Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа
Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы
При поступлении в школу жизнь ребенка вступает в качественно новый этап, когда на первый план выступает его участие в учебной деятельности. Требования к дисциплине еще более регламентируются. Обновляется коллектив сверстников. На этом этапе решающее значение имеет значение готовности к школьному обучению, как интеллектуальная, так и личностная. Заранее освоив начальные навыки учебной деятельности, и имея опыт общения со сверстниками, ребенок, как правило, нормально адаптируется к условиям систематичного школьного обучения. В этом отношении дети, не посещавшие дошкольного учреждения, иногда имеют некоторые интеллектуальные преимущества, но обычно сильно проигрывают в плане налаживания взаимоотношений и дисциплины. Проблемы в умственном и личностном развитии препятствуют нормальному вхождению в новые условия, обрекают ребенка на роль отстающего, а это в свою очередь может обусловить возникновение хронической психической травмы и нарушений поведения. От педагогов в критических ситуациях дезадаптации ребенка требуется повышенное внимание к его индивидуально – психологическим особенностям, индивидуальный подход в обучении и воспитании, а иногда и психокоррекционная работа совместно со специалистами других областей. (Российская педагогическая энциклопедия. Редактор В.В. Давыдов)
В данной работе рассматривается социальная адаптация детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
С поступление ребенка трех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящие в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться
1.2.Стили и этапы адаптации
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платить организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих, адекватно приспособится.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Исследования педагогов, медиков (Н.М.Аксариной, Р.В. Тонкова-Ямпольской) показывают, что существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) комфортный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и условия среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Таким образом, наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей походит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3- месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем.
Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворенна эта потребность.
Третий этап привыкания детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этот период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст ребенка, а развитие форм общения. Дети на первом этапе привыкания нуждаются в непосредственно – эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе. Расширение содержания общения тесно связанно с развитием предметно – игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества с взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно – игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии с взрослым и с детьми в группе.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
1.3.Факторы адаптации
Исследования педагогов, медиков (Н.А. Аксарина, Н.П.Жукова, Р.В.Тонкова – Ямпольская и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
- возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту, они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми;
- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации;
- индивидуальных особенностей.
По данным Н.А. Аксариной, дети
даже одного и того же
- биологических и социальных факторов. К биологическим факторам Р.В.Тонкова – Ямпольская, Т.Я.Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту (например, умение играть с игрушками, общаться с взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит в детский сад из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
- уровня тренированности адаптационных механизмов. Н.М. Аксарина, Р.В.Тонкова – Ямпольская, Т.Я.Черток отмечают, что тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению.
- опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми (по данным Н.Д.Ватутиной, К.П.Печора). Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т.п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принять пищу, одеваться, раздеваться, проситься в туалет и т.п.). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность, и в какой - то степени независимость от взрослого.
Итак, факторы, влияющие на характер адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями детского сада и семьи. По данным Н.М.Аксариной, Р.В.Тонковой – Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в вес.
Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделится своей игрушкой, подождать, пока другой ребенок поиграет, поблагодарить и т.п.). Необходимо заранее познакомить ребенка с детским садом, положительно настроить малыша, (много детей, хорошая тетя (воспитательница), дети весело играют, много игрушек и т.д.). Родители могут побывать с ребенком на участке детского сада, посмотреть, как гуляют дети, чем занимаются. Познакомить с обстановкой группы, с воспитателем. Пусть малыш посмотрит, где он будет спать, раздеваться, играть, кушать. Все это создает у него положительный настрой к детскому саду.
Родителям необходимо подумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить его, забирать из детского учреждения. Если ребенок легче расстается с папой ил с бабушкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка в детском саду не на полный день, а на несколько часов, например на время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и излишнее заласкивание. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении.
Какова роль сотрудников детского учреждения? Они должны тщательно подготовиться к приему вновь поступающего ребенка (продумать, где он будет раздеваться, сидеть за столом, есть и т.д.). Заведующая детским садом, врач, старший воспитатель, воспитатели группы за 2 -3 недели до поступления детей проводят собрание с родителями, где знакомят с трудностями адаптационного периода, дают советы, как можно избежать их. Воспитатель группы с помощью анкетирования, бесед с родителями, посещения ребенка на дому выясняет, в каких условиях воспитывался малыш, как его зовут ласково дома, какие у него привычки, особенности, любимые игрушки, занятия и т.п. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т.д.).
В период привыкания малыша к детскому саду важно избегать неприятных процедур (стричь ногти, делать прививки, давать горькое лекарство и т.п.). Воспитатель должен чутко относиться к неудачам детей и не стыдить их, не жаловаться родителям, особенно в их присутствии.
Заведующая детским садом должна регулировать во времени прием детей. Недопустимо принимать в группу более 1-2 новых детей в неделю. Это не позволяет педагогу уделить достаточное внимание вновь поступившим детям.
Итак, знание особенностей периода адаптации, факторов влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников детского сада могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к дошкольному учреждению.
ГЛАВА 2. ХАРАКТИРИСТИКА ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1. Физиологические
особенности детей третьего