Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:17, методичка
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Это означает, что налоговая льгота является факультативным элементом налогообложения, и ее отсутствие в определенном законодательном акте, устанавливающем определенный налог или сбор, не является основанием для отказа налогоплательщика от уплаты данного налога или сбора. [6, с. 31-32]
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
Работа с хрестоматийными материалами:
Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.51-69.
Модель изучения темы « Закономерности, принципы и движущие силы целостного процесса обучения»
Комментарии к изучению темы
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления. Система целостна, если определены эти связи и отношения:
- между потребностями общества и целями образования;
- между целями образования и содержаниями образования;
- между уровнем развития науки, экономики, техники и содержанием образования;
- между деятельностью и общением;
- между обучением и развитием;
- между преподаванием и учением;
- между деятельностью учителя и реальными возможностями детей;
- между деятельностью учителя и развитием ребенка;
- между коллективом и конкретной личностью;
- между внутренними и внешними условиями развития;
- между обучением и самообразованием.
С точки зрения качества все эти связи необходимые, закономерные, существенные, повторяющиеся. Они и составляют понятие закона.
Закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Это понятие философское,
так как философия
Закономерность - совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы обучений. Закономерность представляет собой объективную характеристику явления, а принципы – субъективную характеристику.
Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Принцип определяет общее направление движения к цели, действия и структуру деятельности.
Принципы бывают:
1) мировоззренческие: а) принцип научности; б) систематичности и системности; в) сознательности;
2) процессуальные: а) принцип наглядности (принцип единства абстрактного и конкретного); б) принцип связи обучения жизни; в) принцип активности;
3) социологические - принципы присвоения социального опыта;
4) психологические принципы - принцип положительного эмоционального фона в обучении.
5) гносеологические принципы - это принцип прочности и развития познавательных сил учащихся.
6) концептуальные принципы выступают как дополнительные, которые помогают построить процесс обучения согласно той концепции, которую выстраивает (обосновывает ) автор.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации
Закономерности процесса обучения |
Принципы процесса обучения |
Пути их реализации (правила) |
1. Единство обучения и воспитания. |
Воспитание в процессе обучения в соответствии с потребностями общественного развития. |
1. Создавай условия для воспитательного влияния науки в процессе изучения предмета. 2. Показывай действительность такой, какова она есть. 3. Показывай вещи и явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывай материальные причины изменений. 4. Организовывай такие виды деятельности, которые развивали бы внимание, память, воображение, творческие и др. познавательные способности. 5. Всемерно развивай общеучебные умения и навыки. 6. Воспитывай и формируй положительные мотивации учения, интерес к знаниям. |
2. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры и т.д. |
Принцип научности и доступности в обучении. |
1. Предлагай для усвоения прочно установленные в науке положения. 2. Переходи от близкого к далекому, от легкого – к более трудному, от известного – к новому, от простого – к сложному, от главного – к второстепенному, от общего – к частному, от конкретного – к абстрактному. 3. Учитывай индивидуальные способности личности в продуктивности учебы. |
3. Об активном характере, познавательной деятельности в обучении и воспитании. |
Принцип активности, сознательности учащихся в обучении при руководящей роли учителя. |
1. Обеспечивай максимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательности творческого труда учащихся в обучении. 2.Создавай условия, 3. Учитывай индивидуальные особенности и интересы учащихся (объективные потребности общества). 4. Приобщай учащихся к коллективным формам работы. 5. Добивайся понимания учащимися целей и задач учебной работы, осознанного восприятия учебного материала. 6. Приучай учащихся анализировать собственные действия и действия своих товарищей. 7. Привлекай учащихся к формулировке правил и понятий. |
4. О всеобщей связи явлений действительности |
Принцип систематичности в обучении. |
1. Предлагай и учащимся понятия и разделы для усвоения их логической связи и преемственности. 2.Учитывай достигнутый
уровень учащихся и 3. Устанавливай содержательный центр урока и систему производных знаний и умений. 4. Чаще прибегай к кратким повторам. 5. Подразделяй материал на параграфы и подпараграфы. 6. Особое внимание уделяй способам и формам выражения своих мыслей учащимся. 7. Приобщай учащихся к самостоятельной работе. 8. Помогай учащимся понять объективно существующие связи. 9. Правильно планируй весь учебный процесс. 10. Рационально распределяй материал по урокам. |
5. Восхождение от абстрактного к конкретному (принцип диалектической логики). |
Единство абстрактного и конкретного в обучении. Моделирование. |
1. Учи составлять логические структуры изучаемого материала и строить по модели 2. Организуй прямое изучение действительности посредством наблюдений, измерений, практических видов деятельности. 3. Концентрируй внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета и их взаимосвязях. |
6. Соединение обучения с производительным трудом. |
Принцип связи обучения жизнью и практико-преобразовательной деятельностью учащихся. Принцип деятельностного подхода. |
1. Поощряй самостоятельность учащихся в формулировке, разрешении и определении теоретических и практических задач. 2. Учи самостоятельно подбирать примеры, выбирать новое, творческое. 3. Учи оценивать правильность применения изучаемого на практике. 4. Учи различать примеры, иллюстрирующие изучаемое. 5. Учи организовывать свою практическую деятельность на основе имеющихся творческих знаний. |
7. Развивающий характер обучения. |
Принцип прочности знаний и развитие познавательных сил учащихся. |
1. Формируй позитивное отношение к изучаемому. 2. Организуй активное участие учащихся в ознакомлении с новым материалом. 3. Выполняй закрепляющие упражнения только после проверки качества усвоения материала. 4. Организуй теоретическую и опытную проверку полученных знаний. 5. Чаще организовывай повторение и систематический контроль. 6. Развивай познавательные силы учащихся через усвоение содержания. |
8. Переход воспитания к самовоспитанию |
Переход обучения в обучение. |
1. Воспитывай потребность в продолжении образования. 2. Создавай основу для занятий самообразованием. 3. Обогащай содержание обучения и усиливай интерес к учению. |
9. Преломление внешнего через внутренний мир ребенка. |
Принцип положительного эмоционального фона в обучении. |
1. Создавай атмосферу доброжелательности, взаимного уважения. 2. Помогай осознавать учащимся их общественную значимость. 3. Используй произведения искусства в обучении. 4. Чаще используй игровые приемы и методы. 5. Старайся деятельность учащихся сделать более содержательной, более целенаправленной. 6. Демонстрируй детям свое полное к ним доверие. 7. Чувствуй эмоциональный настрой группы и принимай его. 8. Открыто выражай свои чувства. 9. Выступай для учащихся в качестве источника разнообразного опыта. |
10. Закон педагогического действия. |
Единство индивидуального и коллективного в обучении. Принцип педагогического сотрудничества. |
1. Раскрывай перед учащимися перспективы их учебной работы. 2. Рассказывай о деятельности различных коллективов взрослых людей. 3. Воспитывай правильное поведение в коллективе. 4. Учитывай индивидуальные особенности каждого школьника. 5. «Определяй индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника» В.А.Сухомлинский 6. Выступай в роли активного участника группового взаимодействия. |
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте логико-смысловые модели по вопросам СРС.
2. Дополнить таблицу: «Характеристика закономерностей процесса обучения и пути их реализации».
Вопросы для самопроверки
1. Выявите сущностные стороны процесса обучения и сформируйте основные его закономерности.
2. Покажите взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.
3. Сравните классификации принципов обучения по учебным пособиям: Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. - М., 1982; В.Ф. Харламов. Педагогика.- М., 1987 и Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1987. Найдите общее и отличительное.
[
Литература
1. Теоретические основы процесса обучения в советской школе [текст] / под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989. Гл.1, §5.
2. Дидактика средней школы [текст] / под ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982. Глава 4.
3. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [текст] / Е.Н Шиянов, И.Б. Котова. - М.,1999.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения [текст] / В.И.Загвязинский. - М., 2001.
5. Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.51-69.
Тема V
Содержание образования: его сущность
и перспективы развития
Основное содержание темы: Понятие о содержании образования. Сущность содержания и его исторический характер. Теории формирования: содержания образования: формальная и материальная. Требование к современному содержанию образования.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Функции и принципы отбора содержания образования.
Закономерности и принципы построения содержания образования.
Содержание и структура базовог
Государственный образовательный стандарт и учебные программы. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Способы построения учебных программ. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Перспективы развития содержания образования виды образования.
Основные понятия: содержание образования, формальное содержание образования, материальное содержание образования; структура содержания образования; знание; способы деятельности, способы творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностной ориентации, базовое образование; профессиональное образование; политехническое образование; базисный учебный план; государственный образовательный стандарт, программа; учебник; навык, общеучебные умения и навыки.
Методические указания по теме: необходимо осознать обусловленность содержания образования потребностями общества и целями образования; исторический характер содержания образования; ознакомиться с теориями формирования содержания образования: формальной и материальной; рассмотреть современные подходы к отбору содержания образования; выявить закономерности и принципы построения содержания образования; обосновать и определить структуру современного содержания образования; выстроить зависимости содержания образования с предметным содержанием обучения и содержанием учебного материала на уроке; охарактеризовать каждый компонент структуры содержания образования: осознать взаимосвязь всех компонентов содержания образования; выделить ядро знаний, дать характеристику государственному образовательному стандарту; учебной программе; способы построения учебных программ; рассмотреть перспективы развития содержания образования и типологию современных образовательных учреждений; раскрыть содержание базисного учебного плана, его структуру и содержание профильного образования.
Самостоятельная работа студентов по вопросам:
1. Концепция «Модернизация образования РФ до 2010 г.».
2. Концепция профильного образования.
3. Подходы к формированию содержания образования для общеобразовательных средних школ.
4. Характеристика различных типов средних общеобразовательных учреждений.
Работа с хрестоматийными материалами:
Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.144-164.
Комментарий к изучению темы
Понятие содержание образования
Содержание образования
Модель изучения темы «Содержание образования: его сущность и перспективы развития».
теория формальная
материаль- теория
ного с. о. с. о.
Отвечает на
вопрос чему?
сод. обр.–систематизированный