Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, курсовая работа
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в
нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются
системы образования, осуществления обучения и воспитания школьников.
Решающая роль в подготовке подрастающего поколения к жизни
принадлежит школьному учителю. Сегодня общество выдвигает
принципиально новые требования к личности и деятельности педагога,
требует сформированности его профессионального мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1 Особенности профессионально-педагогической деятельности
1.1.Сущность понятия « профессионализм»……………………………….7
1.2. Личностные и профессиональные качества педагога………………...10
1.3. Творчество в педагогической деятельности…………………………..16
1.4. Профессиональное развитие и саморазвитие…………………………23
1.5. Роль общения в педагогической деятельности…………………………27
ГЛАВА2 Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Выявление уровня сформированности профессиональных качеств педагога………………………………………………………………………29
2.2. Развитие коммуникативных способностей по средствам тренинговых упражнений…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
В реальной жизни и деятельности педагога рассмотренные направленности личности обусловливают меру социального и профессионального соответствия педагога разворачивающимся инновационным образовательным процессам.
Качества, характеризующие личностную направленность педагога, являются предпосылкой и выражением его авторитетности. Авторитет педагога, как и авторитет представителя любой другой профессии, завоёвывается упорным трудом. Именно завоёвывается, поскольку авторитет – это совокупность достоинств. Дело в том, что не сами по себе достоинства обеспечивают авторитет педагога, а их особое сочетание и особая мера. Если в рамках других профессий привычно звучит выражение « научный авторитет», « призванный авторитет в своей области» и т.п., то у педагога может быть только авторитет личности.
В современной большой энциклопедии по педагогике профессионально важные качества и качества идеального учителя представлены в такой формулировке:
Профессионально важные качества – любые качества субъекта, включённые в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества труда и надёжности.
Качества идеального учителя - Т.И. Гончарова сформулировала К.И.У. и выделила следующие:
Вывод: Высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям; потребность и способность отдать им своё сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно – педагогического мышления, готовность к созданию новых решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность, педагогический такт, справедливость, обладание светлого, высоко ума, умудрённостью внутренним опытом, своеобразным, самобытным, неповторимым и оригинальным умом – личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать педагог.
1.3.Творчество в
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере творческой изобретательностью. Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность учителя зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой – от его профессиональных знаний.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [ Философский энциклопедический словарь. – М.,1983. – С. 670].
Творчество педагогическое – выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно – воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных пед.решений.[ Совр. пед. словарь].
В. П. Пархоменко считал, что творчество является могучим средством обучения, воспитания, развития, самопознания.
Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение( формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью и т.д. [Педагогика. Большая современная энциклопедия].В педагогике следует различать педагогическую деятельность и научное творчество, которое предполагает прежде всего открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик, позволяющих решать задачи современной школы, прогнозирование тенденций её развития и т.п. Творчество в практической деятельности учителя – воспитателя настолько разнообразно, что необходимо говорить о возможных аспектах его проявления, об уровнях творчества. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться: в нестандартных подходах в решении проблем; разработке новых методов, форм, приёмов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчёта, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть « веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия и т.д.
Разумеется, всё это не рядоположные, а взаимосвязанные, пересекающиеся проявления творчества. Высшим уровнем творчества в практической деятельности является создание принципиально новых систем обучения, воспитания, развития учащихся. Имея много общего с другими видами творчества, педагогическое творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и и с его результатом – растущей, становящейся личностью. Педагогическое творчество жёстко лимитировано, спрессовано во времени. Педагог не может ждать, пока его « осенит», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом занятии в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им заранее ситуация, возможно неожиданное затруднение.
«Тут требуется немедленный анализ и немедленное действие», - говорил А.С.Макаренко.
Будучи сжатым во времени, осуществляясь непрерывно и систематически, педагогическое творчество приносит плоды, вызревающие, как правило, далеко не сразу. Педагог сравнительно быстро получает лишь непосредственные, частичные, большей частью, только образовательные итоги своей деятельности (ЗУН), не всегда может сопоставить замысел с его последствием. Поскольку пед. творчество слито с учебно – воспитательным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. Негативные допустимы лишь в мыслимых пробах и прикидках, а также способы проверки гипотез, как доказательство от противного, доведение до абсурда, противопоказаны практической деятельности педагога. Особенностью п.т. является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего пед. коллектива и каждого учащегося. Один из основных партнёров педагога по творчеству – учащийся поразительно сложен, динамичен, неповторим. Действенное сегодня п.ср – во завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну, творческая задача воспринимается уже как стереотипная. Чем лучше поставлено обучение, тем быстрее растёт учащийся как личность. Вот почему необходимо постоянное развитие всех элементов пед. системы: целей, содержания, средств, методов, форм. И, наконец, ещё одной отличительной чертой п.т. является то, что значительная его часть осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и учащихся творческое воодушевление. Специфичен не только предмет п.т. – развивающийся человек, формирующаяся личность, но и его « инструмент» - личность педагога – творца ( как отмечают исследователи психологии творчества, только в актёрской и педагогической профессии мы встречаемся с этим уникальным совпадением личности и инструмента творчества), а также сам процесс, представляющий взаимотворчество партнёров, и, наконец, результат – знания, умения, способности, чувства, идеалы, становящиеся достоянием учащихся и продвигающие его как личность на этап развития. По своему объективному смыслу и значению п.т.можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования и соответственно вести речь о трёх уровнях п.т.
Наиболее масштабные и новаторские педагогические решения – это открытия, ибо они позволяют увидеть новые возможности, так и включённого в неё человека. Открытия связаны с выдвижением новых пед. идей и их воплощением в конкретной системе учебно – воспитательной работы. Таковы, например, формы соединения обучения с трудом у Р.Оуэна, высоко оценочные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С.Макаренко, воспитательная система В.А.Сухомлинского.
Второй уровень п.т. связан с преобразованием, конструированием отдельных элементов пед. систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать пед. изобретениями.
Создание « свободных» отрядов, технология параллельного пед. воздействия, метода « взрыва» у А.С.Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытых мыслей у В.Ф.Шаталова, поурочный балл, введённый липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте С. Н. Лысенковой – всё это примеры пед. изобретений. И все эти открытия и изобретения к п.т.Наконец, третий уровень творчества педагога – это усовершенствования, т.е.чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, например, карточки « светофор», с конкретными учащимися сообщают учителю нач. классов В.Г. Ризиной о своём отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий( зелёный цвет – согласен, красный – не согласен, жёлтый – хочу выразить или добавить, голубой – задание выполнено и т.д.). У некоторых учителей цвет на конвертах с заданиями сигнализирует и их трудности: красная полоса – трудное, зелёная – средней трудности, синяя – относительно нетрудное. Этот рационализаторский уровень п.т. – результат и проявление пед. мастерства учителя. В повседневной деятельности педагога открытия происходят довольно редко и носят, как правило, субъективный характер ( это как бы « переоткрытия», « открытия для себя»), чаще же встречаются изобретения и усовершенствования (В.И.Загвязинский).
Педагогическое
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог – новатор, создаёт свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога
формируется на основе двух компонентов:
пе6дагогического
Педагогу приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Решая эти задачи, педагог, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует педагогическую ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи.
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально – ориентированной деятельности будущих педагогов.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя её к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Уровни педагогического творчес
Информация о работе Особенности профессионально-педагогической деятельности