Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа
Дети – это наше будущее, будущее нашей страны, и воспитать их наша задача. Из множества важнейших дел в нашей стране в качестве первоочередной требующей самого серьезного осмысления и активного решения, должна быть выделена проблема нравственного воспитания ребенка. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания более эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение имеют вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам в совместной деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственно-волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Задачи, содержание и методика формирующего эксперимента
2.3. Задачи, содержание и методика контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Исследование проводилось на базе детского сада № 37 Эжвинского района г. Сыктывкара в старшей группе. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе «Детство». В исследовании принимали участие 15 воспитанников старшей группы. Списочный состав исследуемых представлен в таблице 1.
Список исследуемой группы
№ | Имя ребенка | Возраст |
1 | Катя В. | 5,2 |
2 | Алина Ц | 5,5 |
3 | Варвара Н. | 5,4 |
4 | Костя Ж | 5,3 |
5 | Кирилл Ш. | 5,2 |
6 | Кирилл Т. | 5,7 |
7 | Данил | 5,1 |
8 | Даниил О. | 5,6 |
9 | Ангелина Р. | 5,2 |
10 | Арина Щ. | 5,3 |
11 | Стас Д | 5,4 |
12 | Зоя У. | 5,1 |
13 | Илья Р. | 5 |
14 | Мария В. | 5,8 |
15 | Богдан Т. | 5,2 |
Обработка результатов констатирующего и контрольного эксперимента осуществлялась следующим образом:
Низкий уровень от 1 до 1,6 баллов
Средний уровень от 1,7 до 2,4 баллов
Высокий уровень от 2,5 до 3 баллов.
Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей сформированности нравственно - волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
В соответствии с целью констатирующего эксперимента нами были определены следующие задачи:
1. Выявить особенности интереса детей старшего дошкольного возраста к подвижным играм
2. Выявить уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах
3. Выявить особенности проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
Для решения данных задач использовался многосерийный эксперимент.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался методика выбора (модифицированная методика В.И. Логиновой). Детям предлагалось выбрать одну из следующих игр: «Лото», «Кошки-мышки», «Космическое путешествие» и объяснить свой выбор. Если ребенок первым выбором показывал предпочтение не подвижной игре, то ему предлагалось осуществить выбор из двух оставшихся игр.
Анализ методики выбора осуществлялся следующим образом:
3 балла – ребенок выбирает подвижную игру с первого предъявления
2 балла – ребенок выбирает подвижную игру со второго предъявления
1 балл – ребенок не отдает предпочтение подвижной игре
Результаты методики выбора представлены в таблице 2.
Интерес детей к подвижным играм
№ | Имя ребенка | Оценка в баллах | Уровень |
1 | Катя В. | 2 | средний |
2 | Алина Ц | 2 | средний |
3 | Варвара Н. | 2 | средний |
4 | Костя Ж | 3 | высокий |
5 | Кирилл Ш. | 3 | высокий |
6 | Кирилл Т. | 3 | высокий |
7 | Данил | 3 | высокий |
8 | Даниил О. | 2 | средний |
9 | Ангелина | 1 | низкий |
10 | Арина Щ. | 2 | средний |
11 | Стас Д | 1 | низкий |
12 | Зоя У. | 2 | средний |
13 | Илья Р. | 3 | высокий |
14 | Мария В. | 1 | низкий |
15 | Богдан Т. | 3 | высокий |
Анализ результатов выявления уровня развития интереса детей, старшего дошкольного возраста, к подвижным играм показал, что 33% детей предпочитают подвижные игры другим видам игр. Свой выбор мотивируют тем, что это самая интересная игра, в которой можно бегать, нужно быть ловким и все дети участвуют в игровых действиях. 40% детей отдавали предпочтение подвижным играм только со второго предъявления, объясняя свой выбор тем, что не часто выступают в роли ведущих (кошки или мышки), а быть «ловушкой» не интересно. Свое предпочтение другим видам игр, объясняли равноправностью партнеров игры («там можно всем играть»). 20% детей отдают предпочтение настольным и настольно-печатным играм, объясняя свой выбор интересом к данным играм («мне больше нравится»).
Необходимо отметить, что наибольший интерес к подвижным играм проявили мальчики, девочки выбирали подвижные игры, чаще со второго предъявления.
Для решения второй задачи нами была использована методика «Закончи историю», автор Г.А.Урунтаева.
Проведение методики: исследование проводится индивидуально. Воспитатель предлагает ребенку выполнить задание: закончить рассказы.
Материал: Ребенка просят придумать окончание к незаконченному рассказу - ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например:
Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила... Что Маша ответила и почему?
Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить белье. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил ... Что ответил Витя и почему?
Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню, кубики рассыпались. И тут Вова ... Что сказал Вова и почему?
Критерии оценивания:
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивируют и нравственную оценку не формулируют.
Результаты изучения уровня развития представлений детей о нравственно-волевых качествах представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень развития представлений детей о нравственно-волевых качествах
№ | Имя ребенка | ситуации | Средний балл | Уровень | ||
1 | 2 | 3 | ||||
1 | Катя В. | 2 | 3 | 2 | 2,3 | средний |
2 | Алина Ц | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
3 | Варвара | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
4 | Костя Ж | 2 | 1 | 2 | 1,6 | низкий |
5 | Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
6 | Кирилл | 2 | 1 | 2 | 1,6 | низкий |
7 | Данил | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
8 | Даниил | 2 | 2 | 3 | 2,3 | средний |
9 | Ангелина | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
10 | Арина | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
11 | Стас Д | 2 | 1 | 2 | 1,6 | низкий |
12 | Зоя У. | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
13 | Илья Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
14 | Мария В. | 2 | 3 | 3 | 2,6 | высокий |
15 | Богдан Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Анализ результатов таблицы 3 показал, что 20% детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах. 53% детей проявили средний уровень сформированности представлений, 24% детей – высокий уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах.
Необходимо отметить, что в общем у детей сформирован достаточный уровень сформированности представлений о нравственно-волевых качествах, дети правильно находят решение предложенной ситуации, тем не менее такое решение носит произвольный характер.
Реализация третьей задачи констатирующего эксперимента осуществлялась по средствам наблюдения. Наблюдение осуществлялось в процессе подвижных игр, организованных педагогом группы. Для наблюдения были отобраны две подвижные игры: «Ловишка», игра хорошо знакомая детям и «Охотники», новая игра для детей. Нами определены следующие критерии наблюдения:
1. принятие игрового правила
2. соблюдение правил игры
3. распределение игровых ролей
4. поведение детей во время игрового действия
*отношение к не соблюдению правил,
* проявление нравственно-волевых качеств во время смены ролей в процессе игрового действия
* помощь участникам игры
Оценка результатов наблюдения осуществлялась в зависимости от соответствия перечисленным критериям:
3 балла – полное соответствие критерию наблюдения
2 балла – частичное соответствие критерию наблюдения
1 балл – не соответствие критерию наблюдения
Результаты наблюдения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Особенности проявления нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх
№ | Имя ребенка | Критерии наблюдения | Средний балл | Уровень | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | Катя В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
2 | Алина Ц. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1,7 | средний |
3 | Варвара | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 | низкий |
4 | Костя Ж | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,5 | низкий |
5 | Кирилл | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 | низкий |
6 | Кирилл | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 | средний |
7 | Данил | 3 | 2 | 1 | 1 | 1,7 | средний |
8 | Даниил | 3 | 1 | 1 | 1 | 1,5 | низкий |
9 | Ангелина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
10 | Арина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
11 | Стас Д | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,2 | низкий |
12 | Зоя У. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
13 | Илья Р. | 3 | 2 | 1 | 1 | 1,7 | средний |
14 | Мария В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
15 | Богдан Т. | 3 | 3 | 2 | 2 | 2,5 | высокий |
Информация о работе Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у детей