Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82
4 балла. У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования, оперирует обобщающими словами, правильно подбирает синонимы и антонимы (возможна самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи). Подбирает 2 – 3 определения к заданному слову.
3 балла. Ребенок делает только простые обобщения (одежда, фрукты) и затрудняется сделать более сложные (транспорт и т.д.). Не ко всем предъявленным словам подбирает синонимы и антонимы, либо подбирает их не всегда верно. Подбирает 1 – 2 определения к существительному. Детенышей животных называет по аналогии: лиса – лисята, корова – коровята… Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных и других новых слов.
2 балла. Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, при подборе антонимов допускает ошибки. Неверно образует новые слова.
1 балл. Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не может подобрать определение к существительному или подбирает его неверно. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3 – 4 образцов.
Четвертая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности грамматического строя речи детей.
Описание заданий.
Лексико-грамматические упражнения
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дополнение предложений нужным по смыслу словом (лексемой, словоформой). Для упражнения «Закончи фразу» могут быть использованы предложения типа:
а) «В лесу растут г... и я...»; «На клумбе выросли красивые ц...»; «Топором рубят д...»; «Молотком забивают гво...»; Зимой на улице хо..., а летом...»; «Миша и Петя любят петь... пе...»; «Девочка качается на ка...» и др. (вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку/слогу);
б) «Цветы растут на/в ...»; «Кошка спряталась за/в ...»; «Бабушка несет сумку е.»; «В саду растут...»; «Ребята пошли в лес... / на речку... (Зачем?); «Маша часто помогает маме...» (Что делать?) и т.д.
в) «Цветы стоят в... (в вазе)»; «Ваза с цветами стоит...(на столе)»; «Картина висит... (над столом)»; «Вчера дети ходили в...(в зоопарк)»; «Папа ходил в магазин «Одежда». Там он купил... (шарф, ботинки и шапку)»; «Девочка расчесывается. Она взяла... (зеркало и расческу)».
г) «Наступила осень. С деревьев падают... (листья). Небо закрыто низкими темными... (тучами). Часто идет... (дождь). Дует холодный сильный... (ветер). Ночи становятся... (длиннее), а дни... (короче). Выходя на улицу, люди одевают теплую... (одежду)» и т.п.
Упражнение на составление словосочетаний из двух данных слов. Речевой образец: «Стакан, молоко. Стакан чего? — Молока. Стакан молока». Составляемые словосочетания: стакан чая (кефира, сока); бутылка молока (воды,, сока); кусок сыра (торта, мыла) и т.д. Во второй части задания детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока»; «Саша выпил стакан сока» и др.
Упражнение на составление:
Образец:
«Куда можно повесить пальто?» — «Пальто можно повесить в/на...»
Предлагаемые вопросы:
«Куда можно положить книги?»;
«Куда кладут обувь?»;
«Кого можно увидеть в зоопарке?» и т.д.
Критерии оценки:
5 баллов. Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Самостоятельно и правильно конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме. По картинкам составляет сложные предложения с использованием союзов “потому что”, “так как”, “поэтому” и других. Правильно и точно может воспроизвести за логопедом предложение. Может найти и исправить грамматическую и смысловую ошибки в неверно составленном предложении. Правильно использует конструкции с предлогами, может вставить в предложение пропущенный предлог. Владеет как простыми, так и сложными формами словоизменения (изменение существительных по числам и падежам, согласование прилагательных с существительными, местоимений “мой”, “твой” с существительными, существительных с глаголами).
4 балла. Ребенок по картинкам составляет простые предложения. При повторении предложения может пропустить отдельные слова без искажения смысла и структуры предложения. Выявляет и исправляет допущенные грамматические и смысловые ошибки в предложениях, но с незначительными неточностями. Допускает 1 – 2 ошибки в сложных формах словоизменения, но исправляет сам себя.
3 балла. При составлении предложений из предъявленных слов ребенок правильно употребляет окончания, но нарушает порядок слов. По картинкам составляет очень короткие предложения с небольшой помощью взрослого (вопросы). При повторении предложения за логопедом пропускает отдельные слова и словосочетания. В неверно составленном предложении выявляет ошибку, но не может исправить ее. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм ребенок допускает более трех ошибок и исправляет их только после того, как логопед обратил его внимание на эти ошибки.
2 балла. При составлении предложений ребенок допускает ошибки грамматического характера, смысловые неточности. При повторении предложения за логопедом искажает смысл и структуру предложения, не заканчивает его. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими, не подходящими по смыслу и грамматически. При словоизменении ребенок начинает изменять слова только после изучения 3 – 4 примеров, допуская при этом ошибки.
1 балл. При составлении предложений по картинкам ребенок только перечисляет изображенные предметы. При составлении предложений из предъявленных слов наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не воспроизводит предложение за логопедом. Не замечает ошибок в неверно составленном предложении. Не может вставить пропущенный в предложении предлог, даже с помощью наводящего вопроса. При изменении слов ребенок не выполняет задание даже после предъявления 3 – 4 образцов, не может понять, что от него требуется.
Критерии оценки общего уровня развития фонематических процессов дошкольников:
20 – 25 баллов - высокий уровень развития фонематических процессов.
15 – 20 баллов – средний уровень развития фонематических процессов.
10 – 15 баллов – низкий уровень развития фонематических процессов.
6 – 10 баллов - очень низкий уровень развития фонематических процессов.
Результаты обследования детей с ФФН и с нормой были оформлены в таблице:
Таблица 2.1
Ф.И. ребенка
|
Баллы |
Общий балл | ||||
Речевая |
Произношение |
Фонематическое |
Лексика |
Грамматич. строй |
Уровень речевого | |
ФФН |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Коля Б. | ||||||
Оля Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Дима В. |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
14 |
Саша Р. |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Лена Н. |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
12 |
Боря И. |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
Инна Ш. |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
Нина Ч. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Алеша К. |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
13 |
Таня П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
12 |
Ср.значение |
2,7 |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
12,3 |
Норма |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
20 |
Алеша П. | ||||||
Катя Б. |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
21 |
Света Т. |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
18 |
Оля В. |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
23 |
Костя Р. |
3 |
5 |
3 |
5 |
2 |
18 |
Дима Н. |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
22 |
Саша И. |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
19 |
Юля Ш. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Женя Ч. |
5 |
5 |
4 |
5 |
3 |
22 |
Лена К. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
22 |
Ср.значение |
4,4 |
4,2 |
3,9 |
4,3 |
3,7 |
20,5 |
Таким образом, дети с ФФН при средних показателях речевого развития всей группы имеют низкий уровень речевого развития, в сравнении со своими сверстниками с нормальным речевым развитием, которые показали более высокие результаты, их общий уровень характеризуется средним уровнем речевого развития.
Диагностику речевого состояния фонематических процессов дошкольников отслеживали в виде графика, согласно таблице 2.1:
Рис. 1. Общее речевое состояние фонематических процессов дошкольников с ФФН и с нормальным речевым развитием
В ходе наблюдений за детьми особое внимание обращается на показатели, которые непосредственно связаны с формированием фонематических процессов речи, а также обусловливают возможности детей в процессе коррекционно-воспитательной работы (восприятие и усвоение материала, продуктивность выполнения заданий, особенности речевого поведения и др.). Проведем детальный анализ развития фонематических процессов дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Речевая коммуникация.
Анализ предварительной беседы с детьми показывает, что у детей с ФФН запас знаний и представлений об окружающем не соответствует возрастной норме. Все испытуемые легко отвечают на вопрос о своем имени, фамилии, возрасте и месте жительства, но им трудно описать любимую игрушку или внешность кого-либо из близких. Отметим, что лишь 10% детей с ФФН активны в общении, ребенок умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, 20% дошкольников слушает и понимает речь, но участвует в общении чаще по инициативе других. 20% испытуемых неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его, участвует в диалоге пассивно.
В процессе диалога ребенка со взрослым у 30% детей с ФФН отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), снижение речевой активности и др. 20% детей с ФФН проявляли пассивность, не вступали в речевое общение.
40% детей с нормальным речевым развитием занимали активные позиции собеседника, при этом, проявляя устойчивое внимание к нему, интерес к его мнению. 40% детей участвует в общении чаще по инициативе других. 20% детей слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли. Необходимо при этом отметить то, что некоторые дети не могли свободно и непринужденно общаться с воспитателем. Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу о том, что причиной этому служили как индивидуальные особенности детей (тип темперамента, симпатии к воспитателю и т.д.), так, в немалой степени, и установки получаемые ребенком в семье.
Рис. 2. Сопоставительный анализ речевой коммуникации дошкольников с ФФН и с нормой
Звуковая сторона речи у детей с ФФН нарушена, но степень нарушения разная. У одних детей речь понятна окружающим, у них страдают лишь сложные по артикуляции звуки, интонация сохранна. У других речь малопонятна, интонационно невыразительна, страдает большее количество звуков, относимых к разным фонетическим группам. Так 40% детей с ФФНР изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи иногда наблюдаются замены и искажения звуков, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Наблюдается неустойчивость и недостаточная четкость произношения. 60% детей имеют нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Дети не договаривают слова или сокращает их.
У 30% с нормальным речевым развитием безукоризненное отчетливое произношение всех звуков родного языка не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. 50% детей имеют правильное произношение всех звуков, нормальный темп речи, 20% детей звуки произносят правильно, но во фразовой речи наблюдаются искажения и замена звуков.
Рис. 3. Сопоставительный анализ звукопроизношения дошкольников с ФФН и с нормой
При анализе фонематического восприятия у 20% детей с ФФН дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует, некоторые дети полностью отказались от выполнения предложенного задания. 40% детей воспроизводит цепочки слогов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. У 30% недостаточная дифференциация звуков. Первый член цепочки воспроизводится правильно (ба-па - ба-па), второй уподобляется первому (па-ба – ба-па). Картинки и слова с заданным звуком выбирают с ошибками. 10% (1 ребенок) умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2- раза.
У 30% детей с нормальным речевым развитием хорошо дифференцируются все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводятся все цепочки слогов с фонетически сходными звуками в темпе предъявления. Правильно подбирают картинки и слова с заданным звуком. 70% детей умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2- раза, но быстро исправляет сам себя.
Рис. 4. Сопоставительный анализ фонематического восприятия дошкольников с ФФН и с нормой
Лексика дошкольников с ФФН: на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что объем пассивного словаря у большинства испытуемых детей с ФФН соответствует возрастной норме, но у 40% детей отмечаются затруднения в понимании предложно-падежных конструкций.