Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

49. Проблемы воспитания  в школе. Его методы и формы

Методы воспитания - это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Выделим основные методы воспитания.

Методы, способствующие формированию убеждений. Применение этих методов на практике приводит к появлению специальных форм воспитания.

Фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа). Такие беседы обычно проводятся классным руководителем. Цели и темы этической беседы определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем их воспитанности.

Индивидуальная беседа с отдельными учащимися. Основное условия проведения подобной беседы - отсутствие психологического барьера между учеником и учителем.

Проведение диспутов и дискуссий с наиболее острыми проблемными вопросами.

Особенности «закрытого воспитания»:

1) не требует от учителя  какой-либо научной организации (достаточно взять сценарий мероприятия  и распределить ответственных  за его выполнение;

2) не учитывается ценность  понимания учеником смысла информации, которая становится содержанием  сознания;

3) для ученика снижается  ценность работы учителя, который  автоматически становится передатчиком  воспитывающей информации, направленной  на обучение качествам, правилам  поведения или на тренировку  их выполнения.

Основные направления «открытого воспитания»:

1) процесс «открытого воспитания» - процесс целенаправленный, имеющий  целью в современных условиях  формирование всесторонне и гармонично  развитого человека;

2) цель в воспитании  должна реализовываться так, чтобы  она превращалась бы в цель, близкую и понятную воспитаннику;

3) необходимы усложнение  и углубление воспитательных  задач по мере роста и развития  человека;

4) процесс воспитания должен  быть многофакторным (с активным  участием в воспитании отдельных  воспитателей, всей школы в целом  и всего общества, всех его  воспитательных институтов);

5) процесс воспитания должен  быть комплексным, так как личность  человека формируется в целом  и развитие у него определенных  черт и качеств идет не поочередно, а сразу, в комплексе;

6) формирование новых взглядов, характеризующих этап принятия, освоения и превращения усвоенных  норм в личное достояние.

50. Нравственное, трудовое  и умственное воспитание

Нравственный идеал - личное представление о человеке, в котором воплощены лучшие нравственные черты и качества - является важнейшим компонентом нравственного сознания. Знание о нравственности в значительной части приобретается стихийно - из окружающей действительности при восприятии реальных взаимоотношений окружающих.

Нравственная оценка лежит в основе формирования отношения к выбору того или иного способа действия.

Воспитание патриотизма. Патриотизм - любовь к своему отечеству - ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.

Воспитание гуманизма. Гуманность - это:

1) нравственное качество, обращенное к другим, т. е. оно  характеризует особое мировоззрение  человека, реализуемое в его непосредственных  взаимоотношениях с другими людьми;

2) мировосприятие, а точнее - восприятие другого человека, включающее  уважение к нему как к другому  равноправному члену общества, дружелюбие  и доброжелательность, внимание  к его нуждам и готовность  прийти на помощь;

3) терпимость и великодушие, предполагающие умение понять  слабости или затруднения другого  человека, прощать случайные проступки.

Существуют основные сферы трудового воспитания:

1) политехническое образование - овладение научными основами  и принципами всех производств;

2) производительный труд - включение учащихся в такую  деятельность, результатом который  будет определенная продукция;

3) общественно полезный  труд - труд, имеющий общественную  значимость;

4) самообслуживание - заключается  в поддержании чистоты в классе, школе, школьной территории и  т. п.;

5) домашний труд носит  характер бытового труда (поддержание  чистоты и порядка у себя  дома). Его цель - показать ученику  необходимость помогать членам  своей семьи, соседям, а также  приучить к обслуживанию самого  себя;

6) профессиональный труд - получение специального профессионального  образования и работы по этой  специальности.

Под умственным развитиемможно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий.

Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга.

Различают виды мышления:

1) логическое;

2) абстрактное;

3) обобщенное;

4) теоретическое;

5) техническое;

6) репродуктивное;

7) творческое.

51. Сущность воспитания  и его место в целостной  структуре образовательного процесса

Воспитание - это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Основа воспитания - социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) - т. е. ограничен местом и временем.

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении - это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие явные функции воспитания:

1) планомерное создание  условий для относительно целенаправленного  развития членов общества и  удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого  для развития общества «человеческого  капитала», в достаточной мере  адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности  общественной жизни через трансляцию  культуры;

4) регулирование действий  членов общества в рамках социальных  отношений с учетом интересов  половозрастных и социально-профессиональных  групп.

Воспитание - это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода - объединение всех воспитательных сил.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:

1) анализ ответов на  прямо поставленные вопросы;

2) оценочные суждения (на  примере какой-либо ситуации из  жизни или из книги);

3) сочинения на свободную  тему («Мой идеал», «Что такое  нравственность?» и т. п.);

4) диспуты и дискуссии  на тему, выбранную воспитателем;

5) личная беседа учителя  с учеником.

52. Физическое, общественное, эстетическое воспитание. Самовоспитание

Физическое воспитание - одна из древнейших форм целенаправленного воспитательного процесса.

Ведущая форма физического воспитания в школе - это урок. В зависимости от цели урока и комплекса отрабатываемых упражнений уроки могут проводиться по-разному.

Физическое воспитание связано с эстетическим. Вдохновение художников нередко вызвано красотой здорового тела, грациозностью и ловкостью движений. Это необходимо знать ученикам.

Физическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье.

Общественное воспитание - это воспитание способности человека жить в обществе.

Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жестока. Спарта - это выдающийся феномен общественного воспитания, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова.

Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне 52б развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него.

Эстетическое воспитание - это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.

Основные задачи эстетического воспитания:

1) развитие эстетического  восприятия, способности воспринимать  прекрасное в окружающей природе, в искусстве;

2) воспитание эстетического  вкуса, способности оценивать прекрасное;

3) воспитание эстетического  отношения к действительности, что  включает активные действия человека  по охране и защите прекрасного.

Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в процессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (литература, география, история, история, биология), так и с помощью эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство).

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.

Самовоспитание связанно с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

53. Коллектив. Коллективное  воспитание

Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.

Принципы коллектива:

1) наличие общеколлективных  целей;

2) постоянное движение  навстречу новым перспективам;

3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;

4) прямое влияние на  все основные стороны жизни  учащихся;

5) единство управления  и самоуправления;

6) ведущая роль старших;

7) использование игры;

8) создание и накопление  традиций;

9) бодрый тон;

10) эстетическая выразительность.

Коллектив - это союз разных личностей, эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.

В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы.

Коллектив (от латинского «colligo» - «объединяю») - объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:

1) деловые - основываются  на совместной деятельности по  решению социальных задач;

2) личные - основываются на  личных привязанностях, симпатиях  и антипатиях.

Главными признаками коллектива являются:

1) наличие прочных и  действенных деловых отношений;

2) наличие зависимостей  между членами коллектива.

Воспитательный коллектив - объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая;

2) организаторская;

3) нравственная.

В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят:

1) первичные коллективы (классы);

2) временные коллективы (различные  кружки, коллективы художественной  самодеятельности);

3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);

4) неформальные коллективы (неформальный лидер).

54. Дистанционное обучение

Дистанционное обучение - это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале ХХ в.

Основные типы структур университетского дистанционного образования включают в себя:

1) подразделения дистанционного  образования в традиционных университетах;

2) консорциум университетов - специальная организация, объединяющая  и координирующая деятельность  нескольких университетов;

3) национальные открытые  университеты - предполагают свободу  зачисления в число обучаемых, составление индивидуального учебного  плана, свободу места, времени и  темпов обучения;

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы