Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

особенноти формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

III. Формирование устойчивого  толерантного поведения, а также  самостоятельное оценивание ребенком  собственных действий и поступков.  Обращенность на самого себя. Детям можно предложить вспомнить,  когда и в какой ситуации  они поступали правильно, неправильно.  Обсудить с ними - почему это  происходило и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость. Этот этап самый сложный и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. Методы: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.

Нам представляется, что  воспитание толерантности настолько  длительный процесс, что не может  быть ограничен рамками дошкольного  возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.

Работу по воспитанию толерантности  педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в  их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в  нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное  «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это  сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы  каждый их них научился уважать и ценить себя.

В работе с детьми допустимо  использование только ненасильственного  управления и изменение методов  и приемов воспитания. Необходим  делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для  себя.

При отборе методов и приемов  воспитания важно помнить следующее:

-   никогда не наказывать детей, если можно обойтись и без наказания;

-   не сравнивать друг с другом;

-   не выставлять на позор;

-   не укорять;

-   не жаловаться на них родителям (при детях);

-   не надзирать за ними;

-   не оскорблять;

-   не приказывать, не требовать жестко;

-   обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;

-   хвалить от души;

-   верить в каждого ребенка (педагогический оптимизм);

-   договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

-   прощать искренне.

Изучив выше представленный материал, мы можем сделать вывод, что цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее нелегкое время  потребность в проявлении толерантности  по отношению к другим людям приобретает  всё большую актуальность. В философии  существует несколько подходов к  понятию «толерантность». Наиболее близкий нам – понимание толерантности  как уважение чужой позиции в  сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса  в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность  означает уважение, принятие и правильного  понимания богатого разнообразия культур  нашего мира, наших форм самовыражения  и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности  – признание права на отличие.

Ответственность на внедрение  в общество идей и принципов толерантности  лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности  – процесс очень длительный и  начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно  было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие  личностные новообразования как  произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как  образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается  огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение  и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности  в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами  и обязанностями людей, используя  для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации  прав человека», и используя также  ведущую деятельность – игру и  продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели  побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок  уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает  его. Здесь от взрослого будет  требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку  сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии  своих действий.

Итак, выделенные нами задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру  понятия «толерантность», проанализировав  философскую и психолого-педагогическую литературу.

Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.

Наметили содержание и  средства формирования толерантности  в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности  у детей старшего дошкольного  возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова З.В. Планета толерантности /Методические разработки //Сборник по материалам Всероссийского образовательного форума «Селигер -2009». М., 2010. – С. 97-115.
  2. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001.-С. 35-36.
  3. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности / «Мемориал»: вестник Ленинградского общества. М., 2001, - № 24. - С. 134-140.
  4. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л.Г. Асмолова. М., 2000. - С. 149-152.
  5. Бардиер Г.JI. Социальная психология толерантности. СПб.: СПбГУ, 2005. - 120с.
  6. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М.: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2003. - 240с. 
    .до 32
  7. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.
  8. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить отолерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. -С. 10.
  9. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. –№33. -С. 29; №34. -С. 24.
  10. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. –№40. -С. 7.
  11. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6.
  12. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6.
  13. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
  14. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. – 1997. – № 11.
  15. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2. -С. 104.
  16. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
  17. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

 

Приложение 1

Диагностика «Я и  мир вокруг меня»

  1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
  2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
  3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
  4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? Кто в твоей семье главный?
  5. Как нужно себя вести в детском саду, в общественных местах, среди сверстников?
  6. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь, это злой, жестокий человек?
  7. Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?
  8. К вам в группу пришел новый ребёнок, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
  9. Где живут русские (белорусы, поляки, англичане, американцы и т.д.)?
  10. Чем славится наш город, Россия?
  11. Какая страна самая холодная (жаркая)?
  12. Как ты думаешь, во что любят играть дети в Америке?
  13. Как выглядит одежда людей, живущих в жаркой (холодной) стране?
  14. Как ты будешь встречать гостя из другой страны?
  15. Что такое мир? Что такое война?
  16. Что нужно делать, чтобы на нашей планете был мир?

 

 

Приложение 2

Анкета для  родителей

  1. Определите, каково отношение Вашего ребенка к членам семьи:
  1. Заинтересован в общении со всеми членами семьи одинаково
  1. Предпочитает общение с некоторыми членами семьи
  2. Относится ко всем избирательно
  3. Относится равнодушно
  4. Свой вариант_________________________________________________
  1. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:
  1. Оказывает помощь самостоятельно
  2. Всегда охотно помогает
  3. Помогает только по просьбе
  4. Неохотно помогает
  5. Помощь носит формальный характер
  6. Отказывается помочь
  7. Игнорирует просьбу о помощи
  8. Свой вариант _________________________________________________
  1. Определите, как реагирует Ваш ребенок на изменение Вашего настроения:
  1. Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т.д.)
  2. Самостоятельно замечает малейшие изменения в Вашем настроении, чутко реагирует
  3. Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры, общения)
  4. Замечает и реагирует на изменение моего настроения, когда я сама об этом говорю
  5. Всегда замечает изменение моего настроения
  6. Редко обращает внимание на мое настроение. Не реагирует
  7. Никогда не замечает изменение моего настроения
  8. Игнорирует изменение моего настроения
  9. Свой вариант ________________________________________________
  1. Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к другим:
  1. Всегда
  2. Часто
  3. Время от времени (при обращении внимания)
  4. Редко
  5. Забота носит избирательный характер
  6. Никогда
  7. Свой вариант ________________________________________________
  1. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:
  1. Радуется, огорчается вместе со всеми
  2. Иногда завидует успеху других, радуется неудаче
  3. Проявляет равнодушие, игнорирует
  4. Свой вариант_________________________________________________
  1. Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению к другим людям, можно сказать, что:
  1. Поведение изменилось в лучшую сторону
  2. Ребенок стал более внимательным, участливым
  3. Ребенок стал более эмоциональным
  4. Поведение ребенка существенно не изменилось
  5. Поведение по отношению к другим ухудшилось
  6. Свой вариант_________________________________________________

Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста