Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 09:19, курсовая работа
В последнее время, в коррекционной педагогике, вопросу профилактики дисграфии уделяется особое внимание. О профилактики таких видов дисграфий, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно говорить только в дошкольном возрасте.
Цель: изложить с систему работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
1. Описать развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимое условие успешной предшкольной подготовки.
2. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр в системе работы по развитию понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня 6
1.1. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 6
1.2. Особенности усвоения предлогов в речи дошкольников с нормальным развитием речи и у дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.3. Работа логопеда по формированию уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций с целью профилактики оптической дисграфии 10
2. Изучение понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.1. Организация, содержание и задача констатирующего эксперимента. Содержание и задачи эксперимента 14
2.2. Методика изучения понимания и употребления предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня. 14
2.3.Результаты эксперимента 16
2.4.. Рекомендации логопеду по формированию правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи 20
Заключение 23
Литература 25
2 у глаголов
категории единственного и
3 – категории совершенного и несовершенного вида.
4 – предлоги.
5 – наличие местоимений.
6 – связная речь.
Критерии оценки:
1 – задания выполняются только с помощью логопеда;
2 – задания выполняются частично с подсказками и помощью логопеда;
3 – задания выполняются без ошибок.
Методика 7. «Опиши картинку»
Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.
Материал: сюжетные картинки.
Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
Критерии оценки:
1 – задания выполняются только с помощью логопеда;
2 – задания выполняются частично с подсказками и помощью логопеда;
3 – задания выполняются без ошибок.
Методика 8. Исследование грамматического строя речи (автор: Л.С. Волкова)
Методика включает следующие задания.
1. Исследование функции словоизменения.
1. Изменение имён существительных по падежам.
Материал: кукла
Посмотри: «У меня есть кукла.
У меня нет чего? (куклы)
Я пою песенку, кому? (кукле)
Я купаю кого? (куклу)
Я люблю играть с кем? (куклой)
Я мечтаю о чем? (о кукле)!
Оценка результатов:
2. Преобразование
имени существительного в
Материал: предметные картинки. У взрослого с изображением одного предмета, у ребёнка с изображением нескольких предметов.
Инструкция: посмотри и скажи, что это? (показываем на картинку где один предмет).
А это что? (показываем на картинку где несколько предметов).
Стол – столы
Рука – руки
Окно – окна
Самолёт – самолёты
3. Образование
имён существительных
Материал: предметные картинки.
Инструкция: Показать ребёнку картинки, дать рассмотреть и спросить: Что это? Затем закрыть ту картинку, на которой изображён один предмет, и спросить: Чего нет?: затем закрыть два одинаковых предмета и задать вопрос: Чего нет?
Дом – дома – домов
Дерево – дерева – деревьев
Окно – окна – окон
Стол – стола – столов
Шар – шара – шаров
Книга – книги – книг
4. Согласование
прилагательных с
Материал: предметные картинки с изображением (красного шара, красной чашки, красного пальто, красного шарфа).
Инструкция: Посмотри внимательно на картинку и скажи: (Какой?) шар – красный.
Чашка (какая?) – красная
Пальто (какое?) – красное
Шарф (какой?) – красный
2. Исследование функции словообразования.
1. Образование
существительного с
Материал: Д/и «Путешествие в страну Гномию».
Инструкция: мы с тобой попали в страну Гномию, там всё как у нас только маленького размера. Мы идём не по большой дороге, а по маленькой дорожке, видим не большой дом, а маленький домик, в домике стоит не большой стол, а маленький столик, на столе лежит не большая ложка, а маленькая ложечка, в углу стоит не большой стул, а маленький стульчик, на стене висит не большая картина, а маленькая картинка, в спальне стоит не большая кровать, а маленькая кроватка.
2. Образование
относительных прилагательных
Материал: слова для предъявления: мяч, кораблик, шуба, ваза.
Инструкция: Из чего сделан предмет.
Мяч из резины – резиновый
Кораблик из бумаги – бумажный
Шуба из меха – меховая
Ваза из стекла – стеклянная
Сумка из кожи – кожаная
3. Образование глаголов движения с помощью приставок.
Материал: картинки.
Мальчик выходит из дома.
Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу.
Критерии оценки:
1 – задания выполняются только с помощью логопеда;
2 – задания выполняются частично с подсказками и помощью логопеда;
3 – задания выполняются без ошибок.
2.4. Методика формирующего эксперимента
В рамках формирующего эксперимента с детьми с ОНР были проведены игры и упражнения на развитие ЛГСР.
Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций речи [26]
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
Приведем пример игры.
Игра «Олины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла.
Ход: воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются ноги, руки, уши и т.д. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е.Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
Остальные игры представлены в Приложении.
