Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:59, дипломная работа
Целью исследования является изучение особенностей формирования фонематических процессов и их коррекция у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН.
Объект исследования: особенности формирования навыков фонематического восприятия и звуковой культуры у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Гипотеза: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФН будет эффективной, если в системе коррекционного обучения использовать продуктивные методы и приёмы работы, основанные на учёте сформированности звукопроизношения, представлений о звуковом составе слова, состоянии лексико-грамматического строя речи.
Введение………………………………………………………...……………...…3
Глава 1. Характеристика речевых процессов у детей с ФФН дошкольного возраста…………………………………………………………..9
1.1. Развитие фонематической стороны в онтогенез………………..……..9
1.2.Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….18
1.3. Пути развития фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………...…………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………….32
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормальным речевым развитием......................................................................................................33
2.1.Организация и методы исследования детей с ФФН и в норме……...33
2.2.Исследование уровня развития фонематических процессов детей с ФФН и нормальным речевым развитием……………………………........46
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………...54
Выводы по 2 главе………………………………………………….………59
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 61
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………..….61
3.2.Методы и приёмы развития фонематических процессов…………….67
3.3.Анализ результатов контрольного этапа исследования……………...76
Выводы по 3 главе………………………………………………….…….....79
Заключение……………………………………………………………………...80
Список литературы…………………………………………………………….82
1. Уточнение артикуляции звуков
с использованием зрительных, кинестетических
и тактильных слуховых
2. Выделение звука на фоне слога.
Игра “Угадай звук”.
Задание 1:
Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).
Задание 2:
Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).
Игра “Разноцветные мячики”. Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
Игра “Наоборот”. Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.
3. Выделение звука на фоне слова.
А. Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
В. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.
Виды игр, используемых с данной целью могут варьироваться.
4. Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра “Светофор”. В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д.
Виды работ по закреплению функций фонематического анализа слов:
1. Составление слов различной
звуко-слоговой структуры из
Сом, лиса, сон, сани, сосна, мост, весна, стол, суп, коса, каска, куст
2. Подбор слов, где заданный звук был бы на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова, в середине, в конце слова. Например, зонт - [з] на первом, изба - [з] на втором, музыка - [з] на третьем; робот – страна – мотор - [р] в начале, середине и конце слова.
Игра “Составь слово”. Логопед называет первый слог, а дети его продолжают. Например, Кар – точка (слово карточка). Кур…, фор…, трос…, чер….
3. Вставить в слово после
Ковать – кровать, топка – тропка, кошка – крошка, каска – краска, тут – труд
Игра “Измени слово”. Заменить согласный звук в середине или начале слова так, чтобы получилось новое слово (маска – марка, банан – баран, лейка – рейка, кепка – репка).
4. Придумать слова, используя слоги: ра, ру, ри, ря (ра – ракета, рама, барабан, пирамида; ря – моря, заря, коряга, порядок).
5. Из букв данного слова
6. Выбрать из предложения слова
с определенным количеством
7. Преобразование слов дачка – качка – пачка – тачка – точка – почка – ночка – кочка.
8. Подбор слов к схемам: Буква = Звук (радуга), Буква > Звук (пальто), Буква < Звук (яма).
9. Преобразование слов пол + к = полк, к + рот = крот, п + челка = пчелка, к + осы = косы, п + луг = плуг.
10. Получение новых слов путем перестановки звуков и букв.
Пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово, карп – парк, ручка – круча.
11. Слова, где звуки расположены в обратном порядке (слова-перевертыши)
Нос – сон, кот – ток, лес – сел, дар – рад, сор – рос.
12. Слова – паронимы (мал – мял, вол – вёл, лук – люк, почка – ночка, дачка – тачка).
13. Игра “Строители”. Собираем и разбираем слова по звукам. Например слово баранка ([б], [а], [р], [а], [н], [к], [а]). Затем дети сами по звукам разбирают предложенные слова.
14. Игра “Буква - озорница”. Логопед читает стихи, дети определяют слова, в которых буква-озорница поменяла буквы.
Тащил мышонок в норку У печки с удочкой сижу |
Русская красавица Усатый кит сидит на печке, |
На поляне лесной Под березами, где тень |
15. Игра” “Чей домик?” На
доске схемы слов - - - , - - - - , - - - - -
и предметные картинки: рак, кран,
собака, стол, слива, весы и т п.
