Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:25, отчет по практике
Цель практики - углубление и закрепление теоретических знаний студентов полученных в ВУЗе, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися; выработка профессионально значимых качеств учителя истории образовательного учреждения на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в вузе.
Задачи практики:
• закрепление и углубление знания студентов в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, формирование умения творчески применять их в профессиональной педагогической деятельности;
• формирование основные профессиональные умения и навыки, необходимые для выполнения функций преподавателя истории;
Введение стр. 3
Календарно-тематический план практики стр. 6
Внеклассная деятельность
Общая характеристика базы практики стр. 8
Характеристика класса, в котором обучается испытуемый стр. 9
Характеристика учителя истории стр. 10
Характеристика классного руководителя стр. 11
Характеристика испытуемого стр. 12
Учебно-практическая деятельность
Список класса……………………………………………………………...стр. 15
Расписание уроков и звонков стр. 16
Конспект урока………………………………………………………….....стр 18
Характеристика и анализ посещенных уроков стр. 23
Характеристика и анализ проведенных уроков стр. 28
Характеристика и анализ проведения внеклассного мероприятия стр. 30
Исследовательско-аналитическая деятельность
Изучение ценностных ориентаций стр. 32
Изучение темперамента и личности школьника стр. 35
Заключение стр. 38
Список используемых источников и литературы стр. 40
Воспитательная: развивать навыки
работы в группе.
Оборудование: презентация PowerPoint «Отмена
крепостного права», схемы по теме
«Основные положения отмены крепостного
права в России».
Основные
термины и понятия: «Манифест об
освобождении помещичьих крестьян», «Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости», временнообязанные крестьяне,
отрезки, прирезки, «высшая» и «низшая»
нормы надела; даровой надел, мировой посредник,
уставная грамота, переход на выкуп, выкупная
операция.
Даты: 19 февраля
1861 года - «Манифест об освобождении помещичьих
крестьян», «Положения о крестьянах, вышедших
из крепостной зависимости»,
План урока:
I. Организационный момент. Актуализация знаний по теме «Накануне отмены крепостного права».
II. Новый материал.
А) Личное освобождение крестьян.
Б) Наделение крестьян землёй. Выкупные операции.
3. Историческое
значение реформы.
III. Закрепление изученного. Поверка знаний учащихся
IV. Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся по теме «Накануне отмены крепостного права».
Тема нашего сегодняшнего урока «Отмена крепостного права в России» (слайд №1) .
Это событие историк Василий Осипович Ключевский назвал «величайшим событием русской истории, событием номер один». Такую оценку он дал в год 50-летия отмены крепостного права. В этом году исполнилось 150 лет с даты подписания императором Александром II Манифеста об освобождении крестьян, за что ему дали почётное прозвище Освободитель.
План сегодняшнего урока состоит из трех вопросов. (слайд №2
Прежде,
чем мы приступим
к изучению темы, давайте
немножко вспомним .
Итак, прежде всего -
а что такое крепостное
право? (слайд №3) (Форма
зависимости крестьян, при которой они
наделяются землёй, неся за пользование
ею различные повинности и подчиняются
судебной и административной власти помещиков.
Крестьяне являются собственностью помещиков)
Почему же в XIX веке так остро встал вопрос об отмене крепостного права?
Давайте вспомним причины отмены крепостного права в России. (работа с документами: рабочий лист, задание 1)
Причины: 1. низкая производительность крепостного труда крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства (крестьяне не заинтересованы в результатах своего труда, т.к. весь урожай принадлежал помещику)
2. Отсутствие личной свободы крестьян крепостное право препятствует дальнейшему развитию промышленности, т.к. предпринимателям неоткуда взять наемных рабочих.
3. крепостное право – угроза общественного спокойствия.
4. крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства.
5. Крымская война (поражение наглядно показало экономическую и военно – техническую отсталость страны)
(все ответы появляются на слайде №4)
Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав. Ко второй половине XIX века Россия значительно отставала по темпам экономического роста от Европы, что привело к ослаблению армии, усугубило финансовое положение страны, что в свою очередь спровоцировало крестьянские волнения. Все это вынуждало Александра II предпринять срочные меры.
Вспомните отношение к крепостному праву Николая I («это зло, но отменить его дело ещё более гибельное»). Перед вами документ (слайд №5). Прочитайте его и определите взгляд Александра II на отмену крепостного права и сравните с мнением Николая I. Каким единственным способом, по мнению Александра II возможна отмена крепостного права? Почему?
Итак, 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Подписание документа не случайно было приурочено к 19 февраля – это была 6-ая годовщина восшествия Александра II на престол. Обнародован законопроект был 5 марта 1861 года. (слайд №7)
Эти документы положили начало крестьянской реформы. Её цели (слайд №8)1. Личное освобождение крестьян, 2. Наделение крестьян землёй, 3. Введение крестьянского самоуправления
А) Личное освобождение крестьян (слайд №9). Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать.
Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы - могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак.
Но крестьяне
получили неполные гражданские права:
они продолжали платить подушную
подать, несли рекрутскую повинность,
их наказывали телесно.
Б) Наделение крестьян землёй . Выкупные операции(слайд № 10)
Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.
Итак, теперь мы приступаем к наиболее важной части нашего урока. Сейчас мы должны разобраться в таких вопросах: При каких условиях происходило наделение крестьян землёй, и как совершалась выкупная сделка. На прошлом уроке вы разделились на творческие группы, работали с документами, текстом учебника, дополнительной литературой с целью: разобраться в конкретном положении Манифеста и составить смысловую схему или опорную схему.
1 группа. Размеры крестьянского надела
О
чём свидетельствуют
те факты, что 20-40% земли
отрезали от крестьянского
надела?
( У большинства
крестьян землю отрезали. Получается,
что после реформы малоземелье крестьянства
приобрело ещё более тяжёлые формы)
2 группа. Порядок совершения выкупной сделки
Почему
переход крестьян
так затянулся? ( Без согласия помещика
крестьянин не мог перейти на выкуп, а
часть помещиков была заинтересована
в сохранении системы эксплуатации крестьянства.
С другой стороны, для начала выкупной
операции далеко не все крестьяне обладали
необходимыми денежными средствами)
3 группа. Мировые посредники
В) Введение
крестьянского самоуправления (слайд
№11)
Как вы думаете, как восприняли крестьяне реформу 1861 г? Чем объясняется их реакция?
Крестьяне восприняли манифест как «ненастоящую» волю, т.к. были глубоко убеждены, что земля, сотворенная богом, должна принадлежать тем, кто на ней трудится. Помещики не трудятся на земле и никакого права на владение ею не имеют. Настоящий её владелец – труженик – крестьянин.
Крестьяне
не могли поверить,
что ещё на два
года они остаются
в фактически прежней
власти помещика и
должны по-прежнему
отрабатывать барщину
и платить оброк.
2.Плюсы и минусы крестьянской реформы (групповая работа)
Сейчас вы разделитесь
на группы, каждая из которых получит бланк
для заполнения. Задание для всех групп
одинаковое: определить плюсы и минусы
крестьянской реформы 1861 года. (слайд
№12). Пользоваться можно учебником, наглядным
материалом.
3. Историческое значение реформы
В чем историческое значение реформы 1861 г.? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (слайд №13)
Крестьянская реформа 1861 г. - важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;
б) способствовала росту темпов экономического развития;
в) способствовала
складыванию новой социальной структуры,
появлению новых социальных слоев - пролетариата
и промышленной буржуазии; изменению самого
крестьянства.
Однако,
несмотря на все свое
прогрессивное значение, реформа была
крайне непоследовательной и противоречивой.
С одной стороны она ущемила экономические
интересы помещиков, ликвидировала их
монополию на эксплуатацию крестьянского
труда, являлась сильнейшим нравственным
потрясением для помещиков; с другой стороны
-реформа носила грабительский характер
по отношению к крестьянам, в ряде случаев
способствовала ухудшению их положения.
Порвалась цепь великая,
Порвалась—расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!...
А.Н. Некрасов
III. Закрепление изученного материала
Исторический диктант (Слайд № 14)
О ком или о чем идет речь?
В 2011 году Банк России выпустил памятную монету, посвящённую
150-летию выхода «Манифеста об отмене крепостного права»
Золото 999 пробы, 1000 рублей. (слайд
№15)
IV
Домашнее задание. Составить
кроссворд, включив в него основные термины
по теме «Отмена крепостного права».
Характеристика
и анализ посещенных
уроков
Посещение
занятий преподавателей базы практики
ставит перед собой цель усвоения
определенного опыта и
Для успешного применения знаний, полученных при изучении курсов “Педагогогика”, “Психология” и др. в своей практической деятельности, а также для ознакомления с реальными условиями и принципами работы педагогов в школе, были посещены три урока по истории и 2 урока русского языка и литературы у классного руководителя класса.
Занятия проводятся:
Информация о работе Отчет о педагогической практике в МОУ СОШ № 60