Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 08:50, лекция

Краткое описание

Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки: ясельная педагогика; дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика среднего специального образования; педагогика профессионально-технического образования; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; производственная педагогика; социальная педагогика; сравнительная педагогика; педагогика «третьего» возраста; исправительно-трудовая педагогика; специальные педагогические науки; лечебная педагогика.

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

5. Гласность учета. Оценивая  результат учета, учитель обязательно  должен сообщить не только  отдельным ученикам, но и классу  в целом, в чем заключаются  достоинства и недостатки знаний, умений и навыков проверяемых  учащихся. В таком случае повышается  их управляющее, обучающее и воспитательное  значение.

6. Действенность учета. Учет  необходимо строить так, чтобы  он способствовал мобилизации  учащихся на новые успехи, обеспечивал  достижение новых положительных  результатов.

44. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика - совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия (т. е. проверки и оценки).

Этап развития педагогической диагностики до середины Х!Х в. может быть охарактеризован как донаучный. Это связано с тем, что методы педагогической диагностики эмпирически складывались в ходе педагогической практики и на протяжении длительного времени носили достаточно субъективный и несистематизированный характер.

За это время оформились методы педагогической оценки, основанные на проверке знаний учащихся в устной и письменной форме.

Традиционные методы:

1) опросы;

2) контрольные работы;

3) экзамены.

Они требовали от учеников воспроизведения ранее заученного материала или решения определенных задач в соответствии с предварительно преподанными образцами. Деятельность учащихся при этом имела репродуктивный характер.

Во второй половине XIX в. развитие педагогической диагностики осуществлялось параллельно с созданием методов психодиагностики, причем эти процессы взаимно пересекались. Педагогическая диагностика воспринималась как вторичное направление, складывающееся в русле психодиагностики и имеющее подчиненный характер. Такое мнение распространено по сей день, но оно оспаривается многими учеными, настаивающими, что педагогическая диагностика - относительно самостоятельное направление, имеющее собственную специфику, особые задачи и методы.

Главные методы педагогической диагностики - тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Центральное место среди них принадлежит тестам успешности (тестам достижений). Наряду со стандартизированными тестами успешности в педагогической практике используются аналогичные контрольные задания, разработанные отдельными педагогами для конкретных педагогических целей. Диагностическая ценность таких заданий ограничена, они составлены достаточно произвольно и не апробированы на крупных выборках тестируемых.

Вспомогательным методом педагогической диагностики служат психологические тесты. Они помогают выявить типы людей, обучающихся в одном коллективе, на основе чего выявляется наиболее приемлемый метод обучения. Это важно, чтобы понять причины неуспеваемости каждого ученика в отдельности и попробовать их исправить не «назидательным» путем (отношения наставника и «послушника»), а педагогическим, методическим и психологическим.

45. Методы и формы контроля

Основными видами проверки и оценки знаний являются следующие.

Устный контроль осуществляется при помощи индивидуального, фронтального, уплотненного опроса. По многим предметам устный опрос сочетается с выполнением устных и письменных упражнений.

Письменный контроль происходит при помощи контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, зачетов и т. д.

Письменный опрос позволяет за короткое время проверить знания всего класса одновременно.

Практическая проверка проводится по всем предметам, связанным с практическими навыками, но особенно велика ее роль в учете успеваемости по предметам естественно-математического цикла, по рисованию, труду, физкультуре, черчению.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

Выделяют пять основных форм контроля: 1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса - проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль  осуществляется лишь для части  класса. Вопрос ставится перед  определенной группой учеников, но в его разрешении могут  принимать участие и остальные  учащиеся;

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного  знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных  учащихся, которые для ответа  обычно вызываются к доске;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального  контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после  прохождения какой-либо объемной  темы;

5) самоконтроль.

46. Виды контроля. Тестовый  и рейтинговый контроль

Текущий контроль учебной работы учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Тематический контроль проводится в том случае, если необходимы повторение и учет итогов по пройденной теме в целом. Для этого вида учета знаний характерны повторительно-обобщающие тематические уроки.

Периодический контроль - это учет знаний учащихся, проводимый за определенный период учебного года (по четвертям и за полугодие).

Заключительный контроль знаний проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года.

Сам по себе тест представляет собой набор стандартных заданий по определенному материалу, который устанавливает степень усвоения его учащимися.

Есть несколько вариантов тестов.

Выделяют четыре типа тестов.

1. Тесты, помогающие проверить  умения учащихся решать новые  проблемы на основании изученного  материала.

2. Тесты, позволяющие выполнять  мыслительные операции, основанные  на ранее полученных знаниях.

3. Тесты, проверяющие знания  тех сведений, которые необходимо  запомнить и воспроизвести.

4. Тесты, позволяющие давать  учащемуся критическую оценку  изученного, на основе которой  проверяющий определяет владение  учащегося знаниями.

Учителя могут сами разрабатывать тесты для проведения промежуточного контроля знаний, но при проведении тестов, заменяющих контрольные работы или экзамен учитель получает готовые задания заранее.

Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний. Проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету. По результатам обучения и контроля рейтинг помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик.

Как правило, рейтинговый контроль устраивают после прохождения всего курса предмета, так как за один урок или за одну пройденную тему трудно установить рейтинг ученика. Часто рейтинговый метод контроля знаний применяют вместе с блочно-модульным обучением.

Рейтинг учащихся измеряется количеством баллов. Поэтому для того, чтобы получить большое количество баллов, ученики ходят на дополнительные занятия, а также могут переписывать уже сделанную контрольную работу, даже если они уже получили высокую оценку.

47. Оценки и отметки  в учебном процессе. Безотметочное  обучение в начальной школе

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-баль-ные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе.

Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводиться безотметочное обучение. Основные характерные черты этой системы:

1) в ходе обучения оцениваются  не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие  способности учащихся, их активность  и самостоя- * тельность на уроках;

2) не должны оцениваться  личные качества ребенка;

3) оценка «отлично» заменяется  системой высших достижений ученика  в классе.

Данная система создает в классе атмосферу соревновательности, что подталкивает детей к совершенствованию своих особенностей;

4) важно исключать возможность  сравнивать детей между собой. У каждого ребенка должен быть  свой «индивидуальный лист» достижений. Одним из важнейших средств  оценивания знаний учащихся является  «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каждого  ученика отдельно и фиксировать  достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать  достижения учащихся, выставляя  в классе так называемый «экран  успеваемости».

На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:

1) необходимо согласование  оценочной политики школы с  родителями учащихся и их требованиями  в отношении проведения процедуры  контроля внутри школы;

2) необходимо согласие  всех работников учебного заведения.

Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.

48. Формы организации познавательной  деятельности на уроке

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.

Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.

Данная форма работы позволяет:

1) установить доверительные  отношения с классом;

2) активизировать деятельность  и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков.

Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

1) деление класса на  группы, которые получают либо  одинаковое, либо дифференцированное  задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав  групп зависит прежде всего  от величины класса (примерно  от трех до шести человек);

3) при этом члены группы  должны выбираться учителем таким  образом, чтобы в каждой находились  ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь  слабым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:

1) учитель должен иметь  высокий уровень педагогического  мастерства, чтобы организовать  групповое обучение;

2) существуют трудности  в комплектовании групп, так как  в классе не всегда есть  достаточное количество сильных  учеников, которые могут быть  лидерами группы.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм - групповой, фронтальной и индивидуальной - приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.

Информация о работе Педагогика. Ее объект, задачи, функции и методы