Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 09:47, курсовая работа
Все выше изложенное обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования: изучить и разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения эмоционального развития дошкольников………………………………………………………......6
Понятие эмоций: классификация и функции……………………………......6
1.2 Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...12
1.3 Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.………………………………………………………………………………….17
Выводы …………………………………………………………………………..24
Глава 2. Выявление особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...26
2.1 База и методы исследования ……………………………………………….26
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………28
Выводы …………………………………………………………………………..33
Глава 3. Формирующий эксперимент………………………………………….34
3.1 Психолого – педагогические условия развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста ………………………………………….34
Выводы …………………………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература……………………………………………………………................
В ходе разработки содержания формирующей работы мы использовали игры, этюды, направленные на формирование выражения, понимания, распознавания эмоциональных состояний.
Были использованы следующие материалы:
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1.Игра «Пиктограммы».
2. Упражнение «Зеркало
3. Упражнение «Музыка и эмоции».
4. Упражнение «Способы повышения настроения».
5. Игра «Волшебный мешочек».
6. Игра «Лото настроений».
Психогимнастические упражнения (этюды),
основная цель которых – овладение навыками
управления своей эмоциональной сферой:
развитие у детей способности понимать,
осознавать свои и чужие эмоции, правильно
их выражать, полноценно переживать.
1.Новая кукла (этюд на выражение радости)
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
3.Фокус (этюд на выражение удивления).
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение
интереса).
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
7.Про Таню (горе — радость).
8.Золушка (этюд на выражение печали).
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Игры базировались на следующих принципах:
В ходе работы по формированию эмоциональной сферы младших дошкольников мы придерживались следующих психолого – педагогических условий:
- стимулирование активности и инициативности в общении со сверстниками;
- формирование взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, поступки которых являются источником чувств детей;
- обеспечение психологического
комфорта ребенка в группе;
- преобразование предметно
– пространственной среды для удовлетворения интересов и потребностей ребенка в разных видах деятельности;
- формирование положительной самооценки.
Организация игр: игры проводились фронтально со всей группой детей. Каждая игра проводилась по 2-3 раза, продолжительность 10-15 минут.
После завершения работы
мы провели повторную диагностику для
оценки ее эффективности. Так, по результатам
повторного исследования по методике
Г. А. Волковой «Методика изучения мимической
моторики» после проведенной формирующей
работы отмечается положительная динамика
в
определении особенностей выражения эмоциональных
состояний детей младшего дошкольного
возраста.
Таблица 4
Сравнительные показатели сформированности
особенности выражения эмоциональных
состояний младших дошкольников
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень выражения эмоциональных состояний | ||||
до |
после |
до |
после | |||
Валерия |
18 |
28 |
С |
В | ||
Виктория |
6 |
16 |
Н |
С | ||
Дарья |
22 |
26 |
В |
В | ||
Егор |
7 |
20 |
Н |
С | ||
Елена |
5 |
15 |
Н |
С | ||
Злата |
12 |
22 |
С |
В | ||
Игорь |
5 |
15 |
Н |
С | ||
Ирина |
12 |
22 |
С |
В | ||
Максим |
14 |
18 |
С |
С | ||
Марина |
3 |
13 |
Н |
С | ||
Михаил |
5 |
10 |
Н |
Н | ||
Никита |
8 |
18 |
Н |
С | ||
Ольга |
15 |
25 |
С |
В | ||
Павел |
24 |
28 |
В |
В | ||
Сергей |
17 |
20 |
С |
С | ||
Станислав |
25 |
28 |
В |
В | ||
Ярослав |
21 |
28 |
В |
В |
Как видно из таблицы 4, после проведенной нами формирующей работы видна положительная динамика.
Сравнительные показатели сформированности особенности выражения эмоциональных состояний младших дошкольников.
Таким образом, очевидно, что высоким и
средним уровнем выражения эмоциональных
состояний обладает по 47,1 % детей в рассматриваемой
группе, низкий уровень выражения эмоциональных
состояний наблюдался только у одного
ребенка.
Также нами были проанализированы сравнительные результаты по методике «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Никишина В.Б.); «Распознавание эмоций» (Чередникова Т.В.)
