Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучить и разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6
Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28
Выводы …………………………………………………………………………..33
Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34
3.1 Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34
Выводы …………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………................

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональное дошкольников (4).docx

— 206.06 Кб (Скачать файл)

21 - 30 баллов - высокий уровень выражения  эмоциональных состояний

2. Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Никишина В.Б.)

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей.

Организация: стимульным материалом к методике служат портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков. Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 40 баллов.

0 - 13 баллов - низкий уровень понимания  эмоциональных состояний людей;

14 - 27 баллов - средний уровень понимания  эмоциональных состояний людей;

28 - 40 баллов - высокий уровень понимания  эмоциональных состояний людей.

3. Модификация теста «Распознавание эмоций» (Чередникова Т.В.)

Цель : проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

Организация: ребенку предлагается рассмотреть 5 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных ситуаций сопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужного изображения.

Ряд 1. Инструкция. Ребенку говорят: «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. Ребенка спрашивают: «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 3. Ребенка спрашивают: « Какое выражение лица у Чебурашки?» -и потом: «Что он чувствует на первой картинке? На средней? В конце?

Ряд 4. Ребенка просят: « Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что - то интересно, что - то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 5. Ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»- и потом: «Посмотри внимательно на ворону, которая улетела, что она чувствует? Как ты думаешь почему?»

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 20 баллов.

0 - 6 баллов - низкий уровень способностей  распознавания различных видов  простых и сложных эмоций;

7 - 12 баллов - средний уровень способностей  распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

13 - 20 баллов - высокий уровень способностей  распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

2.2 Анализ  результатов исследования

С помощью методики Г. А. Волковой мы исследовали особенности выражения эмоциональных состояний детей младшего дошкольного возраста.

Результаты проведения методики приведены в таблице 1, условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

 

 

 

Таблица 1

Показатели сформированности особенности выражения эмоциональных состояний младших дошкольников

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень выражения эмоциональных состояний

Валерия

18

С

Виктория

6

Н

Дарья

22

В

Егор

7

Н

Елена

5

Н

Злата

12

С

Игорь

5

Н

Ирина

12

С

Максим

14

С

Марина

3

Н

Михаил

5

Н

Никита

8

Н

Ольга

15

С

Павел

24

В

Сергей

17

С

Станислав

25

В

Ярослав

21

В


 

На основании таблицы 1 составлено графическое изображение структуры группы детей по уровням выражения эмоциональных состояний – рис. 1.

Рис. 1. Структура группы детей по уровням выражения эмоциональных состояний

 

Таким образом, на рис. 1 очевидно, что высоким уровнем выражения эмоциональных состояний обладает всего 23,5 % детей в рассматриваемой группе, низкий уровень выражения эмоциональных состояний наблюдался почти у половины группы детей.

Далее с помощью методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Никишина В.Б.) мы выявили понимание эмоциональных состояний людей младшими дошкольниками.

Результаты изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке приведены в таблице 2, условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

Таблица 2

Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень понимания эмоциональных состояний людей

Валерия

38

В

Виктория

16

С

Дарья

32

В

Егор

17

С

Елена

25

С

Злата

22

С

Игорь

9

Н

Ирина

22

С

Максим

24

С

Марина

10

Н

Михаил

25

С

Никита

11

Н

Ольга

16

С

Павел

34

В

Сергей

29

В

Станислав

36

В

Ярослав

34

В


 

Графическое изображение структуры группы детей по уровням понимания эмоциональных состояний людей представлено на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Структура группы детей по уровням понимания эмоциональных состояний людей

Таким образом, низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей наблюдался всего у 17,6 % детей, преобладает в данной группе количество детей со средним уровнем понимания эмоциональных состояний людей, у 35,3 % детей высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей.

В ходе проведения методики «Распознавание эмоций» (Чередникова Т.В.) мы смогли выявить и проанализировать способности распознавания различных видов простых и сложных эмоций младших дошкольников.

Результаты проведения теста «Распознавание эмоций» приведены в таблице 3, условные обозначения: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

Таблица 3.

Показатели способности распознавания  различных видов простых и сложных эмоций младших дошкольников.

Имя ребенка

Количество баллов

Уровень выражения эмоциональных состояний

Валерия

6

Н

Виктория

3

Н

Дарья

20

В

Егор

6

Н

Елена

4

Н

Злата

10

С

Игорь

4

Н

Ирина

10

С

Марина

3

Н

Михаил

5

Н

Никита

4

Н

Ольга

5

Н

Павел

16

В

Сергей

8

С

Станислав

15

В

Ярослав

19

В

Максим

11

С


 

На основании таблицы 3 составлено графическое изображение структуры персонала по уровням способностей распознавания различных видов  эмоций – рис. 3.

 

Рис. 3. Структура группы детей по уровням способностей распознавания различных видов  эмоций

 

На рис. 3 очевидно, что более половины группы детей, а именно 53 %, имеют низкий уровень способностей распознавания различных видов  эмоций, высокий и средний уровни наблюдались всего по 23,5 % детей от общего количества.

Результаты констатирующего эксперимента позволяют нам сделать следующие выводы.

Выводы по второй главе

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у младших дошкольников высоким уровнем выражения эмоциональных состояний обладает всего 23,5 % детей в рассматриваемой группе, низкий уровень выражения эмоциональных состояний наблюдался почти у половины группы детей; низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей наблюдался всего у 17,6 % детей, преобладает в данной группе количество детей со средним уровнем понимания эмоциональных состояний людей, у 35,3 % детей высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей; более половины группы детей, а именно 53 %, имеют низкий уровень способностей распознавания различных видов  эмоций, высокий и средний уровни наблюдались всего по 23,5 % детей от общего количества;

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в данной группе детей необходимо проведение комплекса занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Формирующий эксперимент

    1. Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Результаты. Полученные нами в ходе констатирующего эксперимента, указывают на необходимость разработки методики, направленной на развитие эмоциональной сферы младших дошкольников.

Цель формирующего этапа исследования: разработка и внедрение системы работы по развитию эмоциональной сферы у младших дошкольников.

Задачи:

- создать благоприятную  атмосферу свободного общения  и эмоциональной близости для включения детей в совместную с другими сверстниками и взрослыми деятельность и переживания ими чувства общности друг с другом;

- создать условия для  привлечения внимания детей младшего  возраста к различным проявлениям другого человека;

Информация о работе Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста