Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Никакая отдельная способность не может  быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью[6].     

Как и отдельные способности, одаренность  может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным  видам деятельности).     

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.    

Качественное  своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.     

Таким образом, благодаря качественному  своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.    

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества[12].    

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.    

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно  реализуемых знаний, проявляющихся  через функционирование стратегий планирования и решения проблем.    

В целом же можно представить одаренность  как систему, включающие следующие  компоненты:

    - биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

- сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

- интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

- эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

- высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [2].    

А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей, выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:     

доминирующую  роль познавательной мотивации;     

исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;    

возможности достижения оригинальных решений;    

возможности прогнозирования и предвосхищения;     

способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки [7].    

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально  важным отметить, что одаренность, талантливость  необходимо связывать с особенностями  собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

- склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

- эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п.;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [8].    

Несколько по-другому, более интегрально можно  представить проявление одаренности  через:

- доминирование интересов и мотивов;

- эмоциональную погруженность в деятельность;

- волю к решению к успеху;

- общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

- понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

- бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

- стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

- многовариантность решений;

- быстроту решений, оценок, прогнозов;

- искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).    

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

- сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

- проявление творчества;

- проявление интеллекта;

- динамика деятельности;

- уровни достижений;

- эмоциональная окраска.    

По  каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.     

Выделим основные типы творческой деятельности:

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный).     

Проявление  творческого поиска можно представить  по следующим признакам:

- реконструктивное творчество;

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.    

Проявление  интеллекта представляется возможным  фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановке задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.    

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.    

Уровни  достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

- желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

- достичь результата высшего класса;

- реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.    

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

- вдохновенный (иногда эйфорический);

- уверенный;

- сомневающийся.    

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно

описывает различные  типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности [8].    

Потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.    

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.     

Материализация  продуктов чувствительности состоит  из трех видов способностей:

- способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот процесс);

- способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то. );

- способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами) [8].

  Способность отражения и психомоторику человек  научился усилять многократно с  помощью огромного множества  приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.     

Таким образом, назрела необходимость  поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.    

Человеческая  психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи” [11].    

Воображение - это не способность фантазировать  без цели, а интуитивная способность  видеть сущность параметров - их природную  логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ  неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.     

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства