Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82
Анализ документации:
Логопедическая карта обследования ребенка с ФФН. Стертая дизартрия
Протокол №1
Фамилия, имя ребенка Бобриков К.Н..
Дата рождения 13.04.2005
Краткие анамнестические данные Отягощенная наследственность (наличие хронических заболеваний у матери). Преждевременные роды. Асфиксия (белая). Отклонения в показателях веса и роста. Искусственное вскармливание.
Неврологическая симптоматика тяжелые соматические и инфекционные заболеваний, заболеваний нервной системы, судорожная готовность.
Когда ребенок начал говорить в 3,2 месяца.
Особенности строения речевого аппарата: лицо амимично, рот полуоткрыт, губы растянуты. Объем движений языка, губ недостаточен, движения неточные, не доводятся до конца, быстро истощаются.
Состояние общего слуха: в норме.
Состояние фонематического слуха: не достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.
Общее звучание речи (просодическая сторона): Интонационный акпект высказывания недоступен, не удаются эмоциональные, волевые и логические интонации.
Голос: Голос при крике звонкий, громкий, слегка зажатый, сдавленный. При речи голос слабый, быстро истощающийся, захлебывающийся.
Дыхание: Неречевое дыхание глубокое, выдох достаточной продолжительности. При речи вдох короткий и поверхностный, выдох слабый, прерывистый. Наблюдается постоянный добор воздуха (на каждом слове), гиперкинезы во время речи, что резко снижает ее внятность.
Выразительность речи: речь невыразительная, неразборчивая, нечеткая.
Темп: медленный.
Тембр: глухой, монотонный, сдавленный, назализованный,
тремолирующий, к концу фонации его громкость
и звонкость резко падают, говорит на вдохе.
Ритм: неправильное
употребление пауз в речевом потоке
Дикция: нечеткая
Произношение
звуков: множество искажений, замена и отсутствие
звуков.
Артикуляция гласных и согласных смазанная,
нечеткая, хотя по подражанию произносит
все гласные, шипящие и свистящие звуки.
Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность носогубных складок, одной или двух):
Голос: гнусавый, тихий
Язык: тремор кончика языка при повторных движениях
Твердое небо: нормальное, плоское, готическое, куполообразное, наличие расщелины неба
Мягкое небо: активное паретичное (отклонение маленького язычка в здоровую сторону), расщелина.
Губы нормальные
Зубы мелкие
Прикус открытый передний
Диагноз: ФФН. Стертая дизартрия
Дата обследования: 18.09.2009.
Логопедическая карта обследования ребенка с ФФН. Дислалия
Протокол №2
Фамилия, имя ребенка Ткаченко О.М..
Дата рождения 11.02.2005
Краткие анамнестические данные: Беременность наступила раньше, чем через год после предыдущей. Легкий токсикоз во время беременности. Первый крик ребенка после похлопывания. Рост и вес соответствовали норме, смешанное вскармливание.
Неврологическая симптоматика протекание соматических и инфекционных заболеваний в ранний период без осложнений, отсутствие серьезных заболеваний нервной системы.
Когда ребенок начал говорить в 2,8 месяца.
Особенности строения речевого аппарата: Объем движений языка, губ недостаточен.
Состояние общего слуха: в норме.
Состояние фонематического слуха: не достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.
Общее звучание речи (просодическая сторона): Интонационный акпект высказывания доступен слабо.
Голос: Голос слабый, быстро истощающийся.
Дыхание: При речи вдох короткий и поверхностный, выдох слабый, прерывистый. Во время речи наблюдается некоторая невнятность.
Выразительность речи: речь невыразительная, неразборчивая, нечеткая
Темп: средний
Ритм: неправильное употребление пауз в речевом потоке
Дикция: нечеткая
Произношение
звуков: множество искажений, замена и отсутствие
звуков.
Артикуляция смазанная, нечеткая.
Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры (сглаженность одной носогубной складки:
зажмуривает глаза
ослабление небного века
Голос: неразборчивый, тихий
Язык: неравномерность работы мышц.
Твердое небо: готическое
Мягкое небо: отклонение маленького язычка в здоровую сторону
Губы тонкие
Зубы редкие, отсутствие некоторых.
Прикус открытый боковой
Диагноз: ФФН. Дислалия
Дата обследования: 14.09.2008
Логопедическая карта обследования ребенка с нормальным речевым развитием
Протокол №3
Фамилия, имя ребенка Петров А.В.
Дата рождения 28.11.2004
Краткие анамнестические данные Наследственность не отягощена, беременность первая, протекание беременности нормальное, рост и вес соответствовали норме, грудное вскармливание
Неврологическая симптоматика отсутствие соматических заболеваний, заболеваний нервной системы, ушибов, травм головного мозга
Когда ребенок начал говорить в 2,2 месяца
Особенности строения речевого аппарата: лицо мимично, достаточно развит объем движений языка, губ, движения точные.
Состояние общего слуха: в норме.
Состояние фонематического слуха: достаточно сформирован звуковой анализ и фонематическое восприятие.
Общее звучание речи (просодическая сторона): удается производить эмоциональные, волевые и логические интонации.
Голос: при крике звонкий, при речи сильный, умеренный.
Дыхание: глубокое, синхронное.
Выразительность речи: речь выразительная, доступны различные интонации.
Темп: средний
Ритм: правильное употребление пауз в речевом потоке
Дикция: четкая.
Произношение звуков: норма.
Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры: без особых трудностей поднимает брови, поочередно зажмуривает глаз.
Голос: звонкий, умеренный, умение говорить шепотом.
Язык: равномерность работы мышц, способность к переключению и удержанию позы.
Твердое небо: нормальное.
Мягкое небо: нет расщелины
Губы тонкие
Зубы крупные
Прикус норма
Диагноз: речь в норме.
Приложение 2
Система коррекционной работы по развитию фонематических процессов