Игры с использованием обобщающих слов [26]
Общая цель для всех игр этого раздела – учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи – мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или: «Что это? Скажи одним словом (животные, овощи, фрукты и т.д.)». Помимо нижеприведенных игр с этой же целью можно использовать предметные картинки.
Приведем пример.
Игры с использованием обобщающего слова «Одежда»
«Уложим куклу спать»
Цель: познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.
Оборудование: кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.
Ход: воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам.
«Кукла проснулась»
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, комплект ее одежды.
Ход: воспитатель демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а воспитатель сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета». Затем воспитатель задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п.
Остальные игры представлены в Приложении.
Игры с использованием предметных и сюжетных картинок [26]
Картинка помогает закреплению представлений детей о предметах. Под руководством воспитателя с помощью картинки осуществляется более расчлененное, детальное восприятие качеств предмета (форма, величина, цвет и др.) и его состояния. Тем самым рассматривание картин способствует развитию более устойчивого, сосредоточенного внимания.
Картины вызывают у ребенка радостные эмоции, с помощью картины обогащается словарь малыша. От взрослых он узнает название предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.
Использование картинки для развития речи ребенка имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.
Картинки, благодаря своей образности, красочности являются ценным средством воспитания художественного вкуса. Картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.
Работа с предметными картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего, изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т.п.
Ниже приводятся примеры игр с предметными картинками. Цель таких игр – вырабатывать у детей представление о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.
Приведем пример игры.
Игра «Посуда для куклы»
Цель: учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.
Оборудование: набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.
Ход: воспитатель говорит, что кукла будет обедать и предлагает детям подобрать картинки с изображением тех предметов посуды, которые понадобятся кукле для того, чтобы поесть, например, суп. Ребенок указывает на картинки с изображением тарелки и ложки. Воспитатель активизирует речь ребенка, задавая вопросы: «Что нарисовано на картинке? (тарелка и ложка). Для чего нужны тарелка и ложка? (чтобы есть суп) и т.д. [33] Остальные игры представлены в Приложении.
Также в рамках формирующей части эксперимента была проведена сюжетно-ролевая игра «Магазин». Опишем ее.
Организационный момент.
Мы будем сегодня играть. Сначала повторим словарь, потом вы посмотрите, как мы с Сашей будем играть, затем вы будете играть сами (показать детям план занятия и новый словарь, то есть, что они сегодня узнают, после рассаживаю детей по местам).
В какую игру мы будем сегодня играть? (выслушать ответы детей и варьировать вопросы по мере их ответов).
Вы были в магазине? (Да)
С кем вы были? (С мамой, с родителями и пр.)
В каком магазине были? (Фрукты и овощи, продуктовый)
Что есть в продуктовом магазине? (Продукты: колбаса, хлеб, сыр)
Что есть в магазине фрукты и овощи? (Фрукты: яблоко, апельсины)
Кто работает в магазине? (Продавец)
Что это? (Это касса)
Что это? (Это чек)
Что это? (Это деньги)
А теперь посмотрите, как мы будем играть с Сашей. Я буду продавцом, а Саша ты будешь покупателем. А вы все смотрите нас и слушайте внимательно. Потом и вы будете играть сами.
В ходе показа, поясняю детям, кто я и что я делаю, кто Саша и что он делает.
Я продавец.
Я продаю.
Саша – покупатель.
Саша покупает.
Ход игры:
Покупатель: |
Продавец: |
Здравствуйте! |
Здравствуйте! |
Что хочешь купить? |
Я хочу купить… Дайте мне пожалуйста … |
Сколько? |
Одну коробку |
Это стоит … |
Возьмитеденьги |
Возьмите, пожалуйста, чек. |
Спасибо, до свидания! |
До свидания! |
опросы на повторение и закрепление словаря.
Кто я?
Что я делала?
Кто Саша?
Что он делал?
Давайте поиграем, Саша ты будешь – продавец, а вы все будете покупателями. Кто будет первым, ты будешь вторым, …Далее наблюдаю и контролирую игровую деятельность.
В ходе самой игры можно спросить у других детей: что купил(а) Алена, Рома … и сколько? Можно предложить детям купившим продукты, положить деньги в кошелек, положить продукты в пакет и спросить, что они сделали.
Глава III.Анализ результатов исследования
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Используя на практике представленные методики, нами были получены следующие результаты. Результаты диагностики отражены в таблицах 1-2.
Таблица 1
Результаты констатирующего изучения речевого развития испытуемых экспериментальной группы
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Общий балл |
Уровень | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ОБ | |||
Экспериментальная группа | |||||||||||
1 |
Максим Вилков |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
с |
2 |
Ваня Митцев |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
н |
3 |
Ира Валеева |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
с |
4 |
Таня Писаренко |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
н |
5 |
Маша Савченко |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
н |
6 |
Мадина Жуматова |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
20 |
в |
7 |
Саша Тишкин |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
н |
8 |
Вова Мацук |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
н |