Сравнительные показатели понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень понимания эмоциональных состояний людей | ||
до |
после |
до |
после | |
Валерия |
38 |
40 |
В |
В |
Виктория |
16 |
26 |
С |
С |
Дарья |
32 |
38 |
В |
В |
Егор |
17 |
27 |
С |
С |
Елена |
25 |
35 |
С |
В |
Злата |
22 |
32 |
С |
В |
Игорь |
9 |
19 |
Н |
С |
Ирина |
22 |
28 |
С |
В |
Максим |
24 |
27 |
С |
С |
Марина |
10 |
20 |
Н |
С |
Михаил |
25 |
35 |
С |
В |
Никита |
11 |
21 |
Н |
С |
Ольга |
16 |
36 |
С |
В |
Павел |
34 |
36 |
В |
В |
Сергей |
29 |
39 |
В |
В |
Станислав |
36 |
38 |
В |
В |
Ярослав |
34 |
38 |
В |
В |
Сравнительные показатели понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Таким образом, низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей у детей не наблюдался, преобладает в данной группе количество детей с высоким уровнем понимания эмоциональных состояний людей – 64,9 %, у 35,1 % детей - средний уровень понимания эмоциональных состояний людей.
Сравнительные показатели способности распознавания различных видов простых и сложных эмоций младших дошкольников.
Имя ребенка |
Количество баллов |
Уровень выражения эмоциональных состояний | ||
до |
после |
до |
после | |
Валерия |
6 |
10 |
Н |
С |
Виктория |
3 |
6 |
Н |
Н |
Дарья |
20 |
20 |
В |
В |
Егор |
6 |
7 |
Н |
С |
Елена |
4 |
8 |
Н |
С |
Злата |
10 |
13 |
С |
В |
Игорь |
4 |
8 |
Н |
С |
Ирина |
10 |
13 |
С |
В |
Марина |
3 |
12 |
Н |
С |
Михаил |
5 |
8 |
Н |
С |
Никита |
4 |
9 |
Н |
С |
Ольга |
5 |
7 |
Н |
С |
Павел |
16 |
14 |
В |
В |
Сергей |
8 |
18 |
С |
В |
Станислав |
15 |
10 |
В |
С |
Ярослав |
19 |
16 |
В |
В |
Максим |
11 |
20 |
С |
В |
Сравнительные показатели способности распознавания различных видов простых и сложных эмоций младших дошкольников.
Очевидно, что более половины группы детей, а именно 52,9 %, имеют средний уровень способностей распознавания различных видов эмоций, высокий уровень наблюдался у 41,2 % детей от общего количества, низкий уровень всего у одного ребенка.
Таким образом, результаты повторного исследования говорят не только о положительной динамике эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста, но и о правильности выбранного направления в создании психолого-педагогических условий, способствующих формированию и развитию эмоциональной сферы детей.
В процессе констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей наблюдается недостаточное развитие сферы эмоциональной. Поэтому в ходе формирующего эксперимента была разработана и проведена программа, ориентированная на развитие у детей младшей возрастной группы эмоциональной сферы. Благодаря чему был разработан комплекс игр, способствующих формированию сферы эмоций. Программа проводилась по следующим направлениям:
• формирование опыта эмоционального реагирования;
• понимание эмоциональной экспрессии;
• становление представлений об эмоциях;
• развитие словесных обозначений эмоций;
• активизация словаря по эмоциональной лексике.
Контрольный эксперимент показал, что комплекс игр по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста отразился положительной динамикой по результатам статистической обработки данных. В целом данные показатели являются свидетельством того, что проведенная нами работа оказалась эффективной.
Заключение
Целью курсового исследования являлось изучение и разработка системы работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие имеет важное значение в жизни детей. Выявляясь в поведении, эмоции уведомляют взрослого о том, что нравится, что не нравится, сердит или огорчает ребенка. По мере того, как он вырастает, его мир эмоционального познания становится богаче, стабильнее и разнообразнее.
Анализ литературы показал, что у детей в возрасте 3 – 4 лет (младший дошкольный возраст) эмоциональные переживания кратковременны, переменчивы, выражаются бурно и спонтанно, дети весьма впечатлительны, кроме того, их поведение импульсивно, а эмоции выступают в большинстве случаев мотивами поведения. В этот период совершается дальнейшая социализация эмоций, так как переживания связаны с итогами человеческой деятельности и ребенок постигает способы их выражения. Также в дошкольном возрасте формируются чувства высшего характера, среди которых особенное место принимает сочувствие, симпатия, чувство гордости, стыда. А включение слова в данные эмоциональные процессы на возрастном этапе перестраивает их спонтанное протекание и в комплексе с установлением связи в отношении чувств и представлений формирует предпосылки для их регуляции. Благодаря чему, младший дошкольный период является сензитивным для развития сферы эмоционального восприятия. В младшей возрастной группе происходит обогащение структуры и содержания эмоций, чувства становятся более целесообразными, подчиняются мышлению, формируются эмпатия, высшие чувства.
Информация о работе Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста