Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:14, дипломная работа
Цель работы - описать особенности адаптации детей третьего года жизни к детскому саду.
Задачи исследования:
Дать определение понятию «Адаптация»
Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению.
Дать характеристику детей третьего года жизни.
Проанализировать направление совместной деятельности воспитателей и родителей по успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
Введение
3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
6
1.1. Понятие адаптации
6
1.2. Стили и этапы адаптации
11
1.3.Факторы адаптации
13
Глава 2. Характеристика детей третьего года жизни
18
2.1. Физиологические особенности детей третьего года жизни
18
2.2. Психологические особенности детей третьего года жизни
22
2.3. Кризис 3-х лет
31
Глава 3. Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ДОУ
34
3.1. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода
34
3.2. Стили педагогической деятельности воспитателя
40
3.3. Организация педагогического процесса в первой младшей группе
45
Глава 4. Практическая часть.
53
Заключение
59
Литературы
Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, которые нужно учитывать родителям при составлении режима, для каждого возраста существует характерная продолжительность основных отрезков жизнедеятельности.
Составляя режим дня для своего ребенка, родители должны исходить из показателей физического развития и выносливости нервной системы ребенка. Если ребенок физически не очень крепок, имеет отклонения в состоянии здоровья, тогда ему нужен более щадящий, гибкий режим, который может, манятся.
У ребенка следует вырабатывать положительное отношение к приему пищи. При этом, конечно, приходится принимать во внимание его индивидуальность. Обычно здоровый ребенок съедает столько, сколько нужно для организма в его возрасте. Но если малыш худеет, обязательно покажите его врачу – он установит причину. Как правило, это бывает временное явление, связанное с особенностями нервной системы – излишней подвижностью и возбудимостью. Вдумчивый подход поможет справиться с этой проблемой.
Бывает и обратное: ребенок много ест в любое время, не отказываясь ни от чего. Такие дети становятся «толстяками» уже в раннем детстве, а это не лучшим образом сказывается на их физическом развитии и состоянии здоровья, в частности на работе сердца. Соблюдать золотую середину во всем – золотое правило жизнедеятельности человека в любой возрастной период. Рекомендуем родителям десять правил «золотой середины»
- Вырабатывайте положительное отношение к приему пищи.
- Перед приемом пищи
за 20-30 минут создайте
- Заранее расскажите, что приготовили на завтрак или обед, обратите внимание на приятный запах и вкус пищи, ее красивый вид. Можно включать в общение с ребенком шутки, подтверждающие слова взрослого, например: «Смотри, даже Мурка облизывается, так ей хочется попробовать твою кашу» и т.п.
-Визуально оформите
-Не допускайте во время еды неприятных ощущений. Следите, чтобы руки и лицо у ребенка были чистыми.
- Показывайте пример приема пищи. Для этого сядьте рядом с малышом и на своем примере кратко поясните все действия, подчеркивая их необходимость и целесообразность: «Беру хлеб в левую руку, а в правую – ложку. Вот так!».
- Во время приема пищи
не требуйте от ребенка
- Не кладите много пищи на тарелку. Дайте столько, сколько ребенок в состоянии съесть. Важно, чтобы малыш съел все до конца, и вы его похвалили за «чистую тарелочку». Через два дня положите ему на две ложки больше, он постарается съесть все, чтобы заслужить вашу похвалу.
-Никогда не кормите ребенка насильно! Такой прием пищи не только вреден, но и опасен. Особенно, если малыш начинает плакать, потому что вместе с широким вздохом при крике часть пищи может попасть в дыхательное горло.
- Можно применять отдельные игровые приемы, не требующие каких – либо активных действий, например: «Смотри, как мишка радуется, что ты хорошо поел».
После еды ребенок должен поблагодарить взрослых и попросить разрешения выйти из-за стола. При этом не разрешайте ему уносить с собой куски хлеба, яблоки, сладости, как это любят делать дети. На этот счет в семье должен быть общий порядок для всех. Для того чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к кормлению, не следует между приемами пищи давать ему дополнительную еду. И уж конечно, не «обогащайте» его сладостями, жвачками, «под просмотр» телепередач, слайдов или кино – все это нарушает не только режим питания, но и режим жизни.
Очень часто, получив опыт неправильного поведения за столом из-за неудобства мебели, ребенок сохраняет его на долгие годы.
Определите, удобно ли малышу за столом: как он сидит, какова его поза. Ребенок должен сидеть так, чтобы стопы его ног целиком соприкасались с полом, край стола находился примерно на уровне нижней части грудной клетки, согнутые в локтях руки свободно размещались на поверхности стола перед грудью, а плечи при этом оставались на обычном уровне, т.е. не были опущены или приподняты.
Стульчик следует ставить не вплотную к столу, а таким образом, чтобы между краем стола и поверхностью груди оставалось небольшое расстояние(4-6 см). Так ребенок может опереться о спинку стула, сидеть свободно, без напряжения. Главное, чтобы он не сутулился, не наклонялся слишком низко к поверхности стола, а на сиденье стула размещалось две трети длины его бедра.
Правильная поза и достаточное освещение помогают предупредить нарушение, как осанки, так и зрения.
Если приобрести детский столик по какой-либо причине не удается, то ребенка можно посадить за общий стол. В этом случае на стул нужно положить более высокое сидение из твердого материала с тем, чтобы малышу было удобно сидеть. Достаточно устойчивая опора должна быть и под ногами. Однако это временная замена. Если малыш не посещает детский сад (такая мебель имеется в каждой возрастной группе), вам нужно постараться приобрести соответствующую его росту мебель.
По-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомление с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование наглядно – действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно – образного (2,5 -3 года) мышления в ведущих видах деятельности (дидактические игры, игры с предметами – орудиями, занятия конструирование, сюжетно – отобразительная игра и др.).
Овладение речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая «высоту», к концу третьего года уже выступает как активное средство комунникации, познания, а также условие формирования интеллекта.
Социальное развитие сохраняет свою исключительную значимость: качественно новое взаимодействие с окружающим миром на основе слова. Общение с взрослыми начинает строиться на основе познавательных потребностей, а с детьми – на основе партнерства. Социализация «ведет за собой» не только эмоциональное благополучие, но и психофизическое развитие ребенка (здоровье, интеллект, активность, умственная и физическая достаточность). Моторное развитие связанно с совершенствованием уже имеющихся видов движений (разные виды ходьбы) и с овладением новыми (бег, прыжки, метание вдаль и т.п.)
Осуществляя программу воспитания малыша на третьем году его жизни, родители реализуют в ведущих линиях следующие возрастные задачи.
Социальное развитие. Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство симпатии к взрослым и детям. Учить доброжелательному общению в игре, вначале «рядом», а потом вместе со сверстниками. Прививать любовь к родным и чувство уважения к старшим, желание слушать их. Формировать базальное доверие к окружающему миру, желание подрожать доброму отношение друг к другу, умение замечать хорошие поступки, благодарить за оказанное внимание или помощь. Отражать в сюжетно – отобразительных играх не только бытовые ситуации, но и взаимоотношения людей. Бережно относится не только к вещам, предметам, растениям, но и к игрушкам, отображающих людей (куклы; животные, имитирующие человека, - свинка в фартучке, зайка в штанишках, кошка в платьице и т.п.
Познавательное развитие. Расширять ориентировку при ознакомлении с социальным и природным окружением. Воспитывать интерес и внимание к явлениям природы. Замечать смену сезонов в природе(весна, лето, осень, зима), под руководством взрослого расширять ориентировку в живой (растения, животные, труд людей на огороде, цветнике и т.д.) природе. Учить любить все живое. Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними.
Речевое развитие. Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками. Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. К концу третьего года употреблять все грамматические формы, грамматический строй речи. Употреблять сложноподчиненные предложения, составлять из нескольких предложений повествование. Уметь отразить в речи явления недавнего прошлого, высказать свое мнение о настоящем, простейшую ориентировку на будущее.
Учить понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы для малышей, используя иллюстрации, а затем и без наглядного сопровождения. Слушать потешки, сказки, эмоционально откликаться на коллизии развертывающегося сюжета. Вызвать желание его повторять.
Эстетическое развитие. Формировать у ребенка чувство прекрасного, показывая предметы русского народного творчества, обогащая эмоциональный мир детства звуками, красками, формами. Развивать интерес к рисованию, лепке, музыке, пению, игре на простейших инструментах (балалаечка, металлофон и пр.)
Физическое развитие. Продолжать укреплять здоровье ребенка. Создавать условия для здорового образа жизни. Уделять внимание закаливанию организма ребенка. Совершенствовать основные движения, приучать к занятиям физкультурой и выполнению утренней гимнастики. Исключать в воспитательном процессе гиподинамию ребенка (недостаточность двигательных нагрузок). Выполнять физические упражнения в соответствии с показом или словесным указанием взрослого, учить использовать гимнастические атрибуты (флажки, шары, гантели и пр.) по назначении.
Продолжать формировать культурно – гигиенические навыки в быту, элементарные навыки самообслуживания (умывание, одевание, опрятность и пр.). Формировать привычки культуры поведения и навыки воспитанности.
Таким образом, в раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии ребенка, формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
2.3. Кризис трех лет.
Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущения себя источником воли приводят к проявлению нового типа отношений ребенка к взрослому, так Л.С.Выготский описал наступление кризиса трех лет. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и хочет пользоваться теме же правилами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Эти чувства столь захватывающи, что ребенок открыто, противопоставляет свои ведения ожиданиям взрослых.
Считается, что проявление упорства есть упрямство и негативизм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитывает на то, что проявление упорства и испытание близких не принесет ему серьезного ущерба.
Испытание собственной воли и открытый негативизм, и упрямство имеют разные нюансы в поведении. В первом случае ребенку можно помочь испытывать самого себя, предложив ему возможные варианты трудных ситуаций, которые он должен сам для себя определить. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения.
Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам». Попытки общаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением.
Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сентизивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат рефлексии на себя и других людей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации общения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми для детского сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя».
Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
Как считал Д.Б.Эльконин, кризис трех лет это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».
Таким образом, кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений и связан со становлением самопознания ребенка. Появляется позиция «Я сам».