Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одаренности. Разработана концепция творческой одаренности (А.М. Матюшкин), в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одаренности (А.М. Матюшкин) проводятся исследования по изучению развития способностей и одаренности в школьном возрасте и в дошкольном детстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего
школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие способностей, одаренность………………………………………..5
1.2 Способности и одаренность в младшем школьном возрасте…………….13
1.3 Особенности обучения одаренных детей………………………………….15
ГЛАВА 2. Средства и приемы организации работы
с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства
2.1 Определение исходного уровня одаренности детей младшего
школьного возраста……………………………………………………….19
2.2 Модель работы с одаренными детьми……………………………………..21
2.3 Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах……………………………………………………………………...…….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

4. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

5. Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям

6. Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

7. Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.

8.Научить детей прослеживать межпредметные связи. 

 

 

  В своей работе на уроке учитель должен использовать:

Объяснительно-иллюстративный метод, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Важным условием развития художественного творчества школьников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др [3].

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание школьников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

 

2.3. Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах.

 

Программа по изобразительному искусству — педагогическая модель

развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) школьников младших классов в  условиях художественной школы, (кружок в общеобразовательной школе) на основе цветовосприятия. Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно-воспитательных задач.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Данная программа предлагает путь постижения языка цвета начиная с младшего школьного возраста.

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству (В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.). Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей младшего школьного возраста.

Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей, обучающихся в художественной школе.

Предложенная программа направлена на достижение следующей цели:

Развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия; 
Задачи: 
1.Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение; 
2.Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции; 
3.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; 
4.Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности; 
5.Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения; 
6.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; 
7.Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение, творческое мышление.

Программа рассчитана на работу с детьми 6-10 лет на 3 года обучения и состоит из следующих этапов: 
1. Погружение (ознакомительный, обучающий) – 1-й год обучения 6-7 лет; 
2. Развитие (закрепление и расширение знаний, умений и навыков) – 2-й год обучения 7- 8 лет; 
3. Исследовательский (творческое экспериментирование с художественными технологиями) – 8-10 лет.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Занятия проводятся два часа в неделю, 68 часов в год.

Возраст детей при поступлении 6-7 лет.

Форма занятий с детьми – групповая. В группе по 10 - 15 человек.

В группу первого года принимаются все поступающие. Специального Уровень подготовленности обучающихся не имеет значения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее).

По окончании первого года обучающиеся должны знать: 
1. основные способы смешения цветов; 
2. работа с  тёплыми и холодными цветами; 
3. знать, что такое насыщенность, светлота, яркость;

Обучаемые должны научится: 
1. правильно определять и изображать цвет; 
2. чувствовать и определять холодные и теплые цвета; 
3. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета; 
4. передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; 
5. правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. 
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года.

Обучаемые второго года по основам цветоведения должны получить более глубокие сведения об оттенках цвета, о светлых и тёмных красках, о характере цвета; – об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, о правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.

Должны знать: 
1. простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков; 
2. начальные сведения о средствах выразительности рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.); – деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); 
3. изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года обучаемые 2-го класса должны уметь: 
1. чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов; 
2. использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; 
3. стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму, основные пропорции, общее строение и уметь изменять цвет предметов в зависимости от освещения; 
4. правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, менять направления мазков согласно форме.

Третий год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже два года. Занятия проходят в том же режиме – 2 часа в неделю. На третьем году обучения ребёнок исследует форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. 
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.  
В течение учебного года обучаемые 3-го класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: свойства разных художественных материалов.

По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:

Знать: 
1. Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусства; разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы; 
2. Виды и жанры произведений изобразительного искусства. 
3. Свойства художественных материалов. 
4. Основные законы композиции.

Уметь: 
1. работать в определённой цветовой гамме; 
2. добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы; 
3. передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной перспективы; 
4. сознательно выбирать средства выражения своего замысла; 
5. решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом; 
6. решать творческие задачи на уровне импровизаций; 
7. создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Образовательный процесс включает в себя различные инновационные методы обучения, нестандартные уроки:

Методы: 
1. погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть); 
2. постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства); 
3. сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт); 
4. наглядный (учитель поэтапно демонстрирует приёмы работы); 
5. репродуктивный (воспроизводящий); 
6. иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); 
7. проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); 
8. эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства