Ребята приходят в первый класс,
и они многого не умеют. Попробуем весь
путь с 1 по 4 класс разделить на периоды.
Представим весь путь в виде прямой линии
и разделим на 3 части, каждая из частей
по продолжительности может быть разная,
все зависит от того, сколько детей в классе,
какими навыками и умениями обладают,
какой темперамент, какое здоровье.
1 класс первый период подготовительный
2-3 класс второй период переходный
4 класс третий период завершающийРаскроем
значение каждого периода.
В первый период входит 5 разделов:
1 раздел – работа над
навыком самостоятельного умственного
труда:
а) Учиться уметь обдумывать
услышанное, прочитанное.
б) Учиться сопоставлять высказанную
точку зрения с другими.
в) Учиться выдвигать и проверять
предположения.
г) Учиться делать выводы.
2 раздел – способность
ученика разграничивать:
а) Это я знаю, умею.
б) Этого еще не знаю, не умею.
3 раздел – развитие
речи:
а) Учиться ориентироваться
в ситуации общения.
б) Учиться формировать собственные
мысли и понимать чужие.
в) Учиться осуществлять самоконтроль
за речью, восприятие ее собеседником.
г) Учиться понимать речь партнера.
4 раздел – умения, которыми
характеризуется самостоятельность:
а) Учиться уметь выделять главное,
видеть общую закономерность и уметь делать
обобщенные выводы.
б) Учиться последовательно,
логично обосновывать свои действия и
контролировать их.
в) Учиться применять знания
в разных условиях, часто усложненных,
с элементами творческого нестандартного
подхода к достижению цели.
г) Учиться доходить до истины,
стараясь не обращаться за помощью к другим.
5 раздел – познавательная
деятельность школьников:
а) Учиться работать с дополнительной
литературой.
б) Работать над умением грамотно
задавать вопросы.
в) Уметь рационально использовать
время на уроках.
г) Учиться до истины доходить
самому, не обращаясь за помощью к другим.
д) Уметь организовывать взаимопроверку,
самоконтроль, самооценку собственной
деятельности.
е) Уметь самостоятельно разделить
поставленную цель на две простейшие задачи:
выбрать средства и способы решения, самостоятельно
решить.
Второй период – это период,
где дети пробуют себя, выбирают предметы,
стараются рационально использовать время,
хотя многому они уже научились в первом
периоде.
Третий период – активная самостоятельная,
индивидуальная работа с выбором предметов
по желанию.
Подготовив ребят можно свободно
приступать к той форме обучения, которая
была предложена выше. Ребята работают
с большим желанием, применяя ранее полученные
умения и навыки (1, 3, 4, 5 разделы).
Для того, чтобы научить детей
работать самостоятельно, а учителю индивидуально
с каждым, педагог сам должен хорошо разбираться
в технологии индивидуализированного
обучения. Быть творческой личностью,
эрудированным, ситуативным, уметь рационально
использовать время на занятии, ведь, работая
в этой технологии, мы отошли от традиционной
формы урока. Одни ученики делают, например,
математику за 30 минут, а другому требуется
50 минут и т.д. Для учителя важно, чтобы
программа, заданная на уроке была выполнена
в классе всеми учащимися. Каждый ребенок
индивидуален, поэтому учитель должен
помнить о том, что требуется создать такие
условия, в которых наиболее полно может
осуществиться развитие индивидуальности
ребенка. Учащиеся с низкой успеваемостью
тоже способны работать самостоятельно.
В отличие от сильных учеников они нуждаются
в большей помощи со стороны учителя. Главная
трудность для этих ребят – правильно
определить этапы действий, последовательно
и логически стройно раскрыть содержание,
важнейшие задачи. Бывает и так, что некоторые
дети отказываются от самостоятельного,
познавательного поиска, ждут помощи учителя.
Усиление активной умственной деятельности
учащихся в процессе их самостоятельной
работы достигается при условии, если
учитель правильно организует эту работу
и умело руководит во время индивидуального
подхода.
Анализ педагогического опыта
и результатов исследований позволяет
констатировать, что рационально организованная
и систематически проводимая учителем
на занятиях самостоятельная, индивидуальная
работа способствует овладению всеми
учащимися глубокими и прочными знаниями,
активизации умственных операций, развитию
познавательных сил и способностей к длительной,
интеллектуальной деятельности. Учащиеся
могут самостоятельно осваивать современные
дистанционные программы обучения. Они
постепенно овладевают процессом самостоятельного
и целенаправленного проектирования своего
жизненного пути на основе сформированных
ЗУНов, свободного самостоятельного выбора
с учетом потребностей социума.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В решении задач формирования
способности школьников к самостоятельной
работе требуется формирование приёмов
моделирования учебной деятельности,
определение учащимся оптимального распорядка
дня, осознание и последовательную отработку
им рациональных приёмов работы с учебным
материалом.
В целом самостоятельная работа
школьника основывается на правильной
с точки зрения учебной деятельности организации
его классной учебной деятельности. В
частности, это относится к связи и переходу
от внешнего контроля учителя к самоконтролю
школьника и от внешней оценки к формированию
его самооценки. Это, в свою очередь, предполагает
совершенствование его контроля и оценивания
самим учителем. Соответственно, положительный
ответ на вопрос о том, может ли у школьника
формироваться способность к подлинной
самостоятельной работе, зависит от совместных
действий учителей и школьника, от осознания
им особенностей этой работы как специфической
формы учебной деятельности, предъявляющей
к её субъекту особое требование и доставляющей
ему интеллектуальное удовлетворение.
Анализ видов учебной работы школьника
показывает, что самостоятельная работа
характеризуется собственной познавательной
потребностью, самоконтролем, собственным
режимом работы, свободой выбора места
и времени этой работы.
Для развития навыков самостоятельной
работы младшего школьника необходимо
выполнять следующие условия, к ним в первую
очередь относятся:
- содержание учебных заданий
должно соединять в себе практическую,
интеллектуальную и эмоционально-оценочную
деятельность в неразрывном единстве,
- способы руководства
деятельностью школьников следует
направлять на создание проблемных ситуаций,
требующих от учащихся самостоятельной
ориентировки в задании и поиска необходимых
действий для его выполнения
- система учебных заданий
должна строиться на основе
постепенного продвижения школьников
от действий в сотрудничестве
с учителем к полностью самостоятельным;
- на уроках необходимо
поддерживать атмосферу, позволяющую
придать поисковым действиям
учащихся личностный смысл и
обеспечить их положительной
мотивацией.
Самостоятельная работа младшего
школьника должна быть как целенаправленная,
внутренне мотивированная, структурированная
совокупность выполняемых действий, направленная
на достижение результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой:
кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2005
- Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся// Нач.шк. 2001, №1.
- Буряк В.К. Самостоятельная
работа учащихся. –М.,1984.
- Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики// Нач. шк. 2003, №12.
- Васильева Р.А., Суворова Г.Ф.
Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.,1999.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с
- Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,1990, №11.
- Есипов Б.П. Проблема улучшения
самостоятельной работы учащихся на уроке/ №8.,2004
- Есипов Б.П. Самостоятельная
работа учащихся на уроках. –М., 2006.-с.34.
- Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2002.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.,2004.
- Исаев Л.Н. О видах заданий к
самостоятельной работе с книгой.
- №3., 2009
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся
на уроках математики в начальных классах. – М.,2005.
- Ковальская М.К. Организация
самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. – М.,2007.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. – М.,2008.
- Моро М.И., Пышкало А.М. Средства обучения математике в начальных классах. – М.,2001.
- Моро М.И. Самостоятельная работа
учащихся на уроках арифметики в начальных классах. – М,2003.
- Педагогика/Под ред. Пидкасистого П.И.-М.,1998.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,2000.
- Пименова Л.М. Воспитание у школьников
самостоятельности как черты личности. –Л.,1960.
- Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий// Нач.шк.,№7,2001.
- Совершенствование обучения младших школьников.-М.,2001.
- Рождественский Н.С. Обучение
орфографии в начальной школе. –М.,2000.
- Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе.-М.,2008.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений.
Т.VI.-М.,1949.
- Шамова Т.И. Активизация учения
школьников.-М.,1979.
- Шамова Т.И., Южаков С.М., Еникеев М.И. Рациональная организация самостоятельной деятельности учащихся// Сов.педагогика,1964, №9.
- Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников.-М.,2005.
- http://www.150-mousosh10.edusite.ru/DswMedia/diplomnayarabotauchebnikkaksredstvoorganizaciisamostoyatel
- http://referatwork.ru/new/source/4526text-4526
- http://do.gendocs.ru/docs/index-211538.html?page=2
- http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=514415
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(воспитание самостоятельности)
- Приучайте ребенка к самостоятельности
в выполнении домашних обязанностей. Пусть
он помогает вам по хозяйству, постепенно
у него появится его личная обязанность,
за которую отвечает только он (поливать
цветы, накрывать на стол, выносить мусор,
ходить за хлебом – выберите то, что наиболее
соответствует вашему укладу жизни).
- Предоставьте ребенку возможность
самому себя обслуживать. Предъявляемые
к сыну или дочери требования должны быть
адекватны их возрасту и последовательны.
Не стоит делать за ребенка то, что он может
сделать сам (кроме исключительных случаев,
например, если он себя плохо чувствует).
Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких
напоминаний, вы все равно все сделаете
за него, и просто не будет реагировать
на ваши слова. Если вы несколько раз говорите
ему собрать и приготовить одежду на завтра,
а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.
- Как можно чаще привлекайте
ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте
и принимайте во внимание его мнение. То
же касается и конфликтных ситуаций: ищите
выход вместе, обговаривая все плюсы и
минусы предложенных решений, старайтесь
приходить к компромиссам.
- Не “стойте над душой” у сына
или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что
каждое его действие контролируют взрослые,
никогда не научится самостоятельно работать.
Когда он начал работу, займитесь своими
делами, подходите к ребенку лишь время
от времени и смотрите, как у него продвигаются дела.
Если заметили, что он отвлекся,– спокойным
и доброжелательным тоном поинтересуйтесь
его успехами.
- Поощряйте вопросы с его стороны,
но не “разжевывайте” ему задания – он
должен сам научиться их понимать. Пойдите
на хитрость, пусть ребенок объяснит вам,
как они делали подобные задания в классе,–
ведь вы учились так давно, что плохо помните
школьные требования. Непонятное, спорное
слово, нужный синоним поищите вместе
в словаре – это, с одной стороны, послужит
сменой деятельности, а с другой – приучит
сына или дочь пользоваться справочной
литературой.
- Преодолеть отвлекаемость поможет
составление расписания, и развитие у
ребенка чувства времени. Это чувство
можно развивать, предлагая ему оценить,
сколько времени займет то или иное действие
(например, сколько времени необходимо,
чтобы записать предложение, позавтракать и т.
д.).
- Если ребенку важно посмотреть
какую-либо передачу или сходить погулять,
постарайтесь вместе рассчитать время
так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить,
сколько времени может занять выполнение
того или иного задания, а затем засеките
время и сравните результаты. Договоритесь,
что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.
- Определите индивидуальные
особенности ребенка, понаблюдав за стилем
его работы: насколько быстро он утомляется
от однообразной деятельности, легко ли
включается в новое задание или долго
“раскачивается”, какой вид деятельности
ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.
д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где
ему будет удобно и приятно заниматься.
Ни в коем случае не позволяйте ему за
уроки при включенном телевизоре, радио,
компьютере, по возможности создайте на
время подготовки домашних заданий спокойную
и тихую обстановку.
- Собирать портфель с первого
класса ребенок должен сам, ничего не забывать
ему поможет список предметов, которые
надо взять с собой в тот или иной день.
Собирать портфель в 4-ом классе – это
унижение для него, и для вас.
- Если вы говорите, что что-то
сделаете, то сделайте это непременно.
Иначе ребенок привыкнет “пропускать
мимо ушей” ваши предупреждения. Если
вы говорите, что в выходные дни он наказан,
и вы не отпускаете его куда-то, выполните
это обещание.