

Информация о работе Особенности мелкой моторики у младших дошкольников (на материале пальчиковых игр)