Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы;
Рассмотреть возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте;
Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
8
1.1.Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте
8
1.2. Формирование толерантности как педагогическая проблема
13
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
16
2.1. Специфика старшего дошкольного возраста
16
2.2. Организация педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию толерантности
21
2.3. Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
III. Формирование устойчивого
толерантного поведения, а
Ни один из этапов по воспитанию толерантности нельзя считать замкнутым, полностью освоенным.
Нам представляется, что воспитание толерантности настолько длительный процесс, что не может быть ограничен рамками дошкольного возраста. В данный возрастной период необходимо начинать воспитание толерантности, но окончание этого процесса зависит от очень многих факторов.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями.
То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:
- никогда не наказывать детей, если можно обойтись и без наказания;
- не сравнивать друг с другом;
- не выставлять на позор;
- не укорять;
- не жаловаться на них родителям (при детях);
- не надзирать за ними;
- не оскорблять;
- не приказывать, не требовать жестко;
- обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;
- хвалить от души;
- верить в каждого ребенка (педагогический оптимизм);
- договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
- прощать искренне.
Изучив выше представленный материал, мы можем сделать вывод, что цели воспитания должны быть значимы для человека и в детстве, и в будущем. Надо отнести к целям воспитания каждого конкретного человека его собственные проблемы развития, которые волнуют его самого и не могут не волновать окружающих его людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее нелегкое время
потребность в проявлении толерантности
по отношению к другим людям приобретает
всё большую актуальность. В философии
существует несколько подходов к
понятию «толерантность». Наиболее
близкий нам – понимание
В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Основа толерантности – признание права на отличие.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.
Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как
образец, поэтому в формировании
толерантности на него возлагается
огромная ответственность. Необходимо,
чтобы сами взрослые личным примером
показывали толерантное отношение
и проявляли его в поведении.
Целенаправленное вовлечение воспитателей
и родителей в процесс
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность – игру и продуктивные виды деятельности.
На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.
И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.
Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
Итак, выделенные нами задачи
исследования в ходе работы были решены.
Мы уточнили сущность и структуру
понятия «толерантность», проанализировав
философскую и психолого-
Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.
Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Диагностика «Я и мир вокруг меня»
Приложение 2
Анкета для родителей
Информация о работе Особенности формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста