Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа
В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.
Введение…………………………………………………………………3Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9
1.2. Деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения…………………………………………………………………… 11
1.3. Диагностика социальной компетентности:
основные методики………………………………………………………………………………….. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы……….. 18
2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………….. 28
Приложения………………………………………………………...… 31
Титульный лист
Особенности становления социальной компетентности учащихся в условиях образовательных учреждений
(на примере МБОУ № 106 города Барнаула Алтайского края, КГУСО Краевой социальный приют для детей и подростков «Забота» и филиала «Планета» КГУСО «ТЦСПСиД» г. Барнаула)
Содержание
Введение………………………………………………………… 1.1. Социальная компетентность: сущность понятия, особенности становления у детей и подростков………………………………………… 9 1.2. Деятельность социального педагога
общеобразовательного учреждения…………………………………………………… 1.3. Диагностика социальной компетентности: основные методики………………………………………………………… Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности социальной компетентности в условиях образовательных учреждений. 2.1. Организация опытно- 2.3. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня социальной компетентности у детей………………………………….. 22 Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………. Приложения…………………………………………………… |
|
Введение
В современной России проблема социального благополучия детей стоит очень остро. Значительная часть семей не способна создавать условия для нормального развития, гармоничного воспитания ребёнка, а так же не выполняет функции социализации и первичного социального контроля [1, с.3]. Причин этому огромное множество, одна из них, рост числа неблагополучных или дисфункциональных семей, в которых удовлетворение потребностей её членов оказывается нарушенным, что негативно сказывается на воспитательной, социализирующей, эмоционально-терапевтической, материально - бытовой и других сферах её жизнедеятельности [1, с 37].
Известно, что институт семьи реагирует на социальные условия, в которых ему приходится функционировать, отражая, в том числе, и кризисные явления, происходящие в области, политики, идеологии, экономики, культуры. В настоящий момент институт семьи в России переживает системный кризис и это неизбежно сказывается на социальном, психологическом и духовно-нравственном развитии общества. Когда один из социальных институтов перестаёт полноценно выполнять свои функции, это влечёт за собой нарастание социальных проблем. В настоящее время в российском обществе наблюдается падение общего уровня нравственного здоровья, что напрямую связанно с обесцениванием семейного образа жизни. К деструктивным тенденциям так же можно отнести высокий уровень внутрисемейных конфликтов, увеличение количества неполных семей, широкое распространение детской безнадзорности, социального сиротства, домашнего насилия, рост числа детей и подростков, склонных к различным формам дивиантного поведения [1, с. 42].
Эти тенденции очень опасны для подрастающего поколения, так как ребенок, прежде всего, принимает за основную модель поведения принятую в семье, в которой он воспитывается, и впоследствии начинают вести себя аналогично поведению своих родителей. Для того, чтобы ребёнок или подросток не перенимал негативный опыт своей семьи, умел нормально развиваться в обществе необходимо руководство со стороны взрослого.
Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации на современном этапе является улучшение положения детей. Дети, как наиболее уязвимая часть социума требуют особого внимания со стороны государства.
В условиях системного кризиса семьи возрастает роль образовательных учреждений и субъектов социальной защиты разного уровня, которые призваны обеспечивать сохранение прав несовершеннолетних, всестороннюю поддержку их психологического и социального развития, оказывать помощь в кризисных ситуациях.
Одним из важнейших направлений в современной педагогике является формирование социальной компетентности учащихся. Социальные педагоги образовательных учреждений помогают детям и подросткам в становлении социальной компетентности последних.
Противоречие заключается между необходимостью систематической работы направленной на формирование социальной компетентности у детей, воспитывающихся в разных условиях и недостаточностью внимания к проблеме в процессе социально-педагогической деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день в современном обществе резко возросло число детей растущих в неблагополучных семьях или же оставшихся без попечения родителей, уровень социальной компетентности которых не соответствует их возрасту.
Цель: выявить основные особенности становления социальной компетентности детей в условиях образовательных учреждений.
Объект исследования: становление социальной компетентности детей и подростков.
Предмет исследования: особенности становления социальной компетентности у детей и подростков в условиях образовательных учреждений.
Исходя из объекта, предмета и цели были поставлены следующие задачи:
3. Определить основные этапы процесса становления социальной компетентности у детей и подростков;
4. Проанализировать социально-педагогическую деятельность образовательного учреждения в процессе становления социальной компетентности учащихся.
6. Провести диагностику уровня социальной компетентности у детей и подростков, находящихся в разных социально-педагогических условиях.
Гипотеза исследования. Процесс становления социальной компетентности у детей и подростков, находящихся в различных социальных условиях будет эффективен, если:
- если социальный педагог
владеет знаниями о важности
формирования социальной
- если социальный педагог использует различные методики для выявления уровня социальной компетентности у детей и подростков;
- если социальный педагог строит работу, направленную на повышение уровня социальной компетентности в соответствии с результатами диагностики;
- если дети принимающие участие в диагностировании уровня социальной компетентности принимают активное участие в тестировании.
Изученность темы данного исследования необходимо рассматривать с различных позиций, таких как: общенаучная, социально-педагогическая.
Разработкой методологии педагогических исследований занимались такие учёные как: Ю.К. Бабанкский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.И. Матис и др. Разработкой различных подходов к проблеме занимались Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Д.А. Иванов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.С. Ильин, В.А. Краковский, Л.И. Новикова,.К. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.
На социально-педагогическом уровне проблемой исследования социальной компетентности и её становления и формирования, изучением условий влияющих на её становление и формирование, разработкой технологии формирования социальной компетентности у детей и подростков занимались и продолжают заниматься такие отечественные и зарубежные педагоги как: Л. М. Иванов, Н.В. Калинина, Е.В. Конева, М.И. Лукьянова, Г.И. Марасанов, М.С. Пономарёв, А.М. Прихожан [20], М.И. Рожков, Н.А. Рототаева, Т.И. Самсонова, В. Слот, Х. Спаниярд, Н.Н. Толстых и др. Идеи социально-педагогической поддержки человека в процессе социализации рассмотрены в трудах А.В. Быкова, М.А. Галагузовой [9, 25], И.Ф. Дементьевой, Л.Я. Олифиренко, Л.Н. Гиенко, П.А. Шептенко [29], Т.И. Шульга и др. Общетеоретические подходы к изучению роли среды в социализации личности были разработаны и рассмотрены в трудах таких специалистов как: С.А. Беличева, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, А.В. Мудрик [15], Р.В. Овчарова [17], В.А. Сластёнин, П.А. Шептенко [29], Е.Ф. Широкова и др.
Методы исследования: в исследовании применён комплекс общенаучных методов, таких как: теоретические и экспериментальные методы исследования.
Теоретические методы исследования включают анализ научной литературы по теме исследования, изучение базы нормативных документов, программ.
Экспериментальные методы: педагогический эксперимент, выявление уровня социальной компетентности при помощи специально разработанных методик «Методики изучения социализированности личности» М. И. Рожкова (Приложение 1), «Шкале социальной компетентности» автор А.М. Прихожан и «Диагностика компетентности учащихся» разработанная педагогом-психологом гимназии № 4 города Брянска Г.М. Беспаловой (Приложение 2).
Методологическую основу исследования составляют труды таких современных теоретиков и практиков в области социальной педагогики, как: Ю. В. Василькова, М.А. Галагузова, М.Ф. Глухова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Н.И. Никитина, Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, М. И. Рожков, В.А. Сластёнин, Е.И. Холостова [5, 6, 18, 9, 14, 15, 16,17,20]..
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, практический – проведение диагностики уровня сформированности социальной компетентности у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, воспитывающихся в условиях социального приюта и посещающих «Центр помощи семье и детям».
Научная новизна исследования:
- выявлены основные особенности становления социальной компетентности у детей и подростков, находящихся в различных социальных условиях;
- определена роль диагностики
уровня социальной
Теоретическая значимость исследования заключены в том, что в нем обоснована необходимостью формирования социальной компетентности у современных детей и подростков, находящихся в различных социальных условиях.
Практическая значимость: исследования заключается в разработке проекта «Мой Барнаул», который реализуется в учебно-воспитательном процессе МДОУ «Детский сад № 53» г. Барнаула.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, заключения и списка использованных в работе источников.
Первая глава раскрывает сущность понятия, социальная компетентность, выявлены роль и основные социально-педагогические условия и технологии необходимые для эффективного формирования социальной компетентности. Сделан акцент на важность такого этапа формирования социальной компетентности, как диагностика выявления её уровня, как основного этапа социально-педагогической деятельности направленной на формирование социальной компетентности детей и подростков.
Во второй главе приведены результаты диагностики уровня социальной компетентности на примере различных учреждений таких как: общеобразовательная школа, социальный приют и территориальный центр помощи семье и детям.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.
В приложениях приведены методики и шкалы для изучения уровня сформированности социальной компетентности у детей и подростков.
Глава 1. Теоретические основы становления социальной компетентности детей и подростков в условиях образовательного учреждения
Социальная компетентность – это индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять единственно верное решение в разных жизненных ситуациях.
Социальная компетентность, представлена множеством социальных компетенций. В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек осведомлен, обладает познаниями и опытом и, соответственно, выполняет некоторые действия.
Социальная компетентность в условиях социальных перемен занимает важное место среди факторов успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах. Социальной компетентностью является постоянная выработка обновленных сценариев, поведения, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Социальная компетентность понимается как система знаний о социальной действительности и собственной личности, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру.
Иными словами под социальной компетентностью понимается способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственные отношения к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и развитии социальных институтов [5, с. 90].
Основные функции компетентности - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психологическую компетентность (ориентация в межличностных отношениях), эго компетентность (знание себя) и собственно социальную компетентность, в том числе операциональную текущую компетентность.