Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция
Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.
49. Проблемы воспитания в школе. Его методы и формы
Методы воспитания - это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Выделим основные методы воспитания.
Методы, способствующие формированию убеждений. Применение этих методов на практике приводит к появлению специальных форм воспитания.
Фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа). Такие беседы обычно проводятся классным руководителем. Цели и темы этической беседы определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем их воспитанности.
Индивидуальная беседа с отдельными учащимися. Основное условия проведения подобной беседы - отсутствие психологического барьера между учеником и учителем.
Проведение диспутов и дискуссий с наиболее острыми проблемными вопросами.
Особенности «закрытого воспитания»:
1) не требует от учителя
какой-либо научной организации
(достаточно взять сценарий
2) не учитывается ценность
понимания учеником смысла
3) для ученика снижается
ценность работы учителя, который
автоматически становится
Основные направления «открытого воспитания»:
1) процесс «открытого воспитания»
- процесс целенаправленный, имеющий
целью в современных условиях
формирование всесторонне и
2) цель в воспитании
должна реализовываться так, чтобы
она превращалась бы в цель,
близкую и понятную
3) необходимы усложнение
и углубление воспитательных
задач по мере роста и
4) процесс воспитания должен
быть многофакторным (с активным
участием в воспитании
5) процесс воспитания должен
быть комплексным, так как личность
человека формируется в целом
и развитие у него
6) формирование новых взглядов,
характеризующих этап принятия,
освоения и превращения
50. Нравственное, трудовое и умственное воспитание
Нравственный идеал - личное представление о человеке, в котором воплощены лучшие нравственные черты и качества - является важнейшим компонентом нравственного сознания. Знание о нравственности в значительной части приобретается стихийно - из окружающей действительности при восприятии реальных взаимоотношений окружающих.
Нравственная оценка лежит в основе формирования отношения к выбору того или иного способа действия.
Воспитание патриотизма. Патриотизм - любовь к своему отечеству - ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.
Воспитание гуманизма. Гуманность - это:
1) нравственное качество,
обращенное к другим, т. е. оно
характеризует особое
2) мировосприятие, а точнее - восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внимание к его нуждам и готовность прийти на помощь;
3) терпимость и великодушие,
предполагающие умение понять
слабости или затруднения
Существуют основные сферы трудового воспитания:
1) политехническое образование - овладение научными основами и принципами всех производств;
2) производительный труд - включение учащихся в такую деятельность, результатом который будет определенная продукция;
3) общественно полезный труд - труд, имеющий общественную значимость;
4) самообслуживание - заключается
в поддержании чистоты в
5) домашний труд носит
характер бытового труда (поддержание
чистоты и порядка у себя
дома). Его цель - показать ученику
необходимость помогать членам
своей семьи, соседям, а также
приучить к обслуживанию
6) профессиональный труд
- получение специального
Под умственным развитиемможно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий.
Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга.
Различают виды мышления:
1) логическое;
2) абстрактное;
3) обобщенное;
4) теоретическое;
5) техническое;
6) репродуктивное;
7) творческое.
51. Сущность воспитания
и его место в целостной
структуре образовательного
Воспитание - это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Основа воспитания - социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) - т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении - это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания:
1) планомерное создание
условий для относительно
2) подготовка необходимого
для развития общества «
3) обеспечение стабильности
общественной жизни через
4) регулирование действий
членов общества в рамках
Воспитание - это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода - объединение всех воспитательных сил.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:
1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;
2) оценочные суждения (на
примере какой-либо ситуации
3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);
4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;
5) личная беседа учителя с учеником.
52. Физическое, общественное, эстетическое воспитание. Самовоспитание
Физическое воспитание - одна из древнейших форм целенаправленного воспитательного процесса.
Ведущая форма физического воспитания в школе - это урок. В зависимости от цели урока и комплекса отрабатываемых упражнений уроки могут проводиться по-разному.
Физическое воспитание связано с эстетическим. Вдохновение художников нередко вызвано красотой здорового тела, грациозностью и ловкостью движений. Это необходимо знать ученикам.
Физическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье.
Общественное воспитание - это воспитание способности человека жить в обществе.
Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жестока. Спарта - это выдающийся феномен общественного воспитания, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова.
Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне 52б развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него.
Эстетическое воспитание - это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.
Основные задачи эстетического воспитания:
1) развитие эстетического
восприятия, способности воспринимать
прекрасное в окружающей
2) воспитание эстетического
вкуса, способности оценивать
3) воспитание эстетического
отношения к действительности, что
включает активные действия
Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в процессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (литература, география, история, история, биология), так и с помощью эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство).
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.
Самовоспитание связанно с ясно осознанными целями, идеалами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.
53. Коллектив. Коллективное воспитание
Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности.
Принципы коллектива:
1) наличие общеколлективных целей;
2) постоянное движение навстречу новым перспективам;
3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;
4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;
5) единство управления и самоуправления;
6) ведущая роль старших;
7) использование игры;
8) создание и накопление традиций;
9) бодрый тон;
10) эстетическая выразительность.
Коллектив - это союз разных личностей, эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.
В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы.
Коллектив (от латинского «colligo» - «объединяю») - объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений:
1) деловые - основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;
2) личные - основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.
Главными признаками коллектива являются:
1) наличие прочных и действенных деловых отношений;
2) наличие зависимостей между членами коллектива.
Воспитательный коллектив - объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.
Функции воспитательного коллектива:
1) стимулирующая;
2) организаторская;
3) нравственная.
В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят:
1) первичные коллективы (классы);
2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);
3) формальные коллективы
(органы ученического
4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
54. Дистанционное обучение
Дистанционное обучение - это обучение, в ходе которого отсутствует непосредственный личный контакт между преподавателем и обучаемым.
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале ХХ в.
Основные типы структур университетского дистанционного образования включают в себя:
1) подразделения дистанционного
образования в традиционных
2) консорциум университетов - специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов;
3) национальные открытые
университеты - предполагают свободу
зачисления в число обучаемых,
составление индивидуального
Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы