Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный
университет имени М.А. Шолохова»
Егорьевский филиал
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ЛОГОПЕДИИ
Особенности формирования фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Выпускная квалификационная работа
Выполнила:
студентка 6 курса заочного отделения специальности 050715.65
«Логопедия»
Усикова Ирина Михайловна.
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент
Артемова Ева Эдуардовна.
Оглавление
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Характеристика речевых
процессов у детей с ФФН дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.1. Развитие фонематической
стороны в онтогенез………………..…….
1.2.Характеристика
нарушений звуковой культуры
речи и фонематического восприятия
у дошкольников с фонетико-
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное
исследование формирования фонематических
процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием и с нормальным речевым
развитием.....................
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование
уровня развития
2.3. Анализ
результатов исследования………………
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация
и содержание коррекционно-
3.2.Методы и
приёмы развития
3.3.Анализ результатов
контрольного этапа
Выводы по 3 главе………………………………………………….……...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Актуальность исследования. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Кроме того, известно, что дети с ФФН представляют наиболее распространенную группу риска по дисграфии и дислексии при обучении в школе, т.к. между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки.
У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. У детей с ФФН основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Они обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который им обеспечивает понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока речи на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Они не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова.
Так, анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороны языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как, правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слов. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
У детей с ФФН, как показали специальные исследования, фонематическое восприятие необходимо последовательно развивать, используя логопедические приемы в определенной системе, предполагающей сочетание коррекции произношения и формирования широкой ориентировки детей в языковой действительности. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного
возраста с ФФН включает коррекцию речевого
дефекта и подготовку к полноценному обучению
грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,
Итак, фонетико-фонематическое недоразвитие является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития.
В силу ряда причин проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, нуждающихся в коррекционной помощи является актуальной, так как недостаточно глубоко изучена, и количество детей с этим речевым нарушением увеличивается.
Таким образом, актуальность выбранной проблемы определяется особенностью формирования всей фонематической системы ребенка, а в дальнейшем и процессом овладения устной и письменной речью включая развитие фонематического восприятия.
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Формирование комплекса коррекционных мероприятий происходит под влиянием включения языковой способности в коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи:
1. Определить научно-
2. Выявить особенности фонетико-
4. Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН;
6. Провести сопоставительный
База исследования: муниципальное дошкольное учреждение д/с комбинированного вида №113 «Рябинка» г. Москвы. Были исследованы 10 дошкольников старшей группы с ФФН и 10 дошкольников старшей группы не имеющих речевых патологий (контрольная группа).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
- количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов при определении средних величин.
Теоретическая значимость.
Теоретически обоснована, разработана и апробирована дифференцированная методика определения и формирования фонематических процессов у детей с ФФН и с нормальным речевым развитием с учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и индивидуальных возможностей детей.
В исследовании дана характеристика состояния особенности развития речевой стороны дошкольников с ФФН. Доказана эффективность применения методической системы приёмов с использованием коррекционных мероприятий, реализуемой в логопедической работе с детьми с ФФНР для усвоения правильного звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны.
Практическая значимость работы состоит в том, чтобы экспериментально получить данные, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия при изучении особенностей формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Результаты данного исследования могут быть использованы в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в практике работы общеобразовательных и специализированных учебных заведений в процессе взаимодействия родителей и специалистов ДОУ, в системе повышения квалификации работников образования, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.
Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:
В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языко-глоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре.
Центральное звено речедвигательного анализатора — теменной отдел коры головного мозга, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата в момент речи, и лобный отдел, или центр Брока, который программирует и осуществляет контроль за выполнением движений. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков.
Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично ее анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние) [55, с. 21].