Детям предлагается выбрать
16. Игра “Какое слово произносят мальчики?” На доске рисунки мальчиков, у которых положение губ с артикуляцией гласных звуков [а], [о], [у], [и] и предметные картинки: тигр, волк, шар, лук и др. Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым мальчиком гласным звуком.
17. Игра “Какое слово лишнее?” (Соловей, сова, сорока, ворона; шапка, шуба, шарф валенки).
18. Игра “Какой звук пропустил Незнайка?” ( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
19. Игра “Что в середине слова?”
Выделить гласный звук в
20. Игра “Какой звук спрятался в слове?” Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы. Игра “Какое слово спряталось?” ( - обот, ли - , за – ор, ве – ы, - уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре - ).
Система упражнений на дифференциацию “звук” и “буква”.
1. - Из чего строятся слова? (Из звуков). - Из каких звуков? (Гласных и согласных). - Как различаем гласные и согласные звуки? (Когда произносим гласные звуки, воздушная струя не встречает преграду, согласные – есть преграда). - Сколько всего гласных звуков? (6) - А сколько букв? (10) - Назовите буквы гласных звуков ([а],[о],[у],[э], звук [а] обозначаем буквами А и Я). - Когда? Мал – мял рад – ряд (после твердых согласных звук [а] обозначается буквой А, после мягких буквой Я. Буква в начале слова, после Ь и после гласной обозначает 2 звука: яма, семья, армия. Аналогично О-Ё, У-Ю, Э-Е). - Назовите буквы: М, Х, У, Ш, В, Д и др. - Какие буквы вы назвали? (Буквы согласных). - Как читаются буквы согласных звуков? (Твердо и мягко).
Такая систематическая тренировка позволяет усвоить и уметь различать термины “буква гласного” - “гласный звук”, “буква согласного” - “согласный звук”.
2. Далее следует комплекс
Приемы интонационного выделения звука.
Протяжное длительное произнесение каждого звука в слове. Усиленное, многократное произнесение взрывных согласных.
Проводится в такой последовательности:
Дети учатся правильно выделять звуки, контролировать себя. Прием самоконтроля – вставка выделенного звука обратно в слово.
Составление звуковой модели, чтение.
Игра: Звукоед похитил первый/последний звук. Какой? Помогите вернуть звук (лиса).
Игра: подбери слово, отличающееся твердостью согласного звука в конце (или мягкостью)
Хор – хорь, пыль – пыл, угол – уголь, конь – кон
Фонематический анализ слова.
Слова для фонематического анализа берутся обычно в устной форме. Это загадка, предметная картинка или выделение слова из чистоговорки, поговорки или из предложения.
Берется такая последовательность слов:
Трехсложные шестизвучные слова (машина, радуга, ракета и др.)
Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонетико-фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний дошкольников. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы в логопедической работе. Применение игровых приемов дает возможность в течение 30-40 минут поддерживать работоспособность и интерес у детей с гиперактивностью и неустойчивым вниманием.
В ходе контрольного анализа после проведенной коррекционной работы с дошкольниками были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Тем самым, важно заключить, что наметились тенденции общего и индивидуального роста показателей детей экспериментальной группы до и после логопедической работы.
Сравнительные результаты обследования фонематических процессов детей с ФФН на констатирующем и контрольном этапах исследования были оформлены в итоговой таблице:
Таблица 2.2
Ф.И. ребенка
|
Баллы |
Общий балл | ||||
Речевая |
Произношение |
Фонематическое |
Лексика |
Грамматич. строй |
Уровень речевого | |
Констат. этап |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
11 |
Коля Б. | ||||||
Оля Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
12 |
Дима В. |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
14 |
Саша Р. |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
9 |
Лена Н. |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
12 |
Боря И. |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
14 |
Инна Ш. |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
17 |
Нина Ч. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Алеша К. |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
13 |
Таня П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
12 |
Ср.значение |
2,7 |
2,4 |
2,3 |
2,5 |
2,4 |
12,3 |
Контрол. этап |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
15 |
Коля Б. | ||||||
Оля Т. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
13 |
Дима В. |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Саша Р. |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
16 |
Лена Н. |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
16 |
Боря И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Инна Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Нина Ч. |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
16 |
Алеша К. |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
17 |
Таня П. |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Ср.значение |
3,1 |
2,6 |
2,4 |
3 |
2,9 |
